Почему наши поезда остались без интернета. Версия Интертелекома
Украинцы годами ругали Интертелеком и Укрзализныцю за плохой интернет, но мало кто понимает из-за чего так получилось
Проблема национального покрытия мобильным интернетом стала очень актуальной. Публикаций в СМИ - вагон. Вот, например, интересные мнения известных и компетентных экспертов в отрасли. А Вот мнения с неверными и предвзятыми , на наш взгляд , суждениями. Да, такие тоже есть.
Но я бы сосредоточился на конкретной и болючей проблеме, на которой мы, что называется, "пуд соли съели"
Речь об услуге Wi-Fi на подвижных объектах - поездах, автобусах и так далее. Учитывая положительный и отрицательный опыт работы компании Интертелеком в этом направлении на протяжении нескольких лет, надеюсь, первая за все время публикация из первых уст будет интересна тем, кого волнует эта тема.
Все хорошо начиналось
В 2015 году Интертелеком принял участие в объявленном УЗШК тендере на предоставление услуги доступа в интернет в поездах Интерсити.
По условиям тендера услуга должна быть бесплатной для пассажиров. Оператор должен за свой счет оборудовать 14 скоростных поездов точками доступа Wi-Fi и обеспечить надежные каналы связи, с достаточной пропускной способностью, между поездами и собственной сетью.
С учетом специфики требований, Интертелеком разработал специальный программно- аппаратный комплекс для реализации этого проекта, осуществил его успешное тестирование на одном из поездов Интерсити, благодаря чему выиграл тендер. В кратчайшие сроки совместно с УЗШК были выполнены монтажные и пуско-наладочные работы на всех поездах.
Благодаря возможностям сети Интертелекома (EVDO RevB, не уступающей UMTS) и оригинальным техническим решениям , применённым в разработке, была обеспечена устойчивая связь скоростных поездов на не менее 95% протяжённости путей следования.
Специальные интеллектуальные антенны, разработанные и изготовленные совместно с одним из радиозаводов Украины, обеспечивали безобрывность связи в сложных условиях рельефа, наличия других природных и техногенных препятствий.
Была разработана система мониторинга качества каналов связи, удаленной диагностики оборудования на борту поездов, статистики индивидуального и общего потребления трафика пассажирами, количества уникальных абонентов в каждом поезде и т.д.
Бесплатный сыр, только в мышеловке
При всей оригинальности технических решений, уже вскоре после начала эксплуатации системы выявилась проблема, о которой мы с руководством УЗШК (Лобойко Л.М.) изначально предупреждали министерство - это перегрузка каналов связи пользователями из-за бесплатного и безлимитного пользования услугой. Кто хоть немного разбирается в особенностях сетей сотовой связи, поймет суть проблемы.
Представьте, что на одном участке покрытия сети, длиной в один состав, сосредоточено более ста активных пользователей одновременно - без оплаты, без лимита по трафику (условия тендера). Как правило, такой участок за городом обслуживается одним, может двумя-тремя секторами базовых станций (что ещё хуже для соотношения сигнал/шум).
К тому же там ещё N-ное количество коммерческих пользователей (как правило, селяне любят посидеть в интернете вечером, особенно в непогоду). Дальнейшие пояснения нужны? Или итак все понятно?
Интертелеком около четырех лет тянул на себе это ношу, которая не в полной мере оправдывалась получаемыми доходами от УЗШК, одновременно неся имиджевые потери от претензий пассажиров на качество связи. А иначе и быть не могло, в силу вышеизложенных причин.
При том что объективные средства учета показывали значительные объемы реально потребляемого трафика на маршрутах, больше чем от собственных коммерческих абонентов.
Но отказываться от идеи и потраченного труда не хотелось, тем более, на горизонте маячила а сейчас усилилась надежда на получение лицензионная 4G, что может значительно улучшить сервис.
Наши попытки взять в аренду хотя бы одну площадку на инфраструктуре железной дороге для улучшения покрытия и емкости сети за наш счет , оказались безуспешными.
Сказочке конец
Поэтому, когда в начале 2019 года встал вопрос очередного тендера и перезаключения договора мы отказались в нем учавствовать, так как по требованию нового руководства УЗШК, должны были при сохранении текущей стоимости услуг дооборудовать за свой счет еще два новых двухэтажных поезда (по-моему, Шкода).
Мы предоставили эту возможность другому участнику конкурса, судя по всему, выигравшему тендер. Комментировать, как и что из этого получилось - не будем. Из принципа уважения к труду коллег по цеху.
Все оборудование с поездов Интерсити Интертелеком демонтировал и отправил на склад до востребования. Серверное оборудование системы управления, сбора статистики и диагностики пока работает, в холостом режиме, обслуживая 3 тестовые пригородных электрички в Одесской области и одну курсирующую между Кировоградской и Черкасской областями.
Да пару дрезин железнодорожников. Да несколько автобусов, одной из автотранспортных компаний. Надеюсь, наш опыт пригодится желающим, попробовать силы в этом направлении. Успехов!
А мы подождем своего часа, с уверенностью, что система дополненная технологией 4G и более взвешенная, коммерчески оправданная бизнес-модель найдёт своего потребителя уже в ближайшем будущем.