Інтерв"ю з директором по маркетингу МТС Горбанем

  • Автор теми Dfg
  • Дата створення

Dfg

Реєстрація
29.03.10
Місто
Івано-Франківськ&Львів
Телефон
Huawei P30 Pro
Главные события отрасли в интервью ЛІГАБізнесІнформ комментирует директор по маркетингу МТС Украина Святослав Горбань.

Об интерконнекте

- В квартальном отчете МТС чуть ли не единственная из украинских операторов показала рост прибыли. Вы сокращаете расходы на развитие или повышаете тарифы?

- Есть два фактора, влияющих на маржу - рост доходов и оптимизация затрат. Что касается оптимизации, мы очень вдумчиво планируем затраты.

А рост доходов у нас произошел за счет увеличения абонентской базы. Прирост абонентов за год составил 1,1 млн. Вырос показатель ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя, - ред.). Кроме того, существенное влияние на маржу оказал интерконнект (взаиморасчеты за пропуск межоператорского трафика, - ред.). Если в прошлом году наш интерконнект-баланс с Киестаром был отрицательным, то есть мы платили Киевстару, то сейчас наоборот, Киевстар платит нам.

- Сколько раньше вы платили Киевстару, и сколько Киевстар вам платит сейчас?

- Не могу озвучить цифры, но скажу, что ситуация за год поменялась с точностью до наоборот. Киевстар нам платит примерно ту же сумму, которую мы платили ему раньше.

- Исполнительный директор Астелит Александр Баринов заявил, что в дороговизне звонков виноваты высокие ставки интерконнекта. Вы тоже считаете тарифы завышенными?

- Ставки должны быть адекватные и единые для всех. Когда эти ставки были нерегулируемыми, очень тяжело было договариваться. У нас иногда по полгода, по году не было договоров с некоторыми операторами: трафик друг на друга пускали, а расчеты не велись. Подобная ситуация была с Голден Телекомом, а в начале этого года - и с Киевстаром. Отсутствие единых правил игры неизбежно приводит к конфликтам, дестабилизирует рынок, создает угрозу блокирования доступа к сетям и отключения абонентов.

Текущая же формула - регулируемые единые ставки - создает равные условия для всех, как для больших, так и не очень крупных компаний. И давайте не будем лукавить, Астелит сегодня - заметный игрок с несколькими миллионами абонентов. А публичные спекуляции на тему ставок интерконнекта - это либо недоверие к регулятору, их установившему, либо одно из проявлений конкурентной борьбы.
Это не детский сад, где можно сказать - Отдайте мою игрушку! - и уйти. За 20 лет мы инвестировали огромные средства в страну


- Недавно Астелит обвинил МТС в завышении цен в регионах. Вы действительно доминируете в отдельных регионах страны?


- Уверен, наши абоненты с этим утверждением не согласятся. Наоборот, наши региональные тарифы как раз самые дешевые, поэтому люди и идут к нам, голосуют собственным кошельком. Ситуация, когда у нас были только национальные тарифы, единые для всей страны, приводила к неудобству для абонентов. Национальная тарифная политика не учитывала потребностей регионов. Например, на Западной Украине существовала потребность много звонить в определенные страны Евросоюза, в которых работают мигранты из Украины, а в восточных регионах - был спрос на дешевые звонки в Россию. Мы просто учли эти особенности и дали абонентам то, что им нужно.

Правда и то, что мы первыми на рынке стали применять региональные тарифы, что позволяет нам более гибко реагировать на потребности абонентов. Я считаю, что сегодня на рынке мобильной связи очень высокий градус конкуренции, от чего выигрывают абоненты. У операторов, в т.ч. и у Астелита, есть много возможностей и рыночных инструментов для честной конкуренции. А вот регулирование извне или принудительные выборочные ограничения в отношении каких-то операторов создадут преференции для отдельных игроков, но не принесут ничего абонентам. Уж если и применять регулирование, то относительно всего рынка, как в случае с интерконнектом.

Если в прошлом году наш интерконнект-баланс с Киестаром был отрицательным, то есть мы платили Киевстару, то сейчас наоборот, Киевстар платит нам


Об отношениях с АМКУ

- Известно, что в июле вы ввели мораторий на повышение тарифов. Какова ситуация сегодня? Разбирательство с АМКУ завершилось?

