Россия: Чемодан без ручки. Beeline-WiFi станет бесплатным, потому что иначе непонятно, что с ним делать
«Вымпелком» сообщил, что предложит абонентам своей WiFi-сети возможность бесплатного доступа в интернет в обмен на просмотр рекламных роликов. Честно говоря, я уже давно ждал новостей об этом проекте, – о его закрытии, продаже или чём-то еще подобном. В общем-то, рекламная модель бизнеса – не самый худший выход для этого пасынка рынка доступа в интернет.
История проекта началась еще во времена, когда «Голден Телеком» не только сам не принадлежал еще «Вымпелкому», но даже не успел еще купить «Корбину». Компания весьма успешно работала на корпоративном рынке, предоставляя весь спектр телекоммуникационных услуг, но начинался бум в сегменте массового широкополосного доступа. Москвичи активно переходили с медленных телефонных линий на скоростные каналы, и за их деньги соревновались «Стрим» с ADSL-технологией, «Акадо» с доступом по сетям кабельного телевидения (технология DOCSIS) и десятки крупных и мелких операторов, покрывающих оптоволокном целые районы. Строить собственную сеть для предоставления подобных услуг было бы мало того, что очень дорого, – это еще потребовало бы, фактически, перепрофилировать бизнес компании. А откусить от такого вкусного пирога, видимо, хотелось.
«Голден Телеком» решил предложить нишевую услугу в расчете на то, что занятая им рыночная ниша будет в ближайшее время существенно расширяться. Дело в том, что в общем объеме продаваемых в России персональных компьютеров очень сильно росла доля ноутбуков, а практически каждый продаваемый ноутбук уже имел на борту встроенный WiFi-модуль. Если покрыть город достаточно плотной сетью точек доступа, то владельцам ноутбуков не будет нужды ждать очереди на подключение, долбить стены для прокладки кабеля, а достаточно будет всего лишь заплатить и подключиться. Подключиться как дома – этот вариант всерьез предлагался в качестве основного доступа, – так и где угодно: на улице, в кафе, на лавочке во дворе, – лишь бы это было в зоне покрытия сети.
Самую большую WiFi-сеть в мире (7500 точек доступа), покрывающую 800 000 московских домохозяйств, построили при сравнительно скромных затратах, всего около $10 млн. Дело в том, что при ее строительстве не потребовалось прокладывать оптоволокно к каждому зданию, где размещались точки доступа: их подключение осуществлялось по радиоканалам. Однако всерьез конкурировать с другими операторами, предоставляющими скоростной доступ по кабелю, у проекта не получилось. Тут сыграл роль целый ряд факторов.
Во-первых, сама по себе технология WiFi – это канал «последнего метра», а не «последней мили». В качестве замены проводу в пределах квартиры или даже здания она работает хорошо, но радиус действия точки доступа очень невелик, а сигнал ощутимо слабеет, встречая преграды вроде железобетонных стен. И в сети WiFi, построенной «Голден Телекомом», оказалось слишком много «белых пятен» и еще больше уголков, в которых уровень сигнала был слабым, а скорость передачи при этом невысокой. И, хуже того, она была непредсказуемой, поскольку полоса точки доступа делилась на все компьютеры, которые в данный момент к ней были подключены.
Основной же интерес пользователей, переходивших с телефонного модема на широкополосный доступ, заключался как раз в скоростном подключении, позволявшем за приемлемое время скачивать «тяжелый» контент: преимущественно, фильмы из разнообразных файлообменных сетей. И не слишком уверенное подключение к «Голден-WiFi» не могло тут конкурировать с внутренними сетями FTTH-провайдеров. Те нередко предоставляли доступ к своим файлообменникам на скорости до 100 Мбит/с: полнометражное кино в хорошем качестве скачивалось за считанные минуты.
К тому же, многие пользователи предпочитали в качестве основного домашнего компьютера использовать десктоп с большим экраном и удобной клавиатурой, а ноутбуки приобретали в качестве второго компьютера. Мало того, что у десктопов не было встроенных WiFi-модулей, так еще и многие хотели объединить всю домашнюю технику в единую сеть, подключенную к интернету по одному каналу. Провайдеры, предлагающие проводное подключение, для таких случаев использовали разнообразные роутеры, а услуга «Голден WiFi» была рассчитана на подключение единственного устройства.
В общем, желающих использовать эту услугу в качестве основного домашнего подключения оказалось немного. Оставалось нишевое применение: для тех, кому необходимо выходить в интернет с ноутбука вне дома. Но и тут были свои засады. Про интернет на парковой скамейке можно было забыть: для этого не хватало покрытия сети. А во многих кафе, гостиницах и других общественных местах можно было найти и бесплатные хот-споты. Часть из них входила в сеть «Яндекс-WiFi» – куда менее масштабную, но развернутую именно в тех местах, где может понадобиться мобильный доступ. Часть финансировалась владельцами заведений, рассчитывающими привлечь таким образом дополнительных посетителей. А некоторые незащищенные точки доступа, владельцы которых не позаботились о безопасности, располагались в офисах или жилых домах: сегодня практически в любом офисном центре можно найти незапароленную WiFi-сеть.
Самой большой проблемой был спорадический, импульсивный характер спроса. За исключением сравнительно небольшой группы постоянных клиентов, мало кто заранее, на всякий случай, оплачивал аккаунт в сети «Голден-WiFi». В ситуации же, когда человеку на улице внезапно потребовался выход в интернет, намного проще найти кафе с бесплатным доступом, чем искать возможность оплаты.
Когда «Голден Телеком» приобрела «Корбину», проект был передан в ее ведение. Потом их обеих купил «Вымпелком», и название изменилось на Beeline-WiFi. Все это время проект не развивался, и время от времени по рынку пробегали известия о предстоящем его закрытии. Было похоже, что новые владельцы не очень хорошо понимают, что делать с этим чемоданом без ручки. Закрыть – значит похоронить инвестиции и отказаться от лояльных абонентов. Развивать дальше – бессмысленно.
В связи с этим идея предложить бесплатный доступ в обмен на просмотр рекламы представляется, пожалуй, наилучшим решением, особенно, если учитывать импульсивный характер потребления таких услуг. Человеку, которому внезапно понадобился доступ в интернет где-нибудь вне дома, куда проще посмотреть пару–тройку рекламных роликов, чем бегать с ноутбуком в поисках кафе с бесплатным хот-спотом. И если «Вымпелкому» удастся привлечь достаточно рекламодателей, не исключено, что финансовая отдача может и повыситься по сравнению с платной бизнес-моделью.
Александр Милицкий, "Slon.ru"
«Вымпелком» сообщил, что предложит абонентам своей WiFi-сети возможность бесплатного доступа в интернет в обмен на просмотр рекламных роликов. Честно говоря, я уже давно ждал новостей об этом проекте, – о его закрытии, продаже или чём-то еще подобном. В общем-то, рекламная модель бизнеса – не самый худший выход для этого пасынка рынка доступа в интернет.
История проекта началась еще во времена, когда «Голден Телеком» не только сам не принадлежал еще «Вымпелкому», но даже не успел еще купить «Корбину». Компания весьма успешно работала на корпоративном рынке, предоставляя весь спектр телекоммуникационных услуг, но начинался бум в сегменте массового широкополосного доступа. Москвичи активно переходили с медленных телефонных линий на скоростные каналы, и за их деньги соревновались «Стрим» с ADSL-технологией, «Акадо» с доступом по сетям кабельного телевидения (технология DOCSIS) и десятки крупных и мелких операторов, покрывающих оптоволокном целые районы. Строить собственную сеть для предоставления подобных услуг было бы мало того, что очень дорого, – это еще потребовало бы, фактически, перепрофилировать бизнес компании. А откусить от такого вкусного пирога, видимо, хотелось.
«Голден Телеком» решил предложить нишевую услугу в расчете на то, что занятая им рыночная ниша будет в ближайшее время существенно расширяться. Дело в том, что в общем объеме продаваемых в России персональных компьютеров очень сильно росла доля ноутбуков, а практически каждый продаваемый ноутбук уже имел на борту встроенный WiFi-модуль. Если покрыть город достаточно плотной сетью точек доступа, то владельцам ноутбуков не будет нужды ждать очереди на подключение, долбить стены для прокладки кабеля, а достаточно будет всего лишь заплатить и подключиться. Подключиться как дома – этот вариант всерьез предлагался в качестве основного доступа, – так и где угодно: на улице, в кафе, на лавочке во дворе, – лишь бы это было в зоне покрытия сети.
Самую большую WiFi-сеть в мире (7500 точек доступа), покрывающую 800 000 московских домохозяйств, построили при сравнительно скромных затратах, всего около $10 млн. Дело в том, что при ее строительстве не потребовалось прокладывать оптоволокно к каждому зданию, где размещались точки доступа: их подключение осуществлялось по радиоканалам. Однако всерьез конкурировать с другими операторами, предоставляющими скоростной доступ по кабелю, у проекта не получилось. Тут сыграл роль целый ряд факторов.
Во-первых, сама по себе технология WiFi – это канал «последнего метра», а не «последней мили». В качестве замены проводу в пределах квартиры или даже здания она работает хорошо, но радиус действия точки доступа очень невелик, а сигнал ощутимо слабеет, встречая преграды вроде железобетонных стен. И в сети WiFi, построенной «Голден Телекомом», оказалось слишком много «белых пятен» и еще больше уголков, в которых уровень сигнала был слабым, а скорость передачи при этом невысокой. И, хуже того, она была непредсказуемой, поскольку полоса точки доступа делилась на все компьютеры, которые в данный момент к ней были подключены.
Основной же интерес пользователей, переходивших с телефонного модема на широкополосный доступ, заключался как раз в скоростном подключении, позволявшем за приемлемое время скачивать «тяжелый» контент: преимущественно, фильмы из разнообразных файлообменных сетей. И не слишком уверенное подключение к «Голден-WiFi» не могло тут конкурировать с внутренними сетями FTTH-провайдеров. Те нередко предоставляли доступ к своим файлообменникам на скорости до 100 Мбит/с: полнометражное кино в хорошем качестве скачивалось за считанные минуты.
К тому же, многие пользователи предпочитали в качестве основного домашнего компьютера использовать десктоп с большим экраном и удобной клавиатурой, а ноутбуки приобретали в качестве второго компьютера. Мало того, что у десктопов не было встроенных WiFi-модулей, так еще и многие хотели объединить всю домашнюю технику в единую сеть, подключенную к интернету по одному каналу. Провайдеры, предлагающие проводное подключение, для таких случаев использовали разнообразные роутеры, а услуга «Голден WiFi» была рассчитана на подключение единственного устройства.
В общем, желающих использовать эту услугу в качестве основного домашнего подключения оказалось немного. Оставалось нишевое применение: для тех, кому необходимо выходить в интернет с ноутбука вне дома. Но и тут были свои засады. Про интернет на парковой скамейке можно было забыть: для этого не хватало покрытия сети. А во многих кафе, гостиницах и других общественных местах можно было найти и бесплатные хот-споты. Часть из них входила в сеть «Яндекс-WiFi» – куда менее масштабную, но развернутую именно в тех местах, где может понадобиться мобильный доступ. Часть финансировалась владельцами заведений, рассчитывающими привлечь таким образом дополнительных посетителей. А некоторые незащищенные точки доступа, владельцы которых не позаботились о безопасности, располагались в офисах или жилых домах: сегодня практически в любом офисном центре можно найти незапароленную WiFi-сеть.
Самой большой проблемой был спорадический, импульсивный характер спроса. За исключением сравнительно небольшой группы постоянных клиентов, мало кто заранее, на всякий случай, оплачивал аккаунт в сети «Голден-WiFi». В ситуации же, когда человеку на улице внезапно потребовался выход в интернет, намного проще найти кафе с бесплатным доступом, чем искать возможность оплаты.
Когда «Голден Телеком» приобрела «Корбину», проект был передан в ее ведение. Потом их обеих купил «Вымпелком», и название изменилось на Beeline-WiFi. Все это время проект не развивался, и время от времени по рынку пробегали известия о предстоящем его закрытии. Было похоже, что новые владельцы не очень хорошо понимают, что делать с этим чемоданом без ручки. Закрыть – значит похоронить инвестиции и отказаться от лояльных абонентов. Развивать дальше – бессмысленно.
В связи с этим идея предложить бесплатный доступ в обмен на просмотр рекламы представляется, пожалуй, наилучшим решением, особенно, если учитывать импульсивный характер потребления таких услуг. Человеку, которому внезапно понадобился доступ в интернет где-нибудь вне дома, куда проще посмотреть пару–тройку рекламных роликов, чем бегать с ноутбуком в поисках кафе с бесплатным хот-спотом. И если «Вымпелкому» удастся привлечь достаточно рекламодателей, не исключено, что финансовая отдача может и повыситься по сравнению с платной бизнес-моделью.
Александр Милицкий, "Slon.ru"