Российский кинематограф: бегство от реальности

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
На той неделе приходил к нам на работу замечательный и уважаемый Даниил Дондурей (социолог, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»). Делал доклад про российский кинематограф как бегство от реальности. Многие вещи, по крайней мере мне, показались очень интересными.

Все мои френды любят кино, а некоторые просто настоящие фанаты, многие живут в России, кто-то смотрит ТВ, кто-то еще и задумывается о судьбах страны – вот про все про это куча любопытностей ниже (из того, что говорил Дандурей, я отобрал наиболее интересные факты, цифры, наблюдения). Так что, надеюсь, кому-то из вас будет так же интересно, как и мне. Не пожалейте 10 минут на чтение.
INTRO

В российском кинобизнесе очень много непрозрачного. Реальные данные практически не собираются и не анализируются. Например, уже много лет проваливаются все попытки ввести электронные билеты, которые давали бы точную и быструю статистику кинопроката. Кинобоссам и политическим властям эта непрозрачность удобна и выгодна. Таким механизмом очень легко управлять, в том числе для того, чтобы создавать различного рода мифы, как то: «российское кино находится на подъеме», «у нас беспрецедентный рост – в деньгах, в технологиях, в количестве фильмов, в их качестве», «кино востребовано» и т.д.

Вот данные по киносборам в России:
1986 г. был последним советским годом, когда сборы были равные инвестициям в кино (т.е. когда фильмы приносили хотя бы рубль прибыли). В 1986 г. в среднем за год на одного жителя РСФСР приходилось 11-12 посещений кинотеатров.
После этого последовало колоссальное падение. Примерно в 30-35 раз. И в 1996 г. на одного жителя за год приходилось всего 0,3 посещения кинотеатра (т.е. 1 билет на троих за год!). Сейчас 1 билет на 1 жителя, рост с 1996 г. в 3 раза, и считается, что это очень хороший показатель (хотя падение по сравнению с 1986 г. в 11-12 раз).

До 2005 г. до 89% сборов приходилось на американское кино (пики в 2000-2001 гг.)
В первом квартале 2008 г., впервые за 20 лет, российские фильмы собрали на копейки, но больше, чем американские. Американское кино впервые уступило российскому в прокате потому, что появились колоссальные мейджеры – прежде всего, генеральные директора телеканалов, против которых нет приема. «Скажут есть мыло – будут есть мыло».


ПРОШЛОЕ

В советские времена в среднем в прокат у нас выходило 280 фильмов в год, пропорции соблюдались очень жестко:
- 140 советского производства (90 от РСФСР, 50 от остальных республик);
- 140 купленных за границей (70 – половину от зарубежных – обязательно составляли фильмы стран соц.лагеря, на все же другие страны – Францию, Италию, США, Индию и т.д. – приходилось не более оставшихся 70 фильмов).

Американских фильмов в год давалось от 5 до 7, все они утверждались в ЦК («чтобы было всякое «Золото Маккены» и, не дай бог, какой-нибудь чуждый, вредный и не нужный нам «Крестный отец»).

Большинство зарубежных фильмов воровалось на фестивалях. По законам отечественной фестивальной политики каждый фильм должен был быть показан 4 раза. В Москве во время ММКФ работали 29 кинотеатров (иногда круглосуточно). Специалисты Госкино снимали все зарубежные фильмы – это было тотальное воровство. За 10 дней делался практически полугодовой план. Великая советская система. У нее было и много других хитростей. Например, гениальная советская находка – двухсерийные фильмы. Фильм продолжительностью более 1 часа 59 минут резали на две серии. Если фильм был чуть менее 2 часов, придумывали разные ходы – например, очень долго тащили титры, делали их обязательно три раза в двух сериях; когда не хватало 5-7 минут, делали специальные ролики и пересказывали то, что было показано 10 минут назад. Премии получали только за показ советского кино. Продажи билетов на западные фильмы специально занижались (в первую очередь, чтобы не платить за прокат). Например, зрители покупали билеты на американское «Золото Маккены», а в паспортичках билеты проходили как советский «Король Лир» Козинцева, и Госпремии были обеспечены. Многие такие хитрости сохранились до сих пор.

НАСТОЯЩЕЕ

Сейчас в России на экраны выходит до 320 фильмов в год (т.е. практически каждый день новый фильм). Из 320 фильмов 130 американских. Но в самой России фильмов создается не меньше, чем в славную советскую эпоху. В год снимается 90-100 фильмов. В производстве находится в 2 раза больше – 160-180 новых названий.

Из всех этих фильмов только 5-7 фильмов приносят нормальные деньги (отрабатывают затраты). 7-8-10 фильмов получают около 80% всех сборов российских фильмов.

