Телекоммуникационный холдинг Turkcell, не дожидаясь возврата инвестиций в «Астелит», начинает зарабатывать в Украине на второстепенных направлениях. Опосредованным донором для турецких проектов стала корпорация СКМ.
Работающий с 2005 г. оператор мобильной связи «Астелит» (ТМ life) пока не радует своих инвесторов (Turkcell и СКМ). Сначала его стратегия была направлена на быстрый прирост абонентской базы, теперь менеджеры задумались о повышении рентабельности бизнеса. Но факт остается фактом: за пять лет работы оператор не генерирует прибыль. Например, прошлый год компания закончила с чистым убытком в $111,8 млн при валовом доходе $351,1 млн. При этом общий объем инвестиций турецких и украинских совладельцев в проект с 2005 г. уже подтягивается к $1,2 млрд (стороны говорят, что тратят деньги пропорционально своим долям в уставном капитале: 55% — Turkcell, 45% — СКМ). Поэтому у акционеров пока не много поводов для радости.
Но, в отличие от непрофильного украинского инвестора, турецкий уже сейчас начинает получать дивиденды от связанных с «Астелитом» проектов. Несколько лет назад Turkcell начал применять на нашем рынке стратегию, которую уже долгое время реализует на родине. Компания передает на аутсорсинг часть работы оператора связи дочерним компаниям. Главным образом речь идет о компании TurkKule (занимается строительством и обслуживанием инфраструктуры) и Global Bilgi (оперирует колл-центрами). В Турции это было логичным шагом — каждое подразделение холдинга занималось своим делом. Кроме того, у дочек холдинга появилась хорошая возможность зарабатывать на аутсорсинге для конкурентов. TurkKule в свое время подписала в Турции большой контракт с Vodafone (по аренде инфраструктуры), а также с государственными органами. Global Bilgi договорилась об обслуживании крупнейшего турецкого телевизионного оператора Digiturk.
В Украине турецкий холдинг действовал по накатанной. В конце 2008 г. Global Bilgi и TurkKule основали свои «дочки» — Global Bilgi Украина и UkrTower, которые подписали договор с «Астелитом» на обслуживание. Уже тогда, когда турецкие компании только взяли у life часть функций на аутсорсинг, можно было задуматься: а что с этой схемы получает СКМ? Ведь если Turkcell перекладывает деньги из кармана одной дочерней компании в карман другой, то украинцы участвуют только во вложениях в первую.
Начиная с этого года ситуация стала еще интересней. Украинские «дочки» Turkcell стали развиваться как самостоятельные бизнесы, обслуживающие разных клиентов. «Астелит» послужил для них своего рода плацдармом на время старта. Так, в июне UkrTower подписал рамочное соглашение на размещение базовых станций на своих вышках со вторым оператором — CDMA-компанией «Интертелеком». «Это в основном периферия по всей Украине. Мы сейчас изучаем каждый объект с точки зрения целесообразности его использования», — сообщил «ДС» гендиректор «Интертелекома» Борис Акулов. Предполагаемые инвестиции турков в сетевую инфраструктуру весьма существенны (до $100 млн). В этом году компания планирует построить 500–600 башен по всей стране. В то время как общий бизнес-план был разработан на 3 тыс. штук. Инвестиции в одну башню колеблются в диапазоне $70–100 тыс. Каждый арендатор платит за использование одной башни $12–15 тыс. в год. Если операторов несколько, то цена может быть на 25–30% ниже. «Астелит» начал с аренды 65 башен. Если в этом году их будет построено в 8–10 раз больше, как задумал UkrTower, то можно говорить о ежегодных расходах оператора в размере $4–6 млн. С появлением второго арендатора в несколько раз сокращается и срок возврата инвестиций, вплотную приближая бизнесменов к прибыли.
