Надежды юношей питают (Сергей Самокрик о перспективах мобильного интернета).

Реєстрація
31.05.08
Місто
Днепр
Телефон
mi max2 life:) корпоративный кс на прием тариф не знаю ):
Мобильный Интернет благодаря разнообразию технологий и маркетинговым усилиям провайдеров быстро набирает число приверженцев.

Услуга мобильного Интернета в Украине появилась в середине 2000 г. Тогда ее начали предоставлять сотовые операторы GSM на основе технологии WAP. Скорость этого доступа ограничивалась 9,6 кбит/с. Несмотря на такие условия, уже к концу 2000 г. количество WAP-пользователей достигло 5% от общей численности абонентов мобильной связи. В 2002-м на рынке появилась услуга доступа по технологии GPRS, увеличивавшая скорость передачи данных до 100 кбит/с. Еще через три года операторы запустили в коммерческую эксплуатацию технологию EDGE, повысив скорость до 250 кбит/с. Потом мобильный Интернет по технологиям 3G (EV-DO 1x, UMTS) стали предлагать CDMA-операторы и Utel. Они имеют десятки и сотни тысяч абонентов, а у сотовых операторов GSM пользователями мобильного Интернета являются не менее 10-12% абонентов (это миллионы людей). Недавно в центре Киева стал доступен мобильный WiMAX, а это уже технология поколения 4G.

О перспективах мобильного Интернета мы расспросили Сергея Самокрика, начальника департамента развития и управления продуктами МТС-Украина.

- Чем вызван рост популярности мобильного Интернета?

Нет одного фактора. Это и насыщение рынка телефонами, поддерживающими EDGE, и уже выработанная пользователями привычка посещать Сеть, и снижение тарифов на услугу. Когда все эти факторы дошли до нужной кондиции, тогда и произошел прорыв. При этом стоит сказать, что и мы хорошо поработали в плане маркетинга – дали интересный тариф, хорошо его прокоммуницировали.

В начале своего развития услуги мобильного Интернета разрабатывались и продавались по принципу Fair Usage Policy, когда используется маленькая плата за трафик, а чтобы не было перегрузок, после загрузки определенного количества мегабайт скорость снижается. Таким образом, основной доход от «Гипер-услуг» – это доход от ежедневной или ежемесячной платы, а не от трафика. При разработке новых услуг мы стали применять другой подход – формировать пакеты услуг с определенным количеством гигабайт трафика.

Что касается CDMA, то тут рывок произошел на полгода-год позже – в конце 2008 – начале 2009 гг. Здесь также совпали все ключевые факторы: покрытие, проникновение, та же готовность людей к Интернету, снижение цен на модемы.

- Кто в основном пользуется EDGE и зачем, когда на рынке уже есть более быстрые предложения?

Среднестатистический пользователь EDGE – это человек, у которого уже есть скоростной Интернет по месту его проживания, но ему нужен мобильный доступ ситуативно. Поэтому и пользуется EDGE, ведь он есть везде, где имеется связь GSM – это почти 100% территории Украины. Если человеку нужно всего лишь найти в Google какую-то страницу, текстовую информацию, то такого доступа будет более чем достаточно. Причем сейчас стоимость на интернет-доступ посредством EDGE вполне сносная. Необходимое оборудование – это ноутбук и мобильный телефон либо ноутбук и модем. Количество абонентов, пользующихся услугами на базе EDGE, если и будет меняться, то незначительно.

- Какова дальнейшая судьба EDGE/GPRS после внедрения более совершенных технологий мобильной передачи данных, в частности, UMTS?

Если сравнивать стоимость передачи данных в EDGE и посредством CDMA или UMTS, то в первом случае мегабайт дешевле. Но скорость у EDGE значительно ниже, поэтому им пользуются там, где покрытие 3G еще не появилось. И таких мест на сегодня еще достаточно много.

- Как на вашей базе пользователей EDGE/GPRS сказывается услуга «МТС Коннект 3G»?

Есть поток новых пользователей EDGE и поток пользователей, переходящих на 3G. Это естественный процесс: абонент, начав с EDGE/GPRS, переходит на наш же CDMA. Баланс трафика, естественно, смещается в сторону «МТС Коннект 3G».

- Стоит ли ожидать удешевления услуги EDGE/GPRS?

Значительное удешевление уже произошло в течение прошлого и частично этого года. Снижать цены больше нет смысла. Ни новых абонентов, ни роста потребления это не даст. Даже имея бесплатный трафик, пользователь сможет потребить не более 50 Мбайт в день. По тарифам «Гипер.NET» это стоит 10 грн.

- Насколько мобильный Интернет может конкурировать с проводным? Ведь мы уже говорим о 3G-скоростях.

