Недавно исполнилось два года вашего пребывания в должности гендиректора — что за этот период вы считаете главным достижением и главной неудачей?
В бизнесе результат всегда важнее и показательней процесса. Я доволен тем, чего удалось достичь: абонентская база выросла на 2 млн. абонентов, доходы — на 30%, EBITDA — на 50%. Но есть и сфера, в которой хочется видеть больше динамики. Это — выстраивание диалога с государством, которое должно более активно регулировать рынок мобильной связи.
За год число абонентов выросло на 15,5%, выручка увеличилась только на 6,8% — life
по-прежнему конкурирует за счет низких цен?
Выгодные тарифы — далеко не единственный, хотя и важный аргумент в нашем арсенале. На рынке мы — challenger. Мы создаем новые вызовы и усложняем жизнь конкурентам.
К примеру, сегодня компания — бесспорный ценовой лидер, который ломает стереотипы о дороговизне роуминга, а также о том, что интернет в роуминге — это непозволительная роскошь.
Благодаря агрессивным предложениям мы активно наращиваем число абонентов в регионах, где ранее наши позиции были откровенно слабыми — на востоке и западе. Из-за присутствия в этих регионах доминирующих операторов «воевать» очень сложно. Подход life

— это ценовая конкуренция и микромаркетинг, формирование действительно востребованного предложения. Благо- даря этому абонбаза за год выросла на 36% на западе и на 28% на востоке (по результатам третьего квартала 2012 года). И мы не планируем останавливаться.
Низкие цены — низкая выручка: у life
ARPU — 37,7 грн. против почти 44 грн. у МТС и 42,3 грн. у «Киевстара». Акционеры довольны этими результатами?
Акционеры удовлетворены динамикой, с которой компания наращивает операционные и финансовые показатели. EBITDA растет почти вдвое быстрее роста выручки, что говорит о высокой эффективности бизнеса.
Кстати, об акционерах: 55% акций оператора принадлежат Turkcell, остальное СКМ. Кто и как принимает стратегические решения в компании? Вмешиваются ли собственники в оперативное управление?
Я принадлежу к тем СЕО, которым предоставлены широкие полномочия по принятию решений. Наблюдательный совет фокусируется исключительно на стратегических вопросах — инвестициях и долгосрочном развитии компании.
У нас очень удачный состав акционеров. С одной стороны, ведущий мировой игрок в области телекоммуникаций, с другой — крупнейшая украинская группа, которая не только знает местную специфику, но и вносит весомый вклад в разработку локальной стратегии.
«Астелит» по-прежнему отстает по покрытию от МТС и «Киевстара», или разрыв удалось ликвидировать?
По покрытию мы сравнялись с конкурентами. И даже начали «обгонять» их по качеству связи и скорости передачи данных во многих регионах. «Комплекс третьего оператора» мы полностью изжили — это видно по исследованиям удовлетворенности клиентов, проводимым как нашими внутренними ресурсами, так и независимыми агентствами. Я лично каждую неделю просматриваю статистику обращений в call-центр и вижу, что вопрос покрытия не входит даже в двадцатку наиболее задаваемых.
В этом году вы обвиняли МТС в антиконкурентных действиях. Чем закончилось дело и как вообще складываются отношения с МТС и «Киевстаром»?
Мы продолжаем утверждать, что на рынке сложилась ненормальная ситуация, поскольку явно прослеживаются признаки доминирования двух крупных игроков, а в некоторых регионах даже монополии. К примеру, в Луганской и Донецкой областях доля МТС составляет более 90%. При этом оператор устанавливает высокие ставки для звонков на другие сети, замыкая, таким образом, базу внутри своей сети.
«Киевстар» заявляет, что связь в нашей стране — самая доступная. Но ведь это не единственный критерий! Когда оператор занимает 70-90% рынка, даже если речь идет об определенном регионе или нише, то во всем мире это называется монополизмом. А монополист имеет все рычаги, чтобы определять цены на рынке, которые будут навязываться, а при монополии происходит именно навязывание абоненту.
Мы обратились в АМКУ с просьбой повлиять на ситуацию на востоке страны. Хотя сейчас мы видим, что к мнению АМКУ операторы не особо прислушиваются, и текущее повышение цен «Киевстара» — тому только подтверждение. Вот поэтому рынку необходимо регулирование игроков с долей более чем в 25%. Именно такой подход может дать толчок для дальнейшего развития конкуренции. Мы понимаем, что процесс непростой и длительный, поэтому запаслись терпением.
Наши конкуренты пугают тем, что при регулировании доминирующих игроков вырастут тарифы и упадут налоги. Но опыт цивилизованных рынков доказывает, что тарифы будут снижаться, а налоговые выплаты вырастут за счет увеличения объемов предоставляемых услуг.
Год-два назад life
в шутку называли «школьным оператором» из-за популярности у детей. Сейчас вы продвигаете услугу интернета для смартфонов — как это изменило состав абонентов?
Наша аудитория взрослеет вместе с нами. В то же время мы чувствуем себя оператором для young adults — тех, кто всегда молод, несмотря на возраст, всегда готов к новым открытиям и инновациям. Кстати, школьники — это очень перспективная и благодарная аудитория. Вчерашние ученики становятся студентами, студенты — молодыми специалистами. Они переезжают в другие города и меняют круг общения — развитие абонентской базы во многом происходит по принципу социальных сетей.
К тому же это очень продвинутый сегмент, и это видно по росту смартфонов в нашей сети — у нас их уже более 1,2 млн., а каждый третий абонент активно пользуется мобильным интернетом.
Почему young adults выберут life
, а не другой молодежный бренд — djuice?
Потому что мы полностью прозрачны и понятны в позиционировании. Второе важное отличие состоит в том, что мы даем абоненту новейшие технологии по доступной цене и снабжаем его целым рядом полезных продуктов. Например, владельцам смартфонов предоставляем доступ к приложению «Мой life

» — в нем абонент может узнать всю информацию о потребляемых услугах и пополнениях всего лишь одним кликом. Или в режиме реального времени поменять тарифный план либо заказать дополнительные услуги. Мы первыми из операторов в Украине выпустили подобное приложение как для Android, так и для iOS.
Какова судьба проблемного займа в $150 млн., который весной прошлого года должен был погасить Turkcell? Как вообще обстоят дела с долгами компании?
Идут переговоры о реструктуризации. На данный момент долг стал внутригрупповым, гарант — Turkcell. Этот заем носит сугубо технический характер и никак не сказывается на операционной деятельности.
В глобальном смысле вы рассматривали сценарии «вхождения в кризис» — например, в виде повышения тарифов вслед за девальвацией гривны?
Пока есть основания рассчитывать на оптимистичный прогноз. Очень хочется верить, что государству удастся удержать курс национальной валюты. Но в целом в сложных экономических ситуациях мы склонны «конкурировать издержками» — не поднимать тарифы, а оптимизировать расходы. Колебание валют непосредственно отражается на операторах, так как все оборудование и программное обеспечение закупаются в долларах. То же касается и сотрудничества с иностранными операторами — роуминг, международные звонки.