Разбавим немного заметки переводной статьей, в этот раз — про Nokia. В связи с выходом Apple на рынок телефонов/смартфонов Nokia внезапно оказалась в довольно сложном положении — она больше не может “почивать на лаврах” как раньше, потому что, благодаря Apple, оживились все конкуренты.
А противопоставить натиску Apple компании тоже пока что-то сложно, поэтому она начинает лихорадочно метаться, от чего ситуация только ухудшается. Статья, которую я перевел, довольно неплохо эту ситуацию отражает.
Компания — крупнейший производитель мобильных телефонов в мире, с самой большой долей смартфонов в мире. И тем не менее, я все больше смотрю на продукты Nokia и слушаю об их стратегии, задумываясь, сможет ли компания остаться важной в мобильном мире, который так радикально изменился за последние два года. Я не говорю об отсчете до смерти Nokia, или о том, останется ли компания в этом бизнесе — это было бы глупо. Конечно, Nokia никуда не денется; меня беспокоит то, как она будет выглядеть. Будущее с продажей недорогих телефонов на растущие рынки с какими-то мелкими услугами может быть прибыльным, но это не то направление, которое ведет к достойному положению в индустрии или влиянию.
Во-первых, я запутался в стратегии Nokia касательно платформы. Много говорят о том, что Maemo — это будущее, и хоть это и может быть стратегическое направление, но оно явно не готово для массового применения на данный момент. Крис Зиглер (Chris Ziegler) сказал мне на днях, что “Maemo 6 (или 7) в формате X6 с более понятной стратегией Ovi могло бы стать бомбой”. Может быть, но на данный момент Maemo выглядит очень незрело и незаконченно. На самом деле ощущения от него именно такие, как от операционной системы, разработанной для MID (multimedia internet device) Nokia. На телефоне вроде N900 она выглядит слишком бестолково для массового рынка. Что оставляет нас с базированной на Symbian S60, которая была вполне инновационной в 2002 году, но сейчас выглядит потрепанной и к тому же фрагментировалась в несколько версий, оставив позади себя запутавшийся рынок разработок. Конечно, Nokia поддерживает Flash и Silverlight с помощью Qt, завязывая все это разнообразие в некую унифицированную мегатеорию, но все это достаточно сложно для того, чтобы разработчики начали смотреть по сторонам в поисках лучшего — и именно это произошло. Без четкой стратегии платформы, Nokia будет весьма сложно привлечь разработчиков, чтобы оставаться важной в массовом рынке.
Во-вторых, стратегия услуг Nokia такая же беспорядочно, как и фрукт в коктейле Old Fashioned Дона Дрейпера. Ovi выглядело неплохо, когда его анонсировали, но сейчас он прошел уже через столько итераций, с добавлением и удалением разных услуг, и настолько сильно изменился, что сложно понять, что там есть, а чего нет. Comes With Music, по некоторой информации, набрала 107 тысяч пользователей по всему миру, и Nokia не планирует запусткать ее в США в этом году, что заставляет меня задумываться о том, какое будущее у этой услуги. Проект N-Gage не только привел к двум провалившимся дизайнам телефонов, но и сама услуга тоже дышит на ладан.
В третьих, последние дизайны телефонов расстраивают. У Nokia когда-то были отличные телефоны. 8860 устанавливал тренд моды и технологии в свое время, вдохновленная Матрицей Nokia 7710 была первым телефоном с WAP-браузером, а N95 была венцом технологий. Однако, последние дизайны были каким-то странным миксом списков возможностей, которые только усложняли взаимодействие с пользователем. Прошлогодний основной телефон N97 был примером того, как не надо создавать экран с сенсорным экраном, вместе со странной трехрядной клавиатурой, в которой кнопка пробела зачем-то была убрана из центра. N900 по ощущениям больше похож на научный эксперимент, чем на продукт, разработанный для массового пользователя — хотя, если быть честным, Nokia и позиционирует его как устройство для энтузиастов. Когда-то я считал, что устройства Nokia определяют стиль, но в эти дни они напоминают мне стареющую старлетку из фильмов, из со всех сил пытающуюся удержать былую красоту.
