comnews.ru
05.05.2008
По самым оптимистическим оценкам, количество пользователей сети интернет в прошлом году составило 26% всего населения Украины. Даже несмотря на то, что активным считался абонент, использующий интернет хотя бы раз в месяц, участникам рынка есть чему радоваться. Наиболее сильные интернет-провайдеры не без помощи зарубежных инвесторов стремятся стать всеукраинскими, а конкуренция на рынке уже обретает реальные очертания.
По оценкам исследовательской компании InMind, в 2007 году уровень проникновения интернета в Украине составил 26%. Эту цифру по сути нельзя назвать оптимистичной, ведь в Литве и Чехии, где параллельно проводился опрос, интернет-абонентом стал каждый второй респондент (51%). Существуют и более скромные данные. Компания SputnikMedia, например, на начало этого года насчитала около 7,7 млн уникальных пользователей сети, что на 83% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Некоторые эксперты воспринимают скептически и эти цифры, указывая, что настоящим пользователем Интернета нельзя считать того, кто раз в месяц проверяет электронную почту. Несмотря на неоднозначные оценки, очевидно одно: рынок доступа в интернет в Украине активизировался.
Подтверждением тому стал интерес к украинскому рынку со стороны одной из крупнейших в мире компаний Providence Equity Partners, управляющей активами в сфере телекоммуникаций и медиа на сумму $21 млрд. В крупнейшего киевского оператора "Воля" Providence инвестировала порядка $200 млн. Кроме того, Антимонопольный комитет выдал структуре, аффилированной с Providence Equity Partners, разрешение на покупку более половины акций компании, владеющей активами ЗАО "Воля-Кабель" в Киеве, Черновцах, Алчевске и Львове. В "Воле" сообщили, что SigmaBleyzer остается в игре и будет в дальнейшем участвовать в развитии своего главного украинского актива. А развивать есть что: по словам президента компании "Воля" Сергея Бойко, выручка оператора в 2007 году составила $53,46 млн, годом ранее - $31,68 млн. Прибыль при этом небольшая - всего $1,58 млн, что сам менеджмент компании связывает с затратной реформацией кабельного телевидения и переводом его в цифровой формат. Господин Бойко утверждает, что в структуре доходов интернет и телевидение практически равны, а вот прибыль генерирует только интернет-направление. Существенно возросла и абонентская база "Воли": на конец 2007 года она достигла 200 тыс. человек.
Не только "Воля" смогла привлечь существенные инвестиции для дальнейшего развития. В декабре прошлого года громко заявил о своих амбициях на рынке доступа в интернет "Голден Телеком". Оператор намерен инвестировать в развитие сети широкополосного доступа $100 млн. Для продвижения услуги был выбран хорошо знакомый абонентам "Голден Телекома" брэнд "Свит Онлайн", который раньше использовался для коммутированного доступа. Для привлечения достаточного количества абонентов в сжатые сроки маркетологи решили использовать два инструмента: ставка на уникальную для украинского рынка технологию FTTB, предполагающую прокладку волоконно-оптических сетей к зданиям и обеспечивающую скорость передачи данных 100 Мбит/с. Хотя на практике она значительно ниже (порядка 10 Мбит/с), тарифы на пользование услугой заставят задуматься о смене интернет-провайдера многих киевлян: за 200 грн/мес. предоставляется доступ без каких-либо ограничений, а при желании сэкономить можно подключится к почасовой оплате со скромной 1 грн/час. Правда, такие тарифы директор департамента домашней связи "Голден Телекома" Виктор Грибан называет акционными, а срок их действия ограничивает несколькими месяцами. Останутся, вероятно, более привычные для рынка расценки - 80 грн/мес. за 11 Гб или 40 грн/мес за 2 Гб, которые оператор предлагает уже сейчас. В то же время именно ценовая составляющая сегодня наиболее важна. "Сейчас рынок находится в таком состоянии, когда ключевыми факторами успеха являются известность и привлекательность марки и хорошая структура тарифных планов,- уверена старший аналитик GfK-Ukraine Татьяна Ильяшенко.- Время технологий еще не пришло, слишком низок уровень знания массового пользователя о технологиях - пока пытаемся усвоить разницу между dial-up и некоммутируемым доступом".
Движение от центра
Совсем иной вопрос - масштабы присутствия. Несмотря на заявления о построении широкополосных сетей в крупных городах Украины, "Голден Телеком" пока работает лишь в Киеве, который уже в достаточной мере насыщен подобными предложениями. Жителям Днепропетровска, Харькова, Донецка, Запорожья, Одессы и Львова придется ждать как минимум до середины года.