- Мы ввели мораторий на любые изменения, чтобы дать возможность Антимонопольному комитету разобраться с экономической обоснованностью тарифов. Мы учли рекомендации АМКУ и не только отменили то, что сделали раньше (речь шла о тарифах, действующих после исчерпания пакетных минут, в нескольких тарифных планах, которые затрагивали незначительное число абонентов), но и снизили ряд тарифов.

В августе мораторий был снят, тарифы менять будем, но не в сторону повышения. Мы идем другим путем - считаем, что рост выручки достигается путем увеличения потребления. Рост MOU (Minutes of Use, число использованных абонентом минут разговора, - ред.) продолжается до сих пор, сейчас это 611 мин. в месяц. Более низкие цены стимулируют потребление и рост доходов.

- Какие у вас сейчас отношения с АМКУ?

- Мы поддерживаем нормальные рабочие отношения со всеми государственными органами в стране. Без диалога трудно достичь понимания. Как и в Европе, в Украине должна быть весомая роль регуляторных органов, но заключаться она должна, в первую очередь, в создании условий для развития отрасли и притока инвестиций.

- Так вы считаете, что Рафаэль Кузьмин просто перепутал термины, когда заявил о рентабельности операторов более 50%?

- Давайте разберемся с терминами. OIBDA - это показатель, который включает затраты на рекламу, дилерские комиссионные, зарплаты и т.д., но не включает амортизацию. Специфика телекома такова, что амортизация - это очень существенная часть затрат. Одна базовая станция стоит порядка $100 тыс. У нас их более 15 тыс., соответственно, у нас очень высокие капитальные затраты. После OIBDA идет амортизация и налоги, которые мы платим. В результате выходим на чистую прибыль в размере 10-15%, что в принципе аналогично украинским предприятиям.

- Получается, что АМКУ не учел в своих показателях амортизацию?

- Возможно, имело место недопонимание. Как публичная компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской бирже, мы обязаны публиковать свои отчеты по стандартам US GAAP, которые применяются в США. В Украине же используется другая система бухгалтерского учета, которая оперирует несколько иными показателями.
В ситуации с АМКУ, возможно, имело место недопонимание


- МТС грозилась уйти с рынка, если не удастся урегулировать вопросы с АМКУ. В компании до сих пор не отказались от этого намерения?

- Думаю, и у нас, и у регуляторных органов хватит ума и выдержки сделать так, чтобы этого не произошло, потому что это не выгодно никому. Это не детский сад, где можно сказать - Отдайте мою игрушку! - и уйти. За 20 лет мы инвестировали огромные средства в страну, в ее инфраструктуру, в буквальном смысле слова закопали в землю - проложили десятки тысяч километров оптоволокна, построили десятки тысяч объектов. Просто собрать чемоданы, упаковать базовые станции, выкопать все кабели - нереально. Но и государственным органам, заявляя о миллиардных штрафах, надо помнить, что мобильная связь - это элемент инфраструктуры и стимул для развития всей экономики. Бизнес приходит туда, где есть инфраструктура. Мы все в одной лодке.

О тяжелой судьбе 3G

- Вы готовы инвестировать в третье поколение связи?

- Мы готовы, но государство, к сожалению, не создает условий для таких инвестиций. Посмотрите: соседняя Россия пошла не по пути продажи лицензий по максимальной цене, а по пути привлечения инвестиций. За относительно небольшие деньги лицензии 3G были розданы всем трем операторам. В результате операторы инвестировали в обновление своих сетей колоссальные средства - миллиарды долларов. Поверьте, перейти с 2G на 3G - это не софтверный патч запустить или поставить два коммутатора, это полная замена сети. Условно говоря, вы выбрасываете все действующее оборудование и ставите новое, что требует огромных денег.

Зато после обновления скорость передачи данных выросла, абоненты стали использовать дата-услуги в большем объеме, что повлекло рост доходов компаний и поступлений в госбюджет. В Украине пока нет понимания этой формулы. У нас предпочитают увеличить поступления в бюджет, просто установив высокую ценовую планку за лицензию. Но при этом забывают, что 3G - это долгосрочный проект, при котором окупаемость исчисляется годами. А если учесть, что украинский рынок существенно меньше, чем, например, российский, а уровень дохода от абонента из-за дешевизны мобильной связи самый низкий в Европе и в два раза ниже, чем в России, то период окупаемости будет еще больше.
Поверьте, перейти с 2G на 3G - это не софтверный патч запустить, это полная замена сети


- Готов ли украинский рынок к 3G?

