- Реєстрація
- 26.10.07
- Місто
- UA05,UA21
Плох тот топ-менеджер, который боится кризиса. Большинство руководителей как украинского, так и российского телекома сходятся на том, что телекоммуникационная отрасль пострадает от кризиса в меньшей степени, чем металлургическая, строительная или торговая.
“Не думаю, что кризис отразит*ся на работе мобильных операторов и уж точно не затронет крупных операторов”, — считает глава представительства в Украине норвежской телекоммуникационной группы Telenor Тронд Моэ. По его мнению, единственной проблемой, которая может возникнуть, являют*ся потенциальные трудности с привлечением заемного финансирования.
Вице-президент “МТС” по корпоративным коммуникациям Андрей Теребенин говорит, что телекоммуникационная отрасль находится не в такой сложной ситуации, как металлургическая или автомобильная. Хотя и признает, что, по прогнозам аналитиков компании, потребители все-таки будут пересматривать свои расходы, что скажется на выручке операторов. Тем не менее, по словам технического директора “МТС-Украина” Джеффа Хаули, в связи с мировым финансовым кризисом компания повременит с инвестициями в дополнительные сервисы и услуги, сосредоточившись на развитии GSM-связи. “Когда человека уволили, он первым делом начинает обзванивать рекрутинговые компании и рассылать резюме, то есть активно пользуется телекоммуникационными услугами”, — считает директор по развитию бизнеса компании “Фарлеп-Оптима” (ТМ “Вега”) Константин Колесов.
Топ-менеджерам хорошо сохра*нять оптимизм — им за это платят деньги. Однако за последний год котировки акций телекоммуникационных компаний, представленных на рынке Украины, упали в разы. Вместе с ними упала и капитализация операторов. Акции “МТС” с июля минувшего года подешевели с 75 до 28 долл. Акции “Вымпел*кома” упали с 45 до 9 долл. — почти в четыре раза. С 29 до 11 долл. упали акции Turkcell, со 136 до 56 крон — акции Telenor.
С 97 до 90% от номинала снизились котировки облигаций “Мега*фона”. Хотя эта компания и не име*ет украинских активов, но составляет часть инвестпортфеля холдинга Altimo. Последний не публикует информацию о текущей капитализации активов, но исходя из котировок “Вымпелкома”, Turkcell и “Мегафона” можно предположить, что она упала не менее чем вдвое. В частности, весь принадлежащий Altimo пакет акций “Вымпелкома”, заложенный в 2007 году в Deutsche Bank под заем в 2 млрд. долл., вплотную приблизился к margin call — безусловному переходу во владение банка в случае, если котировки упадут ниже оговоренной в договоре черты (в случае “Вымпелкома” — это 7,6 долл. за акцию). А на минувшей неделе АФК “Система” заложила 0,4% акций МТС для обеспечения кредита на 35 млн. долл. (для сравнения: стоимость этого пакета акций — не менее 76 млн. долл.).
Банки, в свою очередь, испытывают проблемы с ликвидностью. Малый и средний бизнес уже столкнулся с требованиями финучреждений либо досрочно гасить кредиты, либо согласиться с пересмотром ставок. Если эта практика дойдет и до крупных клиентов, коими являются мобильные операторы, то многие из них могут неожиданно для себя оказаться в зоне кредитного риска.
Большинство “ключевых корпоративных абонентов”, генерирующих более половины дохода операторов, в настоящий момент заняты поиском путей сокращения своих расходов. И затраты на телекоммуникационные услуги станут одной из статей экономии. Рынок готовится к массовым увольнениям, что также сократит платежеспособность обычно многоговорящего среднего класса.
Краткое содержание предыдущих серий
Среди общих причин мирового финансового кризиса аналитики называют тот факт, что ключевым показателем, к которому были привязаны биржевые котировки, стал не реальный объем производства материальных ценностей или услуг, не рентабельность, а пресловутые темпы роста. Финансисты получали основной доход не от дивидендов, а от перепродажи акций. Достичь же “роста темпов роста” оказалось проще всего за счет заемных средств. Для наращивания капитализации привлекались кредиты, которые шли на открытие новых магазинов, запуск новых брендов, выход на новые рынки. При этом финансовые консультанты, мотивированные бонусами от роста капитализации, всячески стимулировали менеджмент на принятие подобных решений.