Тратиться на построение сетей с нуля операторы не спешат, и если "Голден Телеком" планирует развивать интернет в регионах уже через полгода, то "Воля" вообще решила отложить этот вопрос в дальний ящик. В этом году развивать она будет только существующие региональные активы. Так, из $30 млн инвестиций, запланированных на 2008 год, только $6 млн уйдут на развитие сети во Львове. Большую часть остальных средств оператор намерен направить на перевод своих абонентов на цифровой формат телевидения. Таким образом "Воля" намерена снизить издержки на ТВ-направление и оптимизировать использование сети. Комментируя нежелание строить сети в регионах в этом году, Сергей Бойко отмечает, что компании не очень интересно тратить существенные средства при недостаточном сейчас спросе - эффективнее будет инвестировать в регионы через год-два. Между тем на ВОПРОС Ъ-ТЕЛЕКОМ о том, когда же кому-то из отечественных интернет-провайдеров будет присвоен статус "всеукраинский", господин Бойко ответил, что надеется лет через пять увидеть "Волю" уже в качестве "международного" оператора.
Впрочем, операторы начинают постепенно осваивать регионы. ""Воля" купила несколько региональных компаний, а "Голден Телеком" открыл офисы в Симферополе, Ивано-Франковске и Ровно",- отметила госпожа Ильяшенко. И все же лидером здесь остается "Укртелеком", предоставляющий услугу широкополосного доступа в интернет через телефонную инфраструктуру. "2007 год мы закончили с 206 тыс. абонентов "Ого!", в этом году намерены построить еще 500 тыс. портов. Таким образом, на конец года у нас будет больше 700 тыс. портов DSL",- уверен заместитель главы правления "Укртелекома" по маркетингу и продаже услуг Игорь Сиротенко. Следует отметить, что сейчас в некоторых регионах образовался дефицит портов, который "Укртелеком" едва успевает покрыть. "Это неудивительно, ведь большая часть потенциальных пользователей не имеет возможности выбора провайдера",- отмечает госпожа Ильяшенко.
Смотреть не пересмотреть
Одним из наиболее заметных трендов последних месяцев стало то, что украинский рынок доступа в интернет наконец начал развиваться не только снаружи, но и изнутри. Осень 2007 года ознаменовалась распространением на территории постсоветского пространства социальных сетей, популярных на Западе уже несколько лет. Помогая интернет-пользователям общаться и искать своих старых знакомых, одноклассников, коллег, социальные сети собрали невиданные аудитории за весьма короткие сроки. Одним из самых популярных проектов стала социальная сеть Odnoklassniki.ru, количество пользователей которой уже превысило 10 млн.
Впрочем, помимо социальных сетей услуги, которые можно было бы назвать локомотивами подключения новых абонентов, найти сложно. Наибольшая проблема здесь в низкой осведомленности: согласно данным GfK-Ukraine, в IV квартале 2007 года только 6% тех, кто не пользуются интернетом дома, заявили о своем желании подключиться. Да и кабельные операторы не спешат с продвижением услуг. Из существующих сервисов можно выделить разве что различные варианты телевидения, внедряемые каждым из игроков. Так, "Воля" уже запустила услугу видео по запросу (nVoD) под названием "Домашний кинозал", благодаря которой пользователь может выбрать и посмотреть фильм, заплатив 20 грн.
Остальные игроки пока только готовятся к запуску подобных сервисов. "Услуга U.tv будет запущена в I квартале этого года - практически все технологические решения у нас готовы, услуга уже демонстрировалась на выставке "Цифромания" в октябре",- рассказал Игорь Сиротенко. По его словам, изначально она будет реализована как трансляция ТВ-каналов, но в перспективе возможно и развитие сервиса "видео по запросу". Соглашение о поставке контента пока подписано лишь с "Украинской независимой ТВ-корпорацией", а востребована такая услуга будет теми, кто по каким-либо причинам не может получать доступ к телевидению с большим числом каналов. Виктор Грибан считает, что ставка будет сделана на три основные услуги - телефонию, IPTV и передачу данных. Интерес украинских кабельных операторов к интернет-телевидению закономерен: по прогнозам ScreenDigest, европейский рынок сервисов интернет-телевидения к 2010 году составит порядка 2 млрд евро по сравнению с 34,5 млн евро в 2005 году.