- Рынок давно готов. Сейчас все телефоны средней цены и выше производятся с поддержкой 3G. У абонентов есть потребность в скоростном мобильном интернете. Сейчас мы эту потребность частично удовлетворяем через сеть CDMA (услуга "МТС Коннект 3G"). Там уже более 300 тыс. пользователей. Но пока речь идет о беспроводном доступе при помощи модема, что не сравнится с возможностью передавать данные с высокой скоростью посредством мобильного телефона.

К сожалению, в вопросе внедрения 3G в Украине мы пока не находим понимания со стороны руководства страны и регуляторных органов.

- В ближайшем будущем, как думаете, будет такая политическая воля?

- Мы надеемся, что после выборов сможем продолжить диалог, дабы убедить чиновников, принимающих решение, не идти по европейскому сценарию. В Европе на пике популярности мобильной связи операторам за бешеные деньги выдали 3G лицензии, в результате их вложения не окупились. Операторы оказались в больших долгах.

Сейчас ситуация совсем иная. Есть и телефоны, которые поддерживают 3G, и готовая успешная формула, показавшая эффективность, и компании, которые готовы инвестировать - государству нужно просто принять политическое решение.

- Российская МТС уже устанавливает оборудование для LTE-сетей, недавно Киевстар также установил первое в Украине оборудование, позволяющее обслуживать абонентов различных стандартов связи. Каковы планы МТС в Украине на счет LTE?

- Чтобы LTE заработал, необходимо несколько условий: наличие LTE-частот, инфраструктуры и оборудования и, самое главное - устройств, поддерживающих эту технологию, которых на сегодняшний день мало. Поэтому все тестовые пилотные инсталляции - это только пилотные проекты. В России мы тоже делаем пилотные LTE проекты, но речь идет о доступе в интернет при помощи модема. Пока на рынке не будет достаточного количества телефонов, смартфонов, которые поддерживают этот стандарт связи, все начинания будут оставаться на маргинальном уровне.
В сознании потребителя и отложилось, что интернет должен быть бесплатным. В других странах он стоит денег


- Вы поддерживаете мнение Андрея Дубовскова, что безлимитный интернет не имеет особых перспектив и исчезнет в скором времени?

- Думаю, слова вырваны из контекста. Дело в том, что передача данных стоит денег, она очень емкая в плане инфраструктуры, обслуживания и т.д.

В связи с тем, что у нас в стране изначально этот вопрос не регулировался, появилось множество полулегальных интернет-провайдеров, которые демпингуют по ценам. Вот в сознании потребителя и отложилось, что интернет должен быть бесплатным. В других странах скоростной интернет стоит денег, там нет безлимитных пакетов, и это направление развивается.

- Будет ли интернет в киевском метро?
- В метро, особенно в поездах, из-за шума нормально пользоваться голосовой связью затруднительно, другое дело - доступ в интернет. Поэтому и мы и наши абоненты заинтересованы, в первую очередь, в услугах скоростной передачи данных в метро. Мы сейчас работаем над этим. Создана рабочая группа, уже есть проект, технические условия которого предполагают строительство 3G-ready сети с перспективой быстрого перехода на UMTS или LTE. Но остается открытым вопрос, почему сразу не запустить сеть 3G на подземных станциях и ветках метро, где это никому не будет мешать? Поэтому будет ли 3G-интернет в метро и когда, зависит от регулирующих органов.

Тиць
 

Staslviv

Заблокирован
Реєстрація
20.02.11
Місто
Львов
Телефон
супербюджетная жабка
спойлер напрягает
 
  • Like
Реакції: vano

Lexim

мобильный странник
Реєстрація
03.05.09
Місто
Сахара :)
Посчитайте сколько раз сказано: Киевстар нам уже платит. :) Это мягко говоря дразнит их.
Насчет 10-15% чистой прибыли - это гон: в банке проценты по депозиту выше. А так из статьи видно что какие-то терки с Life. Скорее всего из-за демпинга в одних и тех же регионах.
 

