Крупные операторы связи начинают перегревать рынок скоростного доступа в интернет. В результате сроки окупаемости у проектов могут увеличиться с пяти до десяти лет, что сделает этот бизнес неинтересным для большинства новых инвесторов. А ведь еще несколько лет назад эта сфера считалась одной из наиболее перспективных.
Наглядно продемонстрировали сложившуюся ситуацию финансовые результаты самого динамично растущего на рынке скоростного ннтернета игрока- компании "Киевстар". По итогам прошлого года этот оператор, поглотив Beeline, сумел набрать 266 тысяч бродбенд-абонентов. Таким образом компания вышла на третье место, уступив только "Укртелекому" (1,173 млн абонентов) и "Воле" (430 тыс. абонентов).
При этом доход с одного абонента широкополосного доступа у "Киевстара" уменьшился на $2 и составил всего $5,2 в месяц по итогам года. Фактически доход от скоростного интернета с каждой линии стал равен заработку компании с одной сим-карты, что очень мало.
В самом "Киевстаре" считают уменьшения доходности закономерным. "На рынке при активно растущей абонентской базе показатель заработка с одного абонента всегда снижается. А она у нас выросла почти в 3 раза", - заявляют в "Киевстаре". Также в компании говорят, что только за декабрь количество клиентов увеличилось на 10%. И новые клиенты соответственно оплатили услуги только в январе.
Кроме того, в "Киевстаре", ссылаются на то, что до середины осени шли ценовые войны, что также оказало влияние на доходы. Примечательно, что на это же сетует и лидер рынка - "Укртелеком". "Жесткая конкуренция на рынке компьютерной связи привела к снижению темпов наращивания доходов. И они увеличились на 25,6% против 57,8% в 2009 году", - отмечают в компании.
Как бы это не было странно, но выходит, что крупные игроки, пытаясь стремительно расти, зачастую сами же и провоцируют обвал расценок и снижение своих заработков. Так, Beeline, который уже вошел в "Киевстар", предлагал летом 2010 года доступ в интернет за 29 грн в месяц. "Укртелеком" также постоянно удешевлял свои услуги в сети. Последнее изменение в расценках компания произвела в марте этого год, когда во всех городах- миллионниках, где сосредоточена большая часть клиентов, предложила подключение со скоростью до 5 Мбит/сек всего за 50 грн/мес. В то время, как раньше в столице и областных центрах услуга на скорости до 4 Мбит/сек предоставлялась за 100 грн./мес.
"В ответ на такие действия и маленькие игроки тоже будут вынуждены занижать расценки", - отмечает президент компании "Воля" Сергей Бойко. По его словам, им приходится просто-напросто копировать тарифную политику крупных.
В итоге остальные мобильные операторы, которые еще два года назад намекали на то, что очень заинтересованы в фиксированном бродбенде, сейчас и носа туда совать не хотят. "Это был бы весьма рискованный шаг, поскольку возврат инвестиций в фиксированную инфраструктуру более длительный. Партнерские проекты на существующей базе являются более эффективными с точки зрения бизнеса", - заявил недавно "proIT" гендиректор "Астелита" Александр Баринов. Бывший гендиреткор "МТС Украина" Андрей Дубовсков оказался с ним солидарен. "Мы не собираемся вкладывать очень много в это направление. Потому что проводной интернет не окупаем в перспективе ближайших пяти- десяти лет", - сказал он недавно "proIT".
Сергей Бойко в свою очередь отмечает, что при таком резком снижении доходности с абонента - более 20% за год, которое происходит на протяжении последних лет, сроки окупаемости интернет-проектов могут растянуться с пяти до десяти лет.
В таких условиях откровенно смешными выглядят последние заявления государственных чиновников, о том, что в Украину хотят инвестировать сотни миллионов долларов заморские новички. Так, например, недавно, куратор нацпроектов Владислав Каськив сообщил о том, что скоро к нам приедет делегация технарей из национального оператора Вьетнама - Viettel и оценит перспективу вложения около $600 млн в проект строительства национальной оптоволоконной сети в Украине для предоставления услуг интернета в рамках национального образовательного проекта "Открытый мир".
Следует, наверно, сказать, что у "Киевстара", в отличие от других участников рынка скоростного Интернета, безусловно, есть огромный запас прочности. Ведь сделав акцент на наборе базы, компания долго может пренебрегать потерями в этом направлении, компенсируя их сверхрентабельностью в мобильной связи. Но с "Укртелекомом", например, ситуация иная. Ведь для него ШПД критически важно развивать как новое направление деятельности, генерирующее прибыль, за счет которой могут быть перекрыты убытки от умирающей фиксированной связи. Поэтому для этой компании, как, собственно, и для ее новых акционеров, обвал на рынке интернета крайне не желателен.
Если опять-таки, смотреть на рынок в целом, то уже возникает довольно серьезный риск того, что после "падения", впоследствии вернуть расценки на нормальный уровень вряд ли быстро удастся. И отрасль на долгие годы рискует получить тяжелый груз в виде тонн оптоволоконного кабеля, зарытого по дворам или развешанных по крышам домов спальных массивов.
Для обычных потребителей такой развитие событий чревато тем, что качество предоставления услуг будет стремиться к нулю, так как операторы на всем начнут экономить. Не исключено, что часть небольших проектов обанкротится, временно оставив абонентов без связи. Хотя возможен и другой сценарий, в ходе реализации которого весь рынок быстро поделят всего несколько крупнейших игроков. Они же, в последствии, и взвинтят цены.
http://protv.net.ua/46812-gonka-za-abonentami-mozhet-razorit-operatorov.html
Наглядно продемонстрировали сложившуюся ситуацию финансовые результаты самого динамично растущего на рынке скоростного ннтернета игрока- компании "Киевстар". По итогам прошлого года этот оператор, поглотив Beeline, сумел набрать 266 тысяч бродбенд-абонентов. Таким образом компания вышла на третье место, уступив только "Укртелекому" (1,173 млн абонентов) и "Воле" (430 тыс. абонентов).
При этом доход с одного абонента широкополосного доступа у "Киевстара" уменьшился на $2 и составил всего $5,2 в месяц по итогам года. Фактически доход от скоростного интернета с каждой линии стал равен заработку компании с одной сим-карты, что очень мало.
В самом "Киевстаре" считают уменьшения доходности закономерным. "На рынке при активно растущей абонентской базе показатель заработка с одного абонента всегда снижается. А она у нас выросла почти в 3 раза", - заявляют в "Киевстаре". Также в компании говорят, что только за декабрь количество клиентов увеличилось на 10%. И новые клиенты соответственно оплатили услуги только в январе.
Кроме того, в "Киевстаре", ссылаются на то, что до середины осени шли ценовые войны, что также оказало влияние на доходы. Примечательно, что на это же сетует и лидер рынка - "Укртелеком". "Жесткая конкуренция на рынке компьютерной связи привела к снижению темпов наращивания доходов. И они увеличились на 25,6% против 57,8% в 2009 году", - отмечают в компании.
Как бы это не было странно, но выходит, что крупные игроки, пытаясь стремительно расти, зачастую сами же и провоцируют обвал расценок и снижение своих заработков. Так, Beeline, который уже вошел в "Киевстар", предлагал летом 2010 года доступ в интернет за 29 грн в месяц. "Укртелеком" также постоянно удешевлял свои услуги в сети. Последнее изменение в расценках компания произвела в марте этого год, когда во всех городах- миллионниках, где сосредоточена большая часть клиентов, предложила подключение со скоростью до 5 Мбит/сек всего за 50 грн/мес. В то время, как раньше в столице и областных центрах услуга на скорости до 4 Мбит/сек предоставлялась за 100 грн./мес.
"В ответ на такие действия и маленькие игроки тоже будут вынуждены занижать расценки", - отмечает президент компании "Воля" Сергей Бойко. По его словам, им приходится просто-напросто копировать тарифную политику крупных.
В итоге остальные мобильные операторы, которые еще два года назад намекали на то, что очень заинтересованы в фиксированном бродбенде, сейчас и носа туда совать не хотят. "Это был бы весьма рискованный шаг, поскольку возврат инвестиций в фиксированную инфраструктуру более длительный. Партнерские проекты на существующей базе являются более эффективными с точки зрения бизнеса", - заявил недавно "proIT" гендиректор "Астелита" Александр Баринов. Бывший гендиреткор "МТС Украина" Андрей Дубовсков оказался с ним солидарен. "Мы не собираемся вкладывать очень много в это направление. Потому что проводной интернет не окупаем в перспективе ближайших пяти- десяти лет", - сказал он недавно "proIT".
Сергей Бойко в свою очередь отмечает, что при таком резком снижении доходности с абонента - более 20% за год, которое происходит на протяжении последних лет, сроки окупаемости интернет-проектов могут растянуться с пяти до десяти лет.
В таких условиях откровенно смешными выглядят последние заявления государственных чиновников, о том, что в Украину хотят инвестировать сотни миллионов долларов заморские новички. Так, например, недавно, куратор нацпроектов Владислав Каськив сообщил о том, что скоро к нам приедет делегация технарей из национального оператора Вьетнама - Viettel и оценит перспективу вложения около $600 млн в проект строительства национальной оптоволоконной сети в Украине для предоставления услуг интернета в рамках национального образовательного проекта "Открытый мир".
Следует, наверно, сказать, что у "Киевстара", в отличие от других участников рынка скоростного Интернета, безусловно, есть огромный запас прочности. Ведь сделав акцент на наборе базы, компания долго может пренебрегать потерями в этом направлении, компенсируя их сверхрентабельностью в мобильной связи. Но с "Укртелекомом", например, ситуация иная. Ведь для него ШПД критически важно развивать как новое направление деятельности, генерирующее прибыль, за счет которой могут быть перекрыты убытки от умирающей фиксированной связи. Поэтому для этой компании, как, собственно, и для ее новых акционеров, обвал на рынке интернета крайне не желателен.
Если опять-таки, смотреть на рынок в целом, то уже возникает довольно серьезный риск того, что после "падения", впоследствии вернуть расценки на нормальный уровень вряд ли быстро удастся. И отрасль на долгие годы рискует получить тяжелый груз в виде тонн оптоволоконного кабеля, зарытого по дворам или развешанных по крышам домов спальных массивов.
Для обычных потребителей такой развитие событий чревато тем, что качество предоставления услуг будет стремиться к нулю, так как операторы на всем начнут экономить. Не исключено, что часть небольших проектов обанкротится, временно оставив абонентов без связи. Хотя возможен и другой сценарий, в ходе реализации которого весь рынок быстро поделят всего несколько крупнейших игроков. Они же, в последствии, и взвинтят цены.
http://protv.net.ua/46812-gonka-za-abonentami-mozhet-razorit-operatorov.html