05.05.2008
По самым оптимистическим оценкам, количество пользователей сети интернет в прошлом году составило 26% всего населения Украины. Даже несмотря на то, что активным считался абонент, использующий интернет хотя бы раз в месяц, участникам рынка есть чему радоваться. Наиболее сильные интернет-провайдеры не без помощи зарубежных инвесторов стремятся стать всеукраинскими, а конкуренция на рынке уже обретает реальные очертания.
По оценкам исследовательской компании InMind, в 2007 году уровень проникновения интернета в Украине составил 26%. Эту цифру по сути нельзя назвать оптимистичной, ведь в Литве и Чехии, где параллельно проводился опрос, интернет-абонентом стал каждый второй респондент (51%). Существуют и более скромные данные. Компания SputnikMedia, например, на начало этого года насчитала около 7,7 млн уникальных пользователей сети, что на 83% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Некоторые эксперты воспринимают скептически и эти цифры, указывая, что настоящим пользователем Интернета нельзя считать того, кто раз в месяц проверяет электронную почту. Несмотря на неоднозначные оценки, очевидно одно: рынок доступа в интернет в Украине активизировался.
Подтверждением тому стал интерес к украинскому рынку со стороны одной из крупнейших в мире компаний Providence Equity Partners, управляющей активами в сфере телекоммуникаций и медиа на сумму $21 млрд. В крупнейшего киевского оператора "Воля" Providence инвестировала порядка $200 млн. Кроме того, Антимонопольный комитет выдал структуре, аффилированной с Providence Equity Partners, разрешение на покупку более половины акций компании, владеющей активами ЗАО "Воля-Кабель" в Киеве, Черновцах, Алчевске и Львове. В "Воле" сообщили, что SigmaBleyzer остается в игре и будет в дальнейшем участвовать в развитии своего главного украинского актива. А развивать есть что: по словам президента компании "Воля" Сергея Бойко, выручка оператора в 2007 году составила $53,46 млн, годом ранее - $31,68 млн. Прибыль при этом небольшая - всего $1,58 млн, что сам менеджмент компании связывает с затратной реформацией кабельного телевидения и переводом его в цифровой формат. Господин Бойко утверждает, что в структуре доходов интернет и телевидение практически равны, а вот прибыль генерирует только интернет-направление. Существенно возросла и абонентская база "Воли": на конец 2007 года она достигла 200 тыс. человек.
Не только "Воля" смогла привлечь существенные инвестиции для дальнейшего развития. В декабре прошлого года громко заявил о своих амбициях на рынке доступа в интернет "Голден Телеком". Оператор намерен инвестировать в развитие сети широкополосного доступа $100 млн. Для продвижения услуги был выбран хорошо знакомый абонентам "Голден Телекома" брэнд "Свит Онлайн", который раньше использовался для коммутированного доступа. Для привлечения достаточного количества абонентов в сжатые сроки маркетологи решили использовать два инструмента: ставка на уникальную для украинского рынка технологию FTTB, предполагающую прокладку волоконно-оптических сетей к зданиям и обеспечивающую скорость передачи данных 100 Мбит/с. Хотя на практике она значительно ниже (порядка 10 Мбит/с), тарифы на пользование услугой заставят задуматься о смене интернет-провайдера многих киевлян: за 200 грн/мес. предоставляется доступ без каких-либо ограничений, а при желании сэкономить можно подключится к почасовой оплате со скромной 1 грн/час. Правда, такие тарифы директор департамента домашней связи "Голден Телекома" Виктор Грибан называет акционными, а срок их действия ограничивает несколькими месяцами. Останутся, вероятно, более привычные для рынка расценки - 80 грн/мес. за 11 Гб или 40 грн/мес за 2 Гб, которые оператор предлагает уже сейчас. В то же время именно ценовая составляющая сегодня наиболее важна. "Сейчас рынок находится в таком состоянии, когда ключевыми факторами успеха являются известность и привлекательность марки и хорошая структура тарифных планов,- уверена старший аналитик GfK-Ukraine Татьяна Ильяшенко.- Время технологий еще не пришло, слишком низок уровень знания массового пользователя о технологиях - пока пытаемся усвоить разницу между dial-up и некоммутируемым доступом".
Движение от центра
Совсем иной вопрос - масштабы присутствия. Несмотря на заявления о построении широкополосных сетей в крупных городах Украины, "Голден Телеком" пока работает лишь в Киеве, который уже в достаточной мере насыщен подобными предложениями. Жителям Днепропетровска, Харькова, Донецка, Запорожья, Одессы и Львова придется ждать как минимум до середины года.
