Дата производства аккумуляторной батареи для ИБП (UPS)

Реєстрація
30.12.13
Місто
Керкира
Было решено поменять батарею в ИБП.
Как-будто бы достаточно хорошим производителем считается CSB. Тем более когда речь идёт о батарее типа GP12120. Возможно, это не самый ходовой размер, но всё ещё популярный.
В общем всё достаточно обычно, был сделан заказ в Интернет-магазине, а уже на выдаче оказалось, что дата производства батареи апрель 2020 года, то есть батарее уже около 1,5 года, что, на мой взгляд, для новой батареи уже неприемлемо, так как сама компания CSB где-то в каких документах однажды писала, что такого типа батареи работают 3 - 5 лет. То есть в случае худшего сценария новая свинцово-кислотная батарея для ИБП уже прожила 50% своей активной жизни. )

И вот оказывается, что так как почти все магазины лишь являются розничными посредниками и довольно редко держат в запасе такого типа батареи, то никто не может уточнить дату производства в момент заказа. Говорят, заказывайте, приедет, забирайте и осматривайте.

Следует искать того, кто всё же сможет сделать запрос на склад, чтобы не ходить лишний раз на выдачу или не катать батарею по почте?
Да, и, как вы думаете, насколько старую батарею всё же стоит рассматривать к покупке? 1,5 года - это, на мой взгляд, не вариант.
 
Реєстрація
14.04.10
Місто
Киев
Телефон
Galaxy A52 8/256GB
Искать не ленивых посредников, но из-за одной штуки попу рвать не будут.
 
Реєстрація
27.10.07
Місто
Kyiv
Телефон
Pixel 7a/ Pixel 4a
Как то на офисе нашел запечатанные ИБП от APC (их купили и про них забыли, 2 года лежали). Вытащил 'чеку' и начал их использовать, уже более года в использовании, АКБ держит норм (АКБ там от CSB).
 
Реєстрація
30.12.13
Місто
Керкира
Искать не ленивых посредников, но из-за одной штуки попу рвать не будут.
Мне кажется, для такого типа товаров было бы правильно сразу в описании товара писать дату производства.
Так, например, делают, когда продают тестовые полоски для глюкометров (глюкометр - прибор для измерения количества сахара в крови) очень многие продавцы.
 
Реєстрація
30.12.13
Місто
Керкира
Как то на офисе нашел запечатанные ИБП от APC (их купили и про них забыли, 2 года лежали). Вытащил 'чеку' и начал их использовать, уже более года в использовании, АКБ держит норм (АКБ там от CSB).
ИБП - это и стабилизатор, и резервный источник питания. В резервном источнике питания батареи работают в режиме разрядки не часто.
В общем мой личный опыт такой, что всё работает более или менее неплохо года 3 - 4, а потом в какой-то момент резко уменьшается ёмкость или точнее батарея уже просто не выдаёт требуемый размер тока и ИБП просто считает батарею такой, которая уже не подходит для работы.
В автомобиле ситуация примерно похожа. Также года через 3 - 4 в случае более или менее обычный эксплуатации батарею следует менять. Типы батарей в ИБП и в обычных автомобилях очень сходны.
 

Паук

Пивовар
Команда форуму
Реєстрація
27.10.07
Місто
Полтава
Телефон
(M) forever
В автомобиле ситуация примерно похожа. Также года через 3 - 4 в случае более или менее обычный эксплуатации батарею следует менять.
"Обслуживать" ее нужно, тогда и проживет дольше. Но это для "неленивых" и у кого свой гараж.
 
Реєстрація
30.12.13
Місто
Керкира
В автомобиле ситуация примерно похожа. Также года через 3 - 4 в случае более или менее обычный эксплуатации батарею следует менять.
"Обслуживать" ее нужно, тогда и проживет дольше. Но это для "неленивых" и у кого свой гараж.
"Обслуживать" в кавычках, наверное, потому, что производители таких батарей для автомобилей говорят, что такие аккумуляторные батареи необслуживаемые. Речь про самые простые аккумуляторные батареи. Конечно, есть какие-то виды - гелевые, AGM и т.д. (а ещё разные производители могут называть похожие технологии разными названиями).
Вот как раз CSB GP12120 для ИБП - это, по-моему, гелевая батарея.

Полагаю, "обслуживание" заключается в том, что рекомендуется добавить или заменить электролит в батарее. Хотя, насколько я понимаю, в том числе свинцовые пластины сульфатируются, а дефульфатацию можно частично сделать и с помощью зарядного устройства, если зарядное устройство такую функцию поддерживает. Но, по-моему, на деле это весьма спорный процесс (десульфатация), который редко приводит к каким-то значительным изменения и росту характеристик аккумуляторной батареи.