Основные плюсы проводного Интернета в том, что он, в принципе, может быть дешевле и быстрее. Основные минусы – его не перенесешь и тяжело тянуть в новые для провайдера районы. Хороший пример – Осокорки, которые на CDMA сейчас генерируют столько трафика, сколько, наверное, не генерирует остальная часть Киева.

Опять же, есть много тех, кто снимает жилье. А ведь проводной Интернет предполагает заключение контракта. У нас же на сегодняшний день свыше 90% пользователей – это припейд-абоненты.

- Практически все мобильные операторы сейчас говорят о развитии проводного Интернета. Разве что за исключением life:), потому что у них есть партнер – группа компаний Vega.

Все достаточно просто. У мобильного оператора есть основной бизнес – услуги мобильной связи, который таким и будет оставаться, обеспечивая основную долю доходов компаний. Вместе с тем активно развивается рынок интернет-услуг – мобильный и фиксированный ШПД. Темпы его роста (в первом полугодии 2009 г. доходы от всех интернет-услуг выросли на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года) говорят о том, что он становится все более интересным в отношении доходов. В бизнес-сегменте мы уже несколько лет активно продаем услугу фиксированного ШПД. Для больших компаний предоставляем единые интегрированные решения целого комплекса услуг: мобильная и фиксированная связь, фиксированный Интернет, системы корпоративной передачи данных.

Для проводного доступа частным пользователям верна поговорка: «Кто раньше встал – того и тапки». То есть если хоть один из провайдеров ШПД заходит в конкретный дом, то другому там уже делать нечего. И небольшие компании, ориентированные на этот бизнес, пока действуют более активно. Ближайших планов по развитию проводного ШПД на массовом рынке у нас нет хотя бы потому, что развитие этого направления в национальном масштабе требует немалых средств, которые должны впоследствии окупиться. У нас есть хорошая альтернатива «МТС Коннект 3G», которая позволяет нам удовлетворять существующий спрос. Но за развитием проводного Интернета в частном сегменте мы внимательно наблюдаем.

- Где мобильный оператор может и должен заниматься проводным Интернетом?

Проводной Интернет очень востребован бизнес-абонентами. Если есть бизнес-абонент с несколькими десятками, а то и сотней телефонов, то целесообразно предложить ему полный комплекс необходимых ему услуг: провести Интернет, включить офисную АТС в наш коммутатор, дать городскую телефонию. Клиенту, во-первых, удобно получать все услуги из одних рук, в одном счете, решать все возникающие вопросы с одним из представителей оператора. Во-вторых, дешевле, потому что на большом объеме можно получить специальные условия и дополнительные скидки. Для оператора проведение проводного Интернета (строительство последней мили и проч.) для крупных компаний с большим количеством абонентов тоже экономически целесообразно.

- Может ли мобильный Интернет конкурировать с проводным по цене? Возможно ли это в обозримом будущем?

Он уже конкурирует. Некоторые наши пакеты стоят столько же, сколько, например, у провайдеров проводного ШПД. Тарифы вполне сопоставимы. А еще мы конкурируем с проводным Интернетом за счет преимуществ именно мобильного ШПД. Купить беспроводной модем проще и зачастую дешевле, чем тянуть кабель в квартиру.

Когда-то говорили, что мобильная связь не может быть дешевле проводной. А ведь уже года три-четыре междугородной проводной связью почти никто не пользуется – звонить по мобильному дешевле. Да и городскими номерами сегодня пользуются меньше, чем раньше, предпочитая мобильную связь. Провайдеры проводного Интернета тоже понимают, что если мобильный Интернет станет намного дешевле, то им придется что-то делать.

По причине того, что сегодня на рынке уже существуют «МТС Коннект 3G» и похожие продукты, ситуация с развитием ШПД на базе UMTS (в случае выдачи операторам лицензий) будет очень благоприятна в отношении потребителей. Операторы, выводя на рынок новые ШПД-предложения, вынуждены будут устанавливать тарифы чуть ниже существующих.

Я не стал бы проводить прямое сравнение между мобильным и проводным Интернетом. Сейчас получается, что проводная связь еще топчется во вчерашнем дне, в то время как беспроводной доступ идет немного впереди. Но если проводные провайдеры будут развиваться быстрее, то в «проводе» появится и телевизор, и видео по запросу, и Интернет, и телефон. И конкуренция из ценовой вернется к конкуренции по спектру услуг. Во главе угла окажется выбор, к чему подключаться, а уже потом – по какой цене.

Попробуем загадать наперед: в будущем, например, если мне нужен будет просто Интернет, то я, скорее всего, выберу беспроводной – цена сравнима с проводным, а доступ есть везде. Но вот когда мне понадобится не только Интернет, а целый спектр услуг и возможностей, мой выбор будет другим. Европейский опыт потребления услуг ШПД наглядно это демонстрирует, и мы не станем здесь исключением.

- Возможно ли прекращение вами развития CDMA-направления?