Тратиться на построение сетей с нуля операторы не спешат, и если "Голден Телеком" планирует развивать интернет в регионах уже через полгода, то "Воля" вообще решила отложить этот вопрос в дальний ящик. В этом году развивать она будет только существующие региональные активы. Так, из $30 млн инвестиций, запланированных на 2008 год, только $6 млн уйдут на развитие сети во Львове. Большую часть остальных средств оператор намерен направить на перевод своих абонентов на цифровой формат телевидения. Таким образом "Воля" намерена снизить издержки на ТВ-направление и оптимизировать использование сети. Комментируя нежелание строить сети в регионах в этом году, Сергей Бойко отмечает, что компании не очень интересно тратить существенные средства при недостаточном сейчас спросе - эффективнее будет инвестировать в регионы через год-два. Между тем на ВОПРОС Ъ-ТЕЛЕКОМ о том, когда же кому-то из отечественных интернет-провайдеров будет присвоен статус "всеукраинский", господин Бойко ответил, что надеется лет через пять увидеть "Волю" уже в качестве "международного" оператора.
Впрочем, операторы начинают постепенно осваивать регионы. ""Воля" купила несколько региональных компаний, а "Голден Телеком" открыл офисы в Симферополе, Ивано-Франковске и Ровно",- отметила госпожа Ильяшенко. И все же лидером здесь остается "Укртелеком", предоставляющий услугу широкополосного доступа в интернет через телефонную инфраструктуру. "2007 год мы закончили с 206 тыс. абонентов "Ого!", в этом году намерены построить еще 500 тыс. портов. Таким образом, на конец года у нас будет больше 700 тыс. портов DSL",- уверен заместитель главы правления "Укртелекома" по маркетингу и продаже услуг Игорь Сиротенко. Следует отметить, что сейчас в некоторых регионах образовался дефицит портов, который "Укртелеком" едва успевает покрыть. "Это неудивительно, ведь большая часть потенциальных пользователей не имеет возможности выбора провайдера",- отмечает госпожа Ильяшенко.
Смотреть не пересмотреть
Одним из наиболее заметных трендов последних месяцев стало то, что украинский рынок доступа в интернет наконец начал развиваться не только снаружи, но и изнутри. Осень 2007 года ознаменовалась распространением на территории постсоветского пространства социальных сетей, популярных на Западе уже несколько лет. Помогая интернет-пользователям общаться и искать своих старых знакомых, одноклассников, коллег, социальные сети собрали невиданные аудитории за весьма короткие сроки. Одним из самых популярных проектов стала социальная сеть Odnoklassniki.ru, количество пользователей которой уже превысило 10 млн.
Впрочем, помимо социальных сетей услуги, которые можно было бы назвать локомотивами подключения новых абонентов, найти сложно. Наибольшая проблема здесь в низкой осведомленности: согласно данным GfK-Ukraine, в IV квартале 2007 года только 6% тех, кто не пользуются интернетом дома, заявили о своем желании подключиться. Да и кабельные операторы не спешат с продвижением услуг. Из существующих сервисов можно выделить разве что различные варианты телевидения, внедряемые каждым из игроков. Так, "Воля" уже запустила услугу видео по запросу (nVoD) под названием "Домашний кинозал", благодаря которой пользователь может выбрать и посмотреть фильм, заплатив 20 грн.
Остальные игроки пока только готовятся к запуску подобных сервисов. "Услуга U.tv будет запущена в I квартале этого года - практически все технологические решения у нас готовы, услуга уже демонстрировалась на выставке "Цифромания" в октябре",- рассказал Игорь Сиротенко. По его словам, изначально она будет реализована как трансляция ТВ-каналов, но в перспективе возможно и развитие сервиса "видео по запросу". Соглашение о поставке контента пока подписано лишь с "Украинской независимой ТВ-корпорацией", а востребована такая услуга будет теми, кто по каким-либо причинам не может получать доступ к телевидению с большим числом каналов. Виктор Грибан считает, что ставка будет сделана на три основные услуги - телефонию, IPTV и передачу данных. Интерес украинских кабельных операторов к интернет-телевидению закономерен: по прогнозам ScreenDigest, европейский рынок сервисов интернет-телевидения к 2010 году составит порядка 2 млрд евро по сравнению с 34,5 млн евро в 2005 году.