Ну, и наконец, доля Nokia серьезно снижается на североамериканском рынке, и жутко нуждается в успешной продуктовой стратегии. Без операторов, поддерживающих основные и самые прибыльные устройства, доля Nokia снижается очень быстрыми темпами, и только самые преданные пользователи готовы выложить больше 500 долларов за разлоченные устройства, которые можно использовать в сети T-Mobile или AT&T. Конечно, в мире еще много стран кроме США и Северной Америки, но если вы хотите оставаться на гребне и что-то значить, то этот рынок не стоит игнорировать.
Обсуждая на прошлой неделе идеи для колонки, мой друг Питер Рохас (Peter Rojas) сказал: “У Nokia классическая дилемма инноватора: они настолько большие и (по крайней мере, до недавнего времени) настолько доминировали, что им сложно создавать новые инновационные продукты, которые могут каннибализировать их существующие продуктовые линейки”. Я думаю, что дело не только в этом. Nokia не смогла возглавить изменившийся рынок, и ее принудили реагировать на конкурентов вместо того, чтобы продвигать свое собственное видео будущего. По мере того, что смартфоны вышли из рамок энтузиастов и стали продуктом массового рынка, тут-то Nokia и отстала.
Я не думаю, что это фатально или надолго, и я не верю, что Nokia покинет этот бизнес. Но мне интересна позиция компании на рынке и ее способность быть лидером без значительных изменений направления и стратегии — особенно в США и в Северной Америке. По правде говоря, Nokia сейчас напоминает мне Apple из 1996 года, теряющую значение и долю рынка в тех местах, где это было важно, но при этом обладая огромным потенциалом по использованию своих ключевых активов и отличным брендом с миллионами лояльных фанатов. И как Apple в свое время, Nokia тоже должна либо взять под контроль свое положение лидера — либо же полностью его потерять.
by alexmak
А противопоставить натиску Apple компании тоже пока что-то сложно, поэтому она начинает лихорадочно метаться, от чего ситуация только ухудшается. Статья, которую я перевел, довольно неплохо эту ситуацию отражает.
Компания — крупнейший производитель мобильных телефонов в мире, с самой большой долей смартфонов в мире. И тем не менее, я все больше смотрю на продукты Nokia и слушаю об их стратегии, задумываясь, сможет ли компания остаться важной в мобильном мире, который так радикально изменился за последние два года. Я не говорю об отсчете до смерти Nokia, или о том, останется ли компания в этом бизнесе — это было бы глупо. Конечно, Nokia никуда не денется; меня беспокоит то, как она будет выглядеть. Будущее с продажей недорогих телефонов на растущие рынки с какими-то мелкими услугами может быть прибыльным, но это не то направление, которое ведет к достойному положению в индустрии или влиянию.
Во-первых, я запутался в стратегии Nokia касательно платформы. Много говорят о том, что Maemo — это будущее, и хоть это и может быть стратегическое направление, но оно явно не готово для массового применения на данный момент. Крис Зиглер (Chris Ziegler) сказал мне на днях, что “Maemo 6 (или 7) в формате X6 с более понятной стратегией Ovi могло бы стать бомбой”. Может быть, но на данный момент Maemo выглядит очень незрело и незаконченно. На самом деле ощущения от него именно такие, как от операционной системы, разработанной для MID (multimedia internet device) Nokia. На телефоне вроде N900 она выглядит слишком бестолково для массового рынка. Что оставляет нас с базированной на Symbian S60, которая была вполне инновационной в 2002 году, но сейчас выглядит потрепанной и к тому же фрагментировалась в несколько версий, оставив позади себя запутавшийся рынок разработок. Конечно, Nokia поддерживает Flash и Silverlight с помощью Qt, завязывая все это разнообразие в некую унифицированную мегатеорию, но все это достаточно сложно для того, чтобы разработчики начали смотреть по сторонам в поисках лучшего — и именно это произошло. Без четкой стратегии платформы, Nokia будет весьма сложно привлечь разработчиков, чтобы оставаться важной в массовом рынке.