Аналогичные метаморфозы происходят и со второй «дочкой» Turkcell — Global Bilgi. Как сообщил «ДС» ее генеральный директор Валерий Светлов, в этом году компания начала продвигать свои услуги на «свободном» рынке (сотрудничая с другими компаниями, помимо «Астелита»). «За три месяца мы уже подписали пять контрактов. Еще два сейчас в стадии подписания, — говорит г-н Светлов. — У нас уже работает порядка 60 операторов колл-центра на проектах, которые не связаны с «Астелитом». Всего их около 400. В дальнейшем предполагается, что на «Астелит» будет приходиться менее 50% операторов». Руководитель одного из крупных аутсорсинговых контакт-центров по просьбе «ДС» подсчитал, что услуги Global Bilgi могут обходиться «Астелиту» в 54–60 млн грн. в год.
Получается, что Turkcell за последнее время успел отстроить в Украине два новых перспективных бизнес-направления на базе основного — мобильного. А партнер компании по сотовому бизнесу — СКМ — вряд ли сможет получить от этого дивиденды. Наоборот, со стороны все выглядит так, будто донецкие бизнесмены выступили опосредованными донорами турецких стартапов. «У нас была возможность участвовать в них на территории Украины, однако мы приняли решение этого не делать, а сфокусироваться на мобильном бизнесе. При этом мы контролируем, чтобы «Астелит» получал услуги дочерних компаний Turkcell на выгодных для себя, то есть для всех акционеров «Астелита», в том числе и для нас, условиях», — сообщили «ДС» в СКМ. Сейчас ежегодные расходы «Астелита» довольно велики. В 2009 г. они составили $331 млн, не учитывая расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Из них на услуги турецких «дочек» приходится незначительный процент. И все же порядка 100 млн грн. от сервисов Global Bilgi и UkrTower турецкий инвестор в следующем году может получить, если брать за основу расчетов приведенные выше цифры. Это вряд ли можно считать достойной компенсацией полумиллиардных инвестиций в «Астелит». Но, во-первых, в дальнейшем эта сумма будет только расти. Во-вторых, речь идет о крайне «длинных» деньгах, поскольку «Астелит» продолжит пользоваться услугами турецких «дочек» на протяжении многих лет.
http://www.dsnews.ua/companies-markets/markets-regions/art44025.html
Работающий с 2005 г. оператор мобильной связи «Астелит» (ТМ life) пока не радует своих инвесторов (Turkcell и СКМ). Сначала его стратегия была направлена на быстрый прирост абонентской базы, теперь менеджеры задумались о повышении рентабельности бизнеса. Но факт остается фактом: за пять лет работы оператор не генерирует прибыль. Например, прошлый год компания закончила с чистым убытком в $111,8 млн при валовом доходе $351,1 млн. При этом общий объем инвестиций турецких и украинских совладельцев в проект с 2005 г. уже подтягивается к $1,2 млрд (стороны говорят, что тратят деньги пропорционально своим долям в уставном капитале: 55% — Turkcell, 45% — СКМ). Поэтому у акционеров пока не много поводов для радости.
Но, в отличие от непрофильного украинского инвестора, турецкий уже сейчас начинает получать дивиденды от связанных с «Астелитом» проектов. Несколько лет назад Turkcell начал применять на нашем рынке стратегию, которую уже долгое время реализует на родине. Компания передает на аутсорсинг часть работы оператора связи дочерним компаниям. Главным образом речь идет о компании TurkKule (занимается строительством и обслуживанием инфраструктуры) и Global Bilgi (оперирует колл-центрами). В Турции это было логичным шагом — каждое подразделение холдинга занималось своим делом. Кроме того, у дочек холдинга появилась хорошая возможность зарабатывать на аутсорсинге для конкурентов. TurkKule в свое время подписала в Турции большой контракт с Vodafone (по аренде инфраструктуры), а также с государственными органами. Global Bilgi договорилась об обслуживании крупнейшего турецкого телевизионного оператора Digiturk.
В Украине турецкий холдинг действовал по накатанной. В конце 2008 г. Global Bilgi и TurkKule основали свои «дочки» — Global Bilgi Украина и UkrTower, которые подписали договор с «Астелитом» на обслуживание. Уже тогда, когда турецкие компании только взяли у life часть функций на аутсорсинг, можно было задуматься: а что с этой схемы получает СКМ? Ведь если Turkcell перекладывает деньги из кармана одной дочерней компании в карман другой, то украинцы участвуют только во вложениях в первую.
Начиная с этого года ситуация стала еще интересней. Украинские «дочки» Turkcell стали развиваться как самостоятельные бизнесы, обслуживающие разных клиентов. «Астелит» послужил для них своего рода плацдармом на время старта. Так, в июне UkrTower подписал рамочное соглашение на размещение базовых станций на своих вышках со вторым оператором — CDMA-компанией «Интертелеком». «Это в основном периферия по всей Украине. Мы сейчас изучаем каждый объект с точки зрения целесообразности его использования», — сообщил «ДС» гендиректор «Интертелекома» Борис Акулов. Предполагаемые инвестиции турков в сетевую инфраструктуру весьма существенны (до $100 млн). В этом году компания планирует построить 500–600 башен по всей стране. В то время как общий бизнес-план был разработан на 3 тыс. штук. Инвестиции в одну башню колеблются в диапазоне $70–100 тыс. Каждый арендатор платит за использование одной башни $12–15 тыс. в год. Если операторов несколько, то цена может быть на 25–30% ниже. «Астелит» начал с аренды 65 башен. Если в этом году их будет построено в 8–10 раз больше, как задумал UkrTower, то можно говорить о ежегодных расходах оператора в размере $4–6 млн. С появлением второго арендатора в несколько раз сокращается и срок возврата инвестиций, вплотную приближая бизнесменов к прибыли.
Аналогичные метаморфозы происходят и со второй «дочкой» Turkcell — Global Bilgi. Как сообщил «ДС» ее генеральный директор Валерий Светлов, в этом году компания начала продвигать свои услуги на «свободном» рынке (сотрудничая с другими компаниями, помимо «Астелита»). «За три месяца мы уже подписали пять контрактов. Еще два сейчас в стадии подписания, — говорит г-н Светлов. — У нас уже работает порядка 60 операторов колл-центра на проектах, которые не связаны с «Астелитом». Всего их около 400. В дальнейшем предполагается, что на «Астелит» будет приходиться менее 50% операторов». Руководитель одного из крупных аутсорсинговых контакт-центров по просьбе «ДС» подсчитал, что услуги Global Bilgi могут обходиться «Астелиту» в 54–60 млн грн. в год.
Получается, что Turkcell за последнее время успел отстроить в Украине два новых перспективных бизнес-направления на базе основного — мобильного. А партнер компании по сотовому бизнесу — СКМ — вряд ли сможет получить от этого дивиденды. Наоборот, со стороны все выглядит так, будто донецкие бизнесмены выступили опосредованными донорами турецких стартапов. «У нас была возможность участвовать в них на территории Украины, однако мы приняли решение этого не делать, а сфокусироваться на мобильном бизнесе. При этом мы контролируем, чтобы «Астелит» получал услуги дочерних компаний Turkcell на выгодных для себя, то есть для всех акционеров «Астелита», в том числе и для нас, условиях», — сообщили «ДС» в СКМ. Сейчас ежегодные расходы «Астелита» довольно велики. В 2009 г. они составили $331 млн, не учитывая расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Из них на услуги турецких «дочек» приходится незначительный процент. И все же порядка 100 млн грн. от сервисов Global Bilgi и UkrTower турецкий инвестор в следующем году может получить, если брать за основу расчетов приведенные выше цифры. Это вряд ли можно считать достойной компенсацией полумиллиардных инвестиций в «Астелит». Но, во-первых, в дальнейшем эта сумма будет только расти. Во-вторых, речь идет о крайне «длинных» деньгах, поскольку «Астелит» продолжит пользоваться услугами турецких «дочек» на протяжении многих лет.
http://www.dsnews.ua/companies-markets/markets-regions/art44025.html