Какие же российские фильмы так популярны? Вот 3 фильма абсолютных чемпиона по сборам в первом квартале 2008 г.:
- "Ирония судьбы-2" – 50 млн. $, немыслимая для России цифра (т.е. фильм посмотрело около 11 млн. человек)
- "Самый лучший фильм" – 27 млн. $, из которых 20 млн. $ были собраны за первый уикенд (т.е. за 2,5 дня), это абсолютный чемпион Европы по стартовым сборам, «все любители Камеди Клаба моментально пошли в кино и отнесли эти миллионы долларов».
- Мультфильм "Илья Муромец" и «патриотический» проект ген.директора канала «Россия» Сергея Шумакова "Мы из будущего" («заслужил аплодисменты и власти, и народа, и молодежи, и никто это не воспринял как агитку») - 13-17 млн. $

Стоимость российского фильма в начале 90-х составляла 70-100 тыс. $. Сейчас средняя стоимость фильма приближается к 2 млн. $. Уже есть много фильмов, снятых за 10 млн. $. А сейчас в производстве самые дорогие российские фильмы за всю историю: "Обитаемый остров" Бондарчука и "Утомленные солнцем-2" Михалкова с бюджетами под 40 млн. $. «В России эти деньги нельзя будет вернуть никогда, ни при каких обстоятельствах».

Во всем мире производство фильмов – вещь очень рискованная. Можно затратить десятки миллионов долларов, не отбить их в прокате и остаться на многие годы в долгах. В России все не так. Все экономические интересы в отечественной киноиндустрии последних 17 лет лежат в процессе производства фильмов – т.е., не показать фильм и заработать на прибыли, как во всем мире (в России это практически невозможно), а реализовать все свои экономические интересы в процессе производства, пока осваиваешь бюджет (короче говоря, построить все дачи во время съемок).

На Запад российские фильмы не продаются. Например, Эрнст предпринял невероятные усилия с проектами Бекмамбетова, напечатали кучу копий, вложили кучу денег, устраивали премьеры за рубежом – и получили полный провал. Мирового проката у российских фильмов нет. Кроме 3 исключений:
- "Русский ковчег" Сокурова («вам не надо ехать в Россию, чтобы посмотреть Эрмитаж, за 8 долларов вы посмотрите то же самое в кино»). При стоимости фильма 2-2,5 млн. $, сборы составили более 5 млн. $ (из них в США фильм собрал 3,5 млн. $).
- "Возвращение" Звягинцева – чемпион по участию в фестивалях (70 фестивалей, в 2 раза больше, чем у любого Тарковского и Германа, 38 призов, из которых 17 главных), снят на 400 тысяч $, взятых Дмитрием Лесневским (РенТВ) у Чубайса.
- "Изгнание" Звягинцева – фильм, совершивший невозможное: обычно иностранные продюсеры в Россию не лезут, дают деньги, только если есть гарантии государства, если лично знают режиссера, и если кто-то страхует их невероятные риски работы с русскими. С «Изгнанием» все было по-другому. Когда было объявлено, что Звягинцев приступит к следующему фильму, российские продюсеры, впервые в истории, обратились не к зарубежным продюсерам, а напрямую к зарубежным прокатчикам. И все. Каждый принес по 200-250-400 тысяч долларов (итальянцы, американцы, англичане, шведы и др.). Легко были собраны 6 млн. $, нужные на съемки. Без единой копейки из России. И иностранные прокатчики не прогадали – фильм прошел с успехом. (При этом в России собрав всего 500 тысяч.)

Все кино можно разделить на 4 части: Блокбастеры, Мейнстрим, Авторское кино, Экспериментальное кино. Мировое производство кино – это 6 000 названий в год. Из них американцы производят 600-800 фильмов ежегодно (200-300 в Голливуде, 400-500 вне Голливуда). Основные деньги собирают только 30 из них. Это и есть блокбастеры (5-7%). Остальное – мейнстрим (все знают, любят, 1-2 звезды в фильме, а в дорогих даже 3). Американцы собирают на кино 18 млрд. $ дома и примерно столько же за границей. Это, конечно, не нефть и газ, но это тоже очень значимо. Плюс, это важно в символическом смысле: «почти каждая девочка от Рейкьявика до Сайгона знает, как рожала Анджелина Джоли, какие у нее были проблемы, и как ее держал великий муж Бред Питт».

Что же у нас? Экспериментальное кино почти не снимается и не смотрится. Авторское снимается, но имеет крайне маленькую аудиторию. Мейнстрима в России нет. «Основной объем российского кино – это никакое кино. Это и не мейнстрим, и не блокбастеры, и не арт, и не шмарт. Это ничего. Пустая порода. Где даже миллиграмма олова нет». Примеры? Почти все фильмы последнего Кинотавра, куда отобрали 14 картин из примерно 90 (т.е., все остальные еще хуже!).
Таким образом, в российском кино каждый год выходит 5-7 блокбастеров и 4-5 нормальных фильма (естественно, авторских). Все же остальное – океан ничего («просто какая-то работа с бюджетами»), среди которых есть и откровенно отвратительные фильмы, типа "Самый лучший фильм", "Гитлер капут" и др.