Во-вторых, стратегия услуг Nokia такая же беспорядочно, как и фрукт в коктейле Old Fashioned Дона Дрейпера. Ovi выглядело неплохо, когда его анонсировали, но сейчас он прошел уже через столько итераций, с добавлением и удалением разных услуг, и настолько сильно изменился, что сложно понять, что там есть, а чего нет. Comes With Music, по некоторой информации, набрала 107 тысяч пользователей по всему миру, и Nokia не планирует запусткать ее в США в этом году, что заставляет меня задумываться о том, какое будущее у этой услуги. Проект N-Gage не только привел к двум провалившимся дизайнам телефонов, но и сама услуга тоже дышит на ладан.
В третьих, последние дизайны телефонов расстраивают. У Nokia когда-то были отличные телефоны. 8860 устанавливал тренд моды и технологии в свое время, вдохновленная Матрицей Nokia 7710 была первым телефоном с WAP-браузером, а N95 была венцом технологий. Однако, последние дизайны были каким-то странным миксом списков возможностей, которые только усложняли взаимодействие с пользователем. Прошлогодний основной телефон N97 был примером того, как не надо создавать экран с сенсорным экраном, вместе со странной трехрядной клавиатурой, в которой кнопка пробела зачем-то была убрана из центра. N900 по ощущениям больше похож на научный эксперимент, чем на продукт, разработанный для массового пользователя — хотя, если быть честным, Nokia и позиционирует его как устройство для энтузиастов. Когда-то я считал, что устройства Nokia определяют стиль, но в эти дни они напоминают мне стареющую старлетку из фильмов, из со всех сил пытающуюся удержать былую красоту.
Ну, и наконец, доля Nokia серьезно снижается на североамериканском рынке, и жутко нуждается в успешной продуктовой стратегии. Без операторов, поддерживающих основные и самые прибыльные устройства, доля Nokia снижается очень быстрыми темпами, и только самые преданные пользователи готовы выложить больше 500 долларов за разлоченные устройства, которые можно использовать в сети T-Mobile или AT&T. Конечно, в мире еще много стран кроме США и Северной Америки, но если вы хотите оставаться на гребне и что-то значить, то этот рынок не стоит игнорировать.
Обсуждая на прошлой неделе идеи для колонки, мой друг Питер Рохас (Peter Rojas) сказал: “У Nokia классическая дилемма инноватора: они настолько большие и (по крайней мере, до недавнего времени) настолько доминировали, что им сложно создавать новые инновационные продукты, которые могут каннибализировать их существующие продуктовые линейки”. Я думаю, что дело не только в этом. Nokia не смогла возглавить изменившийся рынок, и ее принудили реагировать на конкурентов вместо того, чтобы продвигать свое собственное видео будущего. По мере того, что смартфоны вышли из рамок энтузиастов и стали продуктом массового рынка, тут-то Nokia и отстала.
Я не думаю, что это фатально или надолго, и я не верю, что Nokia покинет этот бизнес. Но мне интересна позиция компании на рынке и ее способность быть лидером без значительных изменений направления и стратегии — особенно в США и в Северной Америке. По правде говоря, Nokia сейчас напоминает мне Apple из 1996 года, теряющую значение и долю рынка в тех местах, где это было важно, но при этом обладая огромным потенциалом по использованию своих ключевых активов и отличным брендом с миллионами лояльных фанатов. И как Apple в свое время, Nokia тоже должна либо взять под контроль свое положение лидера — либо же полностью его потерять.
by alexmak