Мировой телекоммуникационный рынок не стал исключением. Основным показателем, за которым гнались операторы большинства стран, и Украины в том числе, стали не доходы, не чистая прибыль, а “доля рынка”, выраженная в абонентах. О том, что этот показатель больше всего подвержен манипуляциям, неоднократно писалось. В погоне за долей рынка операторы допустили значительное увеличение капитальных вложений и текущей задолженности. На*пример, российский “Вымпел*ком” должен кредиторам 2,7 млрд. долл. на фоне валовой прибыли 2,2 млрд. долл. по результатам 2007 года.
“МТС” имеет 2,7 млрд. долл. валовой прибыли и общую долгосрочную задолженность в 2,6 млрд. долл. Общая же задолженность материнской компании — АФК “Система” — составляет 9,5 млрд. долл. По мнению российских аналитиков, единственным активом “Системы”, способным генерировать средства на ее погашение, является именно “МТС”.
Долги Turkcell — 760 млн. долл. — хоть и относительно невелики на фоне валовой прибыли в 2,1 млрд. долл., но 530 млн. долл. из них относятся на операции компании в Украине (читай — финансирование убыточной деятельности “Астелита”).
До недавних пор сам факт существования такой задолженности был нормальным явлением для телеком-рынка и трактовался менеджментом, акционерами и кредиторами как некритичный. Однако в условиях банковского кризиса эти долги могут быстро превратиться в банкротообразующие.
Хрестоматийным примером успешной “жизни в долг” являются украинские операторы “Билайн” (убыток в 2007 году — 59,6 млн. долл.) и life (убыток в 2007 году — 167,7 млн. долл.). Для их собст*венников — ОАО “Вымпелком” и Turkcell — сам факт присутствия на украинском рынке гораздо важнее доходности этих подразделений. Возможно, уже в ближайшее время станет ясно, что эта весьма характерная для телекоммуникационных компаний бизнес-модель не годится для новых экономических реалий.
Отдельно следует сказать об операторах, которые изначально создавались для продажи с пре*мией. В этих случаях акционеры (как правило, непрофильные) не жалели привлеченных средств, никак не коррелируя это с весьма скромными успехами бизнеса: малым количеством абонентов, низкой выручкой, убыточностью. Примером являются едва ли не все CDMA-операторы (особенно “Теле*системы Украины”, чьи владельцы не скрывали намерений продать бизнес за сумму, в три-четыре раза превышающую инвестиции), а также большинство операторов широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Теперь такие компании невозможно будет ни дорого продать, ни поддерживать в дотационном состоянии.
“Не думаю, что кризис отразит*ся на работе мобильных операторов и уж точно не затронет крупных операторов”, — считает глава представительства в Украине норвежской телекоммуникационной группы Telenor Тронд Моэ. По его мнению, единственной проблемой, которая может возникнуть, являют*ся потенциальные трудности с привлечением заемного финансирования.
Вице-президент “МТС” по корпоративным коммуникациям Андрей Теребенин говорит, что телекоммуникационная отрасль находится не в такой сложной ситуации, как металлургическая или автомобильная. Хотя и признает, что, по прогнозам аналитиков компании, потребители все-таки будут пересматривать свои расходы, что скажется на выручке операторов. Тем не менее, по словам технического директора “МТС-Украина” Джеффа Хаули, в связи с мировым финансовым кризисом компания повременит с инвестициями в дополнительные сервисы и услуги, сосредоточившись на развитии GSM-связи. “Когда человека уволили, он первым делом начинает обзванивать рекрутинговые компании и рассылать резюме, то есть активно пользуется телекоммуникационными услугами”, — считает директор по развитию бизнеса компании “Фарлеп-Оптима” (ТМ “Вега”) Константин Колесов.
Топ-менеджерам хорошо сохра*нять оптимизм — им за это платят деньги. Однако за последний год котировки акций телекоммуникационных компаний, представленных на рынке Украины, упали в разы. Вместе с ними упала и капитализация операторов. Акции “МТС” с июля минувшего года подешевели с 75 до 28 долл. Акции “Вымпел*кома” упали с 45 до 9 долл. — почти в четыре раза. С 29 до 11 долл. упали акции Turkcell, со 136 до 56 крон — акции Telenor.
С 97 до 90% от номинала снизились котировки облигаций “Мега*фона”. Хотя эта компания и не име*ет украинских активов, но составляет часть инвестпортфеля холдинга Altimo. Последний не публикует информацию о текущей капитализации активов, но исходя из котировок “Вымпелкома”, Turkcell и “Мегафона” можно предположить, что она упала не менее чем вдвое. В частности, весь принадлежащий Altimo пакет акций “Вымпелкома”, заложенный в 2007 году в Deutsche Bank под заем в 2 млрд. долл., вплотную приблизился к margin call — безусловному переходу во владение банка в случае, если котировки упадут ниже оговоренной в договоре черты (в случае “Вымпелкома” — это 7,6 долл. за акцию). А на минувшей неделе АФК “Система” заложила 0,4% акций МТС для обеспечения кредита на 35 млн. долл. (для сравнения: стоимость этого пакета акций — не менее 76 млн. долл.).
Банки, в свою очередь, испытывают проблемы с ликвидностью. Малый и средний бизнес уже столкнулся с требованиями финучреждений либо досрочно гасить кредиты, либо согласиться с пересмотром ставок. Если эта практика дойдет и до крупных клиентов, коими являются мобильные операторы, то многие из них могут неожиданно для себя оказаться в зоне кредитного риска.
Большинство “ключевых корпоративных абонентов”, генерирующих более половины дохода операторов, в настоящий момент заняты поиском путей сокращения своих расходов. И затраты на телекоммуникационные услуги станут одной из статей экономии. Рынок готовится к массовым увольнениям, что также сократит платежеспособность обычно многоговорящего среднего класса.
Краткое содержание предыдущих серий
Среди общих причин мирового финансового кризиса аналитики называют тот факт, что ключевым показателем, к которому были привязаны биржевые котировки, стал не реальный объем производства материальных ценностей или услуг, не рентабельность, а пресловутые темпы роста. Финансисты получали основной доход не от дивидендов, а от перепродажи акций. Достичь же “роста темпов роста” оказалось проще всего за счет заемных средств. Для наращивания капитализации привлекались кредиты, которые шли на открытие новых магазинов, запуск новых брендов, выход на новые рынки. При этом финансовые консультанты, мотивированные бонусами от роста капитализации, всячески стимулировали менеджмент на принятие подобных решений.
Мировой телекоммуникационный рынок не стал исключением. Основным показателем, за которым гнались операторы большинства стран, и Украины в том числе, стали не доходы, не чистая прибыль, а “доля рынка”, выраженная в абонентах. О том, что этот показатель больше всего подвержен манипуляциям, неоднократно писалось. В погоне за долей рынка операторы допустили значительное увеличение капитальных вложений и текущей задолженности. На*пример, российский “Вымпел*ком” должен кредиторам 2,7 млрд. долл. на фоне валовой прибыли 2,2 млрд. долл. по результатам 2007 года.
“МТС” имеет 2,7 млрд. долл. валовой прибыли и общую долгосрочную задолженность в 2,6 млрд. долл. Общая же задолженность материнской компании — АФК “Система” — составляет 9,5 млрд. долл. По мнению российских аналитиков, единственным активом “Системы”, способным генерировать средства на ее погашение, является именно “МТС”.
Долги Turkcell — 760 млн. долл. — хоть и относительно невелики на фоне валовой прибыли в 2,1 млрд. долл., но 530 млн. долл. из них относятся на операции компании в Украине (читай — финансирование убыточной деятельности “Астелита”).
До недавних пор сам факт существования такой задолженности был нормальным явлением для телеком-рынка и трактовался менеджментом, акционерами и кредиторами как некритичный. Однако в условиях банковского кризиса эти долги могут быстро превратиться в банкротообразующие.
Хрестоматийным примером успешной “жизни в долг” являются украинские операторы “Билайн” (убыток в 2007 году — 59,6 млн. долл.) и life (убыток в 2007 году — 167,7 млн. долл.). Для их собст*венников — ОАО “Вымпелком” и Turkcell — сам факт присутствия на украинском рынке гораздо важнее доходности этих подразделений. Возможно, уже в ближайшее время станет ясно, что эта весьма характерная для телекоммуникационных компаний бизнес-модель не годится для новых экономических реалий.
Отдельно следует сказать об операторах, которые изначально создавались для продажи с пре*мией. В этих случаях акционеры (как правило, непрофильные) не жалели привлеченных средств, никак не коррелируя это с весьма скромными успехами бизнеса: малым количеством абонентов, низкой выручкой, убыточностью. Примером являются едва ли не все CDMA-операторы (особенно “Теле*системы Украины”, чьи владельцы не скрывали намерений продать бизнес за сумму, в три-четыре раза превышающую инвестиции), а также большинство операторов широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Теперь такие компании невозможно будет ни дорого продать, ни поддерживать в дотационном состоянии.