Дальше
интереснее
 

Znich

Заблокирован
Реєстрація
26.10.07
Місто
Москва
Телефон
Nokia 515
А что в Украине там с кино? Ничего не снимается. Иногда снимут какую-нибудь порнуху типа "Молитвы по Мазепе" (Что курили авторы?) или "Сафо", на которую ходили, чтобы на секс лесбиянок посмотреть. Ну ещё Ежи Гоффман помогает фильмами, жёсткими, красивыми, но прополяцкими. Ах да. Скучный "Богдан-Зиновий Хмельницкий" с кучей исторических ляпов, которого рожали 7 лет. Так на этот фильм школьников добровольно-принудительно таскали как в старые времена на субботники.

Да и кинотеатры в юго-восточной Украине не особо полны... Сами знаете почему.
Вот стандартная ситуация:

"Она: "Котик, давай в кино сходим. Там новый фильм классный с Джоли будет"
Он: "Конечно. Сейчас гляну, что идёт" (заходит на kino.dn.ua, shevchenkino.com)
Он: "Уууу. Зайка, а оно всё на украинском. Давай лучше на каток сходим. Или в Щербакова на аттракционы. А фильм я тебе скачаю. Потом дома посмотрим"
Она: "Хорошо. Фотик возьми. Хочу сфоткать как ты вечно падаешь на льду :)"
(оба счастливые идут в Марабушту или в Городок. Занавес.)"

Касаемо России, хочется чтобы снимали меньше вранья такого как "Сволочи"
 

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
А что в Украине там с кино?
А при чем тут? Напоминаешь некоторых психически не очень здоровых, которые на фразу "у меня что-то плохо начал работать билайн" сразу же отвечают "а лайф булькает, глюкает и вообще говно". СпокойнЕе надо быть, современно украинское кино, говорят, существует, но я особо не видел, честно говоря - тема не об этом. Мы смотрим достаточно много русского кино и эта статья мне помогла ответить на многие мои вопросы

Добавлено через 2 минуты
И уж тем более непонятно, зачем ты затронул политику украинизации, никакого отношения к кинопроизводству это не имеет, да и договаривались вроде...
 
Останнє редагування:

Кочевник

Ховрах-Терорист
Команда форуму
Реєстрація
30.01.08
Місто
Київ, Львів
Телефон
Sams Note 20 Ultra + S8
современно украинское кино, говорят, существует, но я особо не видел, честно говоря
Пусть те, кто говорит, примены сразу приводят.
Это как в ССР было. Социализм построен, но его никто не видел.
 

Znich

Заблокирован
Реєстрація
26.10.07
Місто
Москва
Телефон
Nokia 515
И уж тем более непонятно, зачем ты затронул политику украинизации, никакого отношения к кинопроизводству это не имеет, да и договаривались вроде...
Имеет. -
Запрет на трансляцию в кинотеатрах Украины иностранных фильмов на русском языке дал обратный эффект: украинские чиновники, сами того не подозревая, популяризируют российские фильмы.
«Желая «украинизировать» зарубежное кино, наши чиновники, по сути, активно поддержали российских кинопроизводителей. Кинопрокатчики, не желая крутить переведенные на украинский язык фильмы, искусственно создали огромный спрос на российские картины», – пишет киевская газета Комментарии.
«Кинодистрибьюторы покупают права на эти фильмы, снабжают их украинскими субтитрами (что, кстати, тоже весьма затратно) и запускают в прокат на юге и востоке страны. Говорят, что провал не грозит даже самым слабеньким картинам, у которых ранее в принципе не было никаких шансов появиться на больших экранах Украины», – отмечает издание.
 

plebis

why so serious?
Команда форуму
Реєстрація
26.10.07
Місто
Київ
Телефон
OnePlus 10 pro
Уговорил, что-то в этом таки есть
 
Реєстрація
27.10.07
Тема политическая. Предлагаю наконец создать раздел политики и обсудить этот вопрос в том числе. Я могу конечно высказаться и здесь, но меня могут забанить или удалить моё сообщение. Нужно чётко определить правила игры, чтобы потом не было ни каких вопросов.
Считаю что время пришло. И не надо бояться. Про власть можно писать всё что заблагорассудиться. Здесь не Россия. Интернет-пользователей не вылавливают и не судят.
 

MorRex

Заблокирован
Реєстрація
27.10.07
Місто
Одесса
Телефон
Hero
Димаs, Политики политикой, а на хорошие фильмы я сходить не могу.

"Она: "Котик, давай в кино сходим. Там новый фильм классный с Джоли будет"
Он: "Конечно. Сейчас гляну, что идёт" (заходит на kino.dn.ua, shevchenkino.com)
Он: "Уууу. Зайка, а оно всё на украинском. Давай лучше на каток сходим. Или в Щербакова на аттракционы. А фильм я тебе скачаю. Потом дома посмотрим"
Она: "Хорошо. Фотик возьми. Хочу сфоткать как ты вечно падаешь на льду "
(оба счастливые идут в Марабушту или в Городок. Занавес.)"
плюс пиццот
 
Зверху