В Apple посчитали, что 26 сентября отличная дата для начала продаж. Операторы сказали, что они не против, и надо бы заняться сертификацией. Но чтобы не привлекать внимания, решили делать это после официального анонса о намерениях. Исключительная ситуация, операторы большие, но никогда не получали сертификаты на телефоны и слабо себе представляют сроки и процедуры. К концу сентября будет трудно успеть уже сегодня, в лучшем случае в начале октября. Но такая разница не столь существенна.
Важно другое. Как операторы стали договариваться с дистрибьюторами. Это отдельная сказочная песня, которая звучит музыкой для моего уставшего организма. Наши операторы, нет вдумайтесь, не американские, не какой-нибудь T-Mobile, а наши родные операторы стали договариваться с сетями в стиле Apple. То есть применили полученные в ходов переговоров знания на практике. Попытались скопировать стиль общения на розничных игроках. Живо себе представляю эту картину.
- У нас и только у нас будет этот продукт, правда и другие два оператора тоже участвуют, но мы, то лучше, это ясно всем, да и продукт шикарный. Сколько для вас зарезервировать, вы должны объем определенный выбрать, ну вы понимаете желающих много?
- Должны?
- Это же бизнес, а не просто так, мы подписались на большие объемы и должны продавать их.
- Должны, так продавайте, нам до этого какое дело?
- Ну как же такой продукт шикарный.
- Ну продукт один, его много, мы объемы брать не будем.
- Как же так? Мы пойдем к вашим конкурентам и вот они.
- Да идите на здоровье, когда вернетесь возьмем еще меньше.
- А может просто возьмете сколько вам надо тогда?
- Так возьмем, но без всяких обязательств с нашей стороны.
- Хммм. Вы ставите нас в неловкое положение право, но только сегодня и только для вас по рукам. Но вы уж расстарайтесь продавать, понимаете нам их много продать надобно.
- Ваши проблемы. Сколько продастся, столько и продадим.
Диалог полностью выдуман, но результат точно соответствует описанному. Розничные сети будут покупать у операторов Apple iPhone 3G внутри страны, не связываясь с импортом, а также не несут никаких обязательство по объемам. Более того, эти аппараты могут продаваться с контрактом любого оператора.
Ну не совсем так конечно. Просто в сети одного игрока, можно будет найти телефоны с контрактом как от МТС, так и Билайн. Например, в Apple по слухам очень не хотят, чтобы iPhone 3G продавался в Евросети, уж не знаю отчего. Говорят что-то про имидж, слово незнакомое, трактовать не буду. Так вот МТС, наоборот кроме Евросети не имеет возможности почти нигде продать заметные количества, поэтому стоит на своем. Вот тут и точка. Забавная картина.
Вторая по значимости сеть – Связного, будет делать ставку на Билайн, затем на МТС, а вот третьего игрока в Москве у них традиционно нет. Да и не нужен наверное в этом случае.
Операторы, безусловно, попытаются продавать вместе с коробкой и телефоном некие специальные тарифные планы. Но никаких жестких привязок, сроков и так далее. Захотел, достал карточку и выбросил, вставил свою. Красота, да и только.
Получается, что в выигрыше у нас уже две стороны процесса, розничные сети, а также Apple. Операторы, втянувшись в имиджевое ралли, поставили свои деньги на кон. Сдается мне, им будет трудно не проиграть в таких условиях.
Цена, скажите же цену
Для полумиллиона владельцев iPhone настало время тяжелых раздумий. Надо менять свой телефон на новинку, или не стоит. Большинство решило, что инноваций недостаточно и не стоит менять. Будь цена как в Америке, и все бы не задумываясь, обновили свои телефоны. Ведь ресурс одной клавиши кончается через год, да и батарейка начинает работать не как раньше. А так дешево и сердито обновится на новую модель. Но не тут, то было. Компания Apple борется за возвращение этому продукта статуса имиджевого. Отсюда высокие цены. Посчитаем операторов, потом дистрибьюторов – цена уже увеличилась. Барабанная дробь, приготовьтесь.
В начале октября стоимость Apple iPhone 3G составит – 24-26 тысяч рублей. Да, да за новинку будут просить именно столько. Чуда не произошло. Фанаты первого iPhone заливаются горючими слезами, их кумир оказался очень недешевым, дорогим устройством. Демпинг временно прекращен, компания, и ее партнеры вновь снимают сливки. К декабрю, к пику продаж можно ожидать снижения стоимости до 19-20 тысяч, но не менее. Не так дешево, не так сердито как раньше
Правда и такая цена выводит с рынка нелегальных торговцев, у них остается месяц, чтобы продать оставшиеся на руках аппараты. Потом они станут никому не нужны, а продавать по официальным ценам или тем более дешевле такие перекупщики не смогут, американский канал закрыт и контролируется Apple – надежно контролируется.
Есть ли владельцам iPhone первого поколения брать за такие деньги 3G. Да, если вы влюблены в аппарат, у вас полно денег, и вы любите прикуривать от стодолларовой купюры. Преимуществ в нашей стране этот аппарат не дает никаких. Слово 3G тонко намекает на сети третьего поколения, которые активно развивают в регионах, но в столице, где живет 60 процентов пользователей iPhone, их нет, и не будет, пока этот аппарат еще живет на рынке. Вот такая ирония судьбы.
Небольшая прослойка желающих приобщиться к официальному аппарату найдется. Их даже будет много, учитывая очень агрессивный PR и небольшие рекламные кампании под Новый Год, на это денег у Apple немного. Соглашусь, что можно продать половину от указанного количества, но чтобы продать все, надо совершить подвиг. Розничные сети этого не хотят. Они хотят спокойно зарабатывать деньги, без трудовых подвигов. Поэтому его и не будет. А вот что делать операторам в этой ситуации – вопрос провисает в воздухе.
Традиционные партнеры Apple к поставкам телефона не будут иметь отношения, их оставили за бортом большой политики, да и верно, возможностей для продаж этого устройства у них значительно меньше.
Остается открытым вопрос, кто и как будет ремонтировать эти телефоны. В пылу договоров, никто не задумался об этой «мелочи», но в Apple надеются, что вопрос как-нибудь решится до Нового Года. Желательно самостоятельно. Партнеры в виде розничных сетей отмечают, что бумажечка в коробочке будет, а что там дальше их не касается, это не их головная боль. Будет интересно понаблюдать за развитием ситуации.
Подытоживая все вышесказанное, мне интересно будет наблюдать за развитием официальной истории этого продукта в нашей стране. Уж больно много всяких «если» возникло уже сегодня. Планы продаж нереальны, да и интерес к продукту сместился на огромное число новинок, которые выходят в больших количествах. Думаю 26 августа компания Nokia, скажет свое маленькое «бум» и случится бабах для многих планов по покупкам следующего устройства. Пока же охарактеризовать серьезно подход к запуску iPhone 3G в России нельзя – это забавно. Трудно подобрать другое слово.
Эльдар Муртазин (
[email protected])
Опубликовано - 22 августа 2008 г.