георг

Заблокирован
Реєстрація
07.04.11
Місто
Днепропетровск
а ещё видны перспективы усиления блокировки не сознательных абонентов кс , изза перекоса трафика взаимных разговоров с мтс . . . Хотя введение Простой киевстар с услугой Доходный частично решило бы имеющиеся проблемы . . .
 

vein

Заблокирован
Реєстрація
19.02.11
Місто
Краков\ Львов
Телефон
HTC DROID ERIS-Интертелеком NOKIA 1560- GOODLINE
Имхо, нужно отменить тарифы с доплатой,тариф должен бы понятным и адекватным платить нужно понемногу ,но всем..:rolleyes:
 

BlondinkO

Заблокирован
Реєстрація
16.06.12
Місто
на Лысой Горе :)
vein, а почему вы думаете тариф с доплатой это ошибка МТС? Скорее он себя полностью оправдал)) Так читали там же в интервью, что теперь КС платит все то что ранее МТС им платил, а ведь КС первый ввел тарифы с доплатой за входящие:rolleyes:
Зато КС теперь загибается. Если бы только сама по себе компания была, а то работает и за себя и за того парня, что приказал долго жить в других странах у Вымпела.
 

георг

Заблокирован
Реєстрація
07.04.11
Місто
Днепропетровск
Имхо, нужно отменить тарифы с доплатой,тариф должен бы понятным и адекватным платить нужно понемногу ,но всем..:rolleyes:

имхо платить за входящие надо щедро ,как мтс , а не как кс ец с последующей оплатой космической стоимости соединения и вероятной блокировкой номеров - и на эти номера будут звонить , и с мтс в первую очередь !!! И будет выравнивание трафика .:apl:
 

Staslviv

Заблокирован
Реєстрація
20.02.11
Місто
Львов
Телефон
супербюджетная жабка
Имхо, нужно отменить тарифы с доплатой,тариф должен бы понятным и адекватным платить нужно понемногу ,но всем..:rolleyes:
только пусть дадут использовать уже накрученные бонусы :eek:
 

Dfg

Реєстрація
29.03.10
Місто
Івано-Франківськ&Львів
Телефон
Huawei P30 Pro
Директор по маркетингу МТС Украина Святослав Горбань рассказывает об основных направлениях конкуренции между мобильными операторами.
За последние несколько лет рост абонентской базы мобильных операторов практически остановился. Какие факторы позволяют обеспечивать рост выручки?

Есть два фактора. Первый – рост активной абонентской базы за счет перехода к нам абонентов от конкурентов. Второй – рост потребления. По базовым услугам, таким как телефония, передача sms-сообщений, рингбэктоны потребление уже не растет столь высокими темпами, как раньше. Главным направлением потенциального роста становится мобильный интернет. Так, в нашей сети только за последний год объем трафика вырос на 190%. Основная причина этому – появление на руках у украинцев все большего количества смартфонов, ориентированных в первую очередь на услуги передачи данных.

Но ведь мобильный интернет по-прежнему занимает в структуре выручки операторов лишь около 10%...

Да, "голос" приносит нам основную часть доходов. Но показатели его потребления уже достигли максимально возможных значений – 500-600 минут в месяц. Популярность мобильного интернета все еще невысока. По статистике, им пользуются только 40% владельцев смартфонов. Еще 10% пользуются интернетом неосознано – просто не замечают, как обновляются некоторые сервисы, например, погода. Остальные 50% рассматривают смартфоны в первую очередь как имиджевый фактор. Но мобильный интернет обладает огромным потенциалом, именно он будет являться главным фактором роста в ближайшие годы.

Пытаются ли операторы как-то стимулировать использование мобильного интернета?

Мы делаем все возможное, чтобы снять барьеры, как технические – сейчас любой телефон получает настройки интернет-доступа, как только включается в сеть – так и коммерческие, постоянно снижая цены.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии у операторов лицензий на связь третьего поколения. Мы постоянно инвестируем в емкость нашей сети, но обеспечить высокую скорость передачи данных на основе технологии EDGE технически невозможно. Еще одно важное для нас направление – мобильный интернет в роуминге. Украинцы стали больше пользоваться услугами в роуминге, в том числе и интернетом. Согласно нашей статистике, объемы потребления голосовых услуг в роуминге растут на 15% в год, SMS – на 10%, а передачи данных – на 30%. Сегодня мобильный интернет в среднем занимает четверть общего счета за услуги роуминга. Многие наши абоненты пользуются смартфонами. Мы учли это и снизили цены не только на звонки и SMS, но и на мобильный интернет в роуминге: теперь абоненты предоплаты могут заказать интернет-пакеты в роуминге и пользоваться мобильным интернетом от 1,5 гривен за Мб.

Отличаются ли стратегии операторов в сфере мобильного интернета?