На мой взгляд, лучшее "обслуживание" автомобильной обычной свинцо-кислотной батареи - это поддержание всегда батареи в заряженном состоянии, то есть в случае долгой стоянки отключение одной из клемм или подключение зарядного устройства (в случае если есть гараж). В это смысле в ИБП с этим всё в порядке, ИБП обычно всегда сразу же начинают заряжать свои батареи, когда появляется ток из электросети.

Наверное, эта тема с датой производства в каком-то смысле также относится и к аккумуляторным батареям автомобилей, но в случае автомобилей батареи всё же могут использоваться чаще. ИБП иногда работает от батареи раз в 2 месяца. Как раз таким случайным образом обычно и обнаруживается, что батарея уже не тянет нагрузку.
В моём ИБП есть даже специальный тест батареи, который запускается периодически на, наверное, секунд 5 - 10, но этого, на мой взгляд, недостаточно, чтобы оценить качество батареи.
 

Паук

Пивовар
Команда форуму
Реєстрація
27.10.07
Місто
Полтава
Телефон
(M) forever
"Роста характеристик" при десульфатации не будет, но вернуть большую часть былой емкости поможет.
Я восстанавливал мото-аккум на 20АЧ (где-то за месяц на десульфатации). Автошный начал подавать признаки умирания - за несколько дней его удалось раскачать.
Ну а "обслуживание" - контроль уровня электролита (где есть пробки для этого), раз в пару-тройку месяцев полный заряд. Но это как написал "для неленивых". Большинству проще раз в пару лет отлистать 3-4 сковороды за новый аккум.
 
Реєстрація
30.12.13
Місто
Керкира
"Роста характеристик" при десульфатации не будет, но вернуть большую часть былой емкости поможет.
Я восстанавливал мото-аккум на 20АЧ (где-то за месяц на десульфатации). Автошный начал подавать признаки умирания - за несколько дней его удалось раскачать.
Ну а "обслуживание" - контроль уровня электролита (где есть пробки для этого), раз в пару-тройку месяцев полный заряд. Но это как написал "для неленивых". Большинству проще раз в пару лет отлистать 3-4 сковороды за новый аккум.
Могу ошибаться, но всё же думаю, что есть две важные характеристика у свинцово-кислотных батарей. Это количество энергии в батарее, а также максимальная мгновенная мощность. С одной стороны количество энергии, которую можно как говорят "снять" с батареи зависит от того насколько интенсивно\быстро энергия из батареи добывается. С другой стороны показатель максимальной мгновенной мощности также как и так называемая ёмкость меняется со временем и в какой-то момент сила тока может быть недостаточной для работы, например, стартера (это в случае авто\мото батарей).
ИБП также достаточно интенсивно могут брать ток с батарей, что зависит от нагрузки. Даже есть одинаковые типоразмеры, но с разной мощностью (как пример 1272 и 1234, где 34 - это обозначение мощности).

Также тип зарядки мото\авто батарей и алгоритм зарядки, которым пользуются ИБП, несколько отличается. Автомобили обычно заряжают постоянным напряжением, а ИБП постоянным током. И вот причина, насколько я понимаю, почему рекомендуется как бы условно полностью заряжать авто\мото батареи стационарным зарядным устройством как раз в том, что метод зарядки постоянным напряжением не может зарядить батарею так, как это делает метод постоянного тока.

Производители сейчас не рекомендуют заниматься ни доливанием электролита, ни каким-либо ремонтом батарей. Максимум - стационарная зарядка. Конечно, с одной стороны это маркетинговый ход. Любой производитель заинтересован прежде всего в прибыли, но с другой стороны в случае отсутствия какой-либо правильной и понятной, а главное подтверждённой производителем технологии восстановления батарей, всё превращается в просто эксперименты. Например, как менять электролит в гелевых или AGM батареях не очень понятно.


Непосредственно по основной теме могу добавить, что в итоге позвонил в 6 - 7 разных компаний, 5 из которых обещали перезвонить на следующий день и подсказать дату производства аккумуляторной батареи GP12120. На следующий день перезвонили лишь из одной компании и сообщили, что есть в наличии батареи, которые были произведены в июле 2021 года, что уже намного интереснее, чем апрель 2020 года.

Я бы сделал такой вывод из этой истории. Не стоит гнаться за ценой в случае покупки батарей. Лучше убедиться в том, что батарея свежая. Кстати, стоимость данной батареи отличалась очень значительно в зависимости от предложения (от 950 грн. до 1500 грн.), что уже само по себе подсказывает, что, наверное, по минимальной цене могут продавать старые батареи.
И, видимо, та же стратегия может быть актуальна в случае покупки обычных одноразовых первичных элементов (как говорят обычных батареек).
 
Зверху