Если бы лицензии на UMTS раздали еще два года назад, то я не открою большой секрет, сказав, что сервиса на базе CDMA-450 у нас не было бы. К запуску этого проекта нас подтолкнул спрос и наличие частот. И было понимание того, что нужно идти в направлении 3G. На этой логике и был построен бизнес-кейс. Мы вывели на рынок продукт под брендом МТС, который помог нам сформировать базу абонентов, нуждающихся в скоростном беспроводном доступе в Интернет. Наш «МТС Коннект 3G» фактически стал альтернативным UMTS-решением в условиях отсутствия лицензий.

Вполне может случиться, что если вопрос с выдачей лицензий UMTS отложится еще на год, то развивать этот стандарт в Украине уже никто не будет. Какой смысл вкладывать миллиард долларов в сеть, которая уже устарела? Возможно, Украина сразу перейдет к технологии следующего поколения, например, LTE.

- Возможно ли создать «вторую волну» спроса на мобильный доступ?

На GPRS/EDGE, вероятно, нет. Ведь в этом случае Интернет является дополнительной услугой – абонент покупает телефон в первую очередь для голосового общения. Данная технология достигла пика своего развития. А вот сделать «вторую волну» на беспроводном ШПД вполне реально. Потенциал этого рынка велик и пока еще не реализован.

Богдан Богун, «Комп&НьоН»
 

Alex

Модератор
Команда форуму
Реєстрація
27.10.07
Місто
Дніпро
Телефон
Huawei P60 Pro
напоминает речь директора АвтоВАЗА эдак в 2005 году, когда рынок наводнен иномарками, а он стоит гордый на своем пригорке и рассказывает, что Жигули - лучшие, и нет других на свете.
 

EricX

Morpheus
Реєстрація
26.10.07
Місто
Івано-Франківськ
Среднестатистический пользователь EDGE – это человек, у которого уже есть скоростной Интернет по месту его проживания, но ему нужен мобильный доступ ситуативно.
А вот и нифига! Для сельских районов во могих случаях GPRS/EDGE чуть ли не единственный доступ в инет.
 
D

DesKV

Guest
И не только сельских, много окраин больших городов, где о инете и не мечтают.
 

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
У него, в отличие от присутствующих, есть статистика, ага.
 

EricX

Morpheus
Реєстрація
26.10.07
Місто
Івано-Франківськ
plebis, какая статистика? Даже если абонент находится в городе (большом) как сотрудники мобильного оператора могут определить есть ли у него широкополосный интернет или нет?
 

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
Имхо, статистики по тому, где абонент находится, вполне достаточно. И это уж точно больше, сем статистика, основанная на своем кругу общения
 

EvgenyTar

наблюдатель
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Харьков
Телефон
Redmi Note 11E Pro
Имхо, статистики по тому, где абонент находится
Тогда эта статистика показывает, что абоненты чаще пользуются мобильным инетом в местах, которые охвачены проводным инетом. Но то, что именно эти абоненты имеют такое подключение, неверное утверждение - зачем челу пользовать мобильный инет, если у него есть в том месте проводное подключение? Наверно все же это разные люди. :)
 
Реєстрація
04.12.08
Місто
Луцьк
Телефон
EL 71 MultiSim
Если сравнивать стоимость передачи данных в EDGE и посредством CDMA или UMTS, то в первом случае мегабайт дешевле.

?????? Цікаво це він про що??????
3G дешевше однозначно... Одним словом піар...
 
Реєстрація
27.03.08
Місто
Одесса
Телефон
Xiaomi Note 5 64gb
Имхо, статистики по тому, где абонент находится, вполне достаточно. И это уж точно больше, сем статистика, основанная на своем кругу общения

знаем мы эти статистики. по к-ву юзверей инета лидирует КС. скачал картинку через ВАП - уже активный юзверь.
а вот по количеству трафа..... тут утел и пиплы в лидерах, а по статистике - в жопе
 
Реєстрація
27.03.08
Місто
Одесса
Телефон
Xiaomi Note 5 64gb
но ты же не будешь отрицать что средний юзверь пипла или утела высиживает больше трафа чем Ксовский. и явно 40 % трафа не у КС
 

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
Средний - да. Про суммарный траф ничего не знаю и предполагать не хочу. И кто говорил, что 40% трафа у КС? Ты, мне кажется, пытаешься оспорить то, что никто никогда не утверждал.
 
Реєстрація
26.10.07
Місто
London
Телефон
Samsung Galaxy S20
masta,
Пиплы+Утел 667к абонов..
КС 22.3Млн абонов, плюс у КСа довольно развит корпоративный сегмент, в отличии от первых 2х. Отсюдова лично я уж точно не возьмусь судить у кого трафа больше, даже учитывая, что КС и Пиплов берут преимущественно для инета.
 
Зверху