Безусловно, все операторы увидели потенциал в этой сфере и направляют усилия на ее развитие. Мы, например, первые сделали ставку на использование браузера Opera mini. Это достаточно успешно сработало в условиях отсутствия 3G, поскольку Opera mini позволяет обеспечить достойную скорость передачи данных даже в EDGE-сетях. Сегодня мы – единственные, кто сотрудничает с Opera в этом направлении, другие операторы, насколько я знаю, только ведут переговоры.

По нашим оценкам, в первом полугодии 2012 мы лидировали по уровню доходов от услуг мобильного интернета. В первую очередь этого удалось достичь за счет того, что кроме традиционного мобильного доступа через EDGE, у нас есть еще услуга “МТС-Коннект”, работающая на основе технологии CDMA. Ею пользуются более 300 тыс. абонентов. Таким образом нам удалось частично удовлетворить потребность украинцев в скоростном 3G-интернете.

Рыночные доли операторов из-за перетока абонентов меняются незначительно – в пределах нескольких процентных пунктов. За кого ведется конкурентная борьба?

Основная конкуренция идет за активных абонентов, потребляющих больше услуг. На них направлена большая часть маркетинговых коммуникаций, для них разрабатываются новые предложения. Здесь можно говорить об очень агрессивной маркетинговой политике, весьма жесткой конкуренции. Затраты операторов на привлечение новых абонентов значительно выросли по сравнению с тем периодом, когда абонбаза росла органически.

Каким образом в таких условиях меняются рыночные стратегии операторов?

Рыночные стратегии основаны на позиционировании. Так, например, исследования потребителей показывают, что в восприятии абонентов life:) – по-прежнему дешевый, но не очень качественный оператор, несмотря на то, что цены у него растут и уже далеко не самые низкие на рынке. “Киевстар” воспринимается как достаточно дорогой и качественный оператор. Этот оператор делает ставку на некую лояльность своих абонентов, которые должны быть готовы платить больше не за объем услуг, а за их премиальность. Мы с 2008 года позиционируемся как оператор с оптимальным соотношением цены и качества, и отходить от этого не намерены. Так, летом мы в очередной раз снизили цены – примерно на 8%, а с ноября – в два с половиной раза сократили стоимость услуг в роуминге. На этом строится наша коммерческая стратегия, реклама и продажи.

“Киевстар” в сентябре попытался изменить стратегию...

Думаю, это был вынужденный шаг. Когда долго не реагируешь на реалии рынка, начинаешь терять абонбазу. Возможно, позиционирование премиального оператора дало сбой. Копировать шаги конкурентов, пусть даже не очень креативно, тоже никто не запрещает. А вот поверят ли этому абоненты – время покажет.

В последний год мобильные операторы начали выводить отдельные региональные предложения. Чем это вызвано?

Во-первых, у нас большая страна с разным уровнем развития регионов, с разными потребностями. Например, многие жители Западной Украины часто звонят родственникам, которые работают в Европе. Для жителей восточных областей актуальны звонки в Россию. При этом 90% жителей региона, как правило, не покидают его пределов, для них практически не важно, какие у оператора тарифы в других областях. К тому же рынок сложился таким образом, что операторы занимают разные доли в разных регионах, и им есть за что конкурировать.

Абонбазы операторов растут только за счет перетока абонентов или сохранился какой-то органический рост?

По большому счету, органического роста практически нет. В новых подключениях сейчас значительную долю составляют не люди, а машины – sim-карты в банкоматах, платежных терминалах, системах наблюдения. Такие подключения приносят невысокий средний доход, но за счет масштабов могут обеспечить дополнительную выручку. Иностранный опыт показывает, что на сервисы machine-to-machine может приходиться до 30% абонбазы.

Вы анонсировали собственный проект сети фиксированного интернет-доступа. Как он развивается?

Рынок широкополосного доступа для частных абонентов сейчас напоминает ситуацию в стране в конце 90-х годов. Огромное количество нелегальных и полулегальных провайдеров, по 5-10 операторов в каждом доме, засилье демпинга и пиратского контента в локальных сетях. Если выходить на этот рынок легально – не выдержишь конкуренции. Мы рассматривали вариант покупки крупных операторов, но достойных предложений сейчас нет. Поэтому пока мы сосредоточились на предоставлении этих услуг корпоративным клиентам и продвижении услуг нашего провайдера Комстар в ряде регионов.
тиць
 
Зверху