Себастьян Перейро
торговець чорним деревом
Конкурсы на получение необходимых частот пройдены, а LTE-сети в России строит только "Скартел". Точнее, простите, холдинговая мини-компания Garsdale, которая формально объединяет Yota и "МегаФон". Остальные опсосы говорят каждый о своем. В любом случае, LTE в России внедряется как-то криво - опасаясь большого спроса, операторы делают из новых сетей премиальный сервис. Не смотря на то, что это реальная глупость, у них просто нет другого выхода - слишком мало расчищенного ресурса. Метания "Большой тройки" по поводу LTE всем тем, кто с легкой ленцой наблюдает за текущей ситуацией, вполне известны. "МегаФон" стремительно, с некоторого времени, "сжирает" Yota в стремлении запустить сети LTE везде, где строится этот оператор "синего человечка" (ситуация с Роскомнадзором и запуском сетей во Владивостоке меня отдельно порадовала). Я уже предполагал, что за "Скартелом" в скором времени оставят только стройку: так оно, в принципе-то и будет. Ибо два центра принятия решений в Garsdale существовать не могут. Г-н Свердлов "катапультирован" расчищать ситуацию в министерство, а рулить компаниями будет пока не известно кто - г-н Таврин вряд ли станет профи в области связи (а в 4G это очень надо), а г-на Солдатенкова из-за сорвавшейся оперативной комбинации смогли поставить только во главе Совета Директоров "Меги". Пока что эта должность чисто номинальная - раз в месяц слушать то, что говорить менеджмент и "пороть" его за глупости пост-фактум. Либо его все-таки попросят вернуться к "оперативке" и все решения будут идти "через голову" г-на Таврина, либо мы в скором времени должны обнаружить в окружении последнего тех, кто сумеет дальше железной рукой управлять компанией для повышения ее капитализации - в частности, выводить ее на рынок LTE.
МТС грозится запустить LTE в столице уже осенью и даже разослала пользователям Comstar.WiMAX свое предложение по приобретению оборудования. Но вот MVNO-проект со "Скартелом" как-то все-таки не срастается. Обещали начать предоставлять услуши еще "в начале лета", но вот уж август, а никаких подвижек так и нет. Следующий вариант во времени - начало сентября. Угу - посмотрим. "Ростелеком", кстати, полностью провалил внедрением MVNO со "Скартелом" и осенью никакого LTE в столице для его пользователей не планируется - проект умер, аминь. Случилось все это просто не вовремя - оперативному руководству компании надо уже искать новые места работы из-за смены власти в профильном министерстве, чем они активно и занимаются, попутно пытаясь понять что из текущих контрактов и ресурсов они могут на себе переключить в оставшееся время.
Если подсуетится "ВымпелКом", то может занять свободное пока место в ресурсной емкости Yota - ее же хватает всего на 4х операторов. Кстати, посмотрев данные недавней прессухи Билайн я расстроился: это как же надо было довести компанию "до ручки", что для паритета с конкурентами по покрытию 3G в столичном, домашнем для компании регионе, технарям "ВымпелКом" надо 12-18 месяцев. Понятно, что конкуренты полтора года на месте стоять не будут, так что черно-желтых со счетов можно пока даже сбросить - не выдюжат гонки.
Но самое интересное - это то как будет позиционироваться LTE у тех компаний, которые все-таки включат эту технологию. Пока что кроме "Скартела" и "МегаФон" других примеров нет - сосредоточимся на них. Скартел" пока ближе к истине - тарифы разделяются по стоимости, от которой зависит полоска пропускания, но никаких ограничений по трафику нет. А вот у "МегаФон" духу на это не хватило. Несколько десятков терабайт, скаченных пользователями оператора связи с помощью пары-другой тысяч проданных/подаренных модемов видимо ввели оператора в нешуточные расходы (со "Скартелом" у него до сих пор денежные взаимоотношения как и положено двум "оперативно независимым компаниям") и волнения, посему было принято решение "все нормировать как и в 3G". Видимо с этого самого перепуга было принято решение вывести 4G-услуги в "премиум-сегмент". Это же решение стимулировал и тот факт, что с наличием LTE у компании, пусть и в режиме MVNO, стало труднее объяснять пользователям по какой причине этой технологии нет в большинстве регионов, а также сложно стало продавать услуги 3G. Выяснилось, что эта сеть сразу стала не самой совершенной и не самой скоростной.
Кстати, тезис о том, что премиум-сегмент будет для 4G продолжаться столь долго, сколько рынок будет насыщаться устройствами с поддержкой LTE, вряд ли соответствует реальности. Речь, в основном, идет о том, что за это время оператор банально сможет нарастить емкость своих сетей. Если сравнить ситуацию в общеупотребительном списке, у опсосов есть что-то типа трубочки от коктейля, в которую надо пропустить воду из магистрального трубопровода. Реально ли это? Конечно, но только в мечтах. В дополнение к этому отмечу, что операторские базовые станции для 4G стоят сейчас гораздо дешевле, чем для HSPA (часто в 1,5-3 раза), а транспорта по России гораздо больше, чем еще пару лет назад. Чего не хватает, так это "шнурков" для базовых станций, но это отдельный разговор уже.
Кроме того, тот самый "премиум-сегмент" для LTE (само словосочетание выглядит, мягко говоря, странным) связан еще и с отсутствием реальной конкуренции между опсосами - как я уже отмечал выше, стройка есть, но реальной конкуренции по услугам - нет. Ну и, конечно, высокая цена связана со спецификой рынков, на которых строят такие сети опсосы - это происходит в городах, где традиционно высок платежеспособный спрос. Кстати, заглядываясь на успех сети Verizon, которая на днях проговорилась о том, что она доступна на территории 75% США, важно скорректировать общие ожидания абонентов в нашей стране. Дело в том, что сплошного покрытия сетями 4G нет и пока быть не может - это накладно и слишком дорого. У тех же Verizon, AT&T или Sprint, если внимательно вглядеться в карту покрытия, есть конвергентные сети в плане технологий. Для массового покрытия применяется 3G, а в городах - уже LTE. Так что если планируете покупать устройства для сетей четвертого поколения - надо приобретать только многофункциональные решения.
Отмечу, что LTE можно построить и окупить только при массовом спросе на такую услугу. "Замечательный" маркетинговый ход о том, чтобы задрать стоимость услуги до неба и потом снижать много ума не требует. Больше ума требует продуманная стратегия реализации этого сервиса таким образом, чтобы не обрушить уже построенные сети с минимальной пропускной способностью "беспроводки без проводов". Тем более, что речь в уже построенных сетях 4G в десятках Мбит/с совсем не идет.
Максим Букин http://i-business.ru/
Останнє редагування: