Фильтрованное чтиво

Vitti

Заблокирован
Реєстрація
26.10.07
Місто
Харьков
Как Интернет отучает делать самостоятельные выводы.

Интернет-поисковики лишают мозг студентов способности адекватно мыслить. К такому выводу пришла профессор британского университета Брайтона Тата Брабазон. В ходе проведенного исследования выяснилось, что студенты обращаются к энциклопедии Wikipedia буквально по каждому поводу, однако это не идет им на пользу: подобные сервисы лишают молодых людей способности критически относиться к полученным данным.

По мнению психолога Оксаны Навроцкой, «Интернет – часть современного информационного пространства, и с этим нельзя не считаться. И потому давать советы выбросить компьютер или «отрезать» себя от Сети было бы наивно и глупо. С другой стороны, нужно осознать, что Интернет (как, впрочем, и телевидение, радио, печатные издания) не только предоставляет нам информацию, но и способен нанести серьезный ущерб здоровью: физическому, нравственному, психическому, интеллектуальному». По словам специалиста, предлагая те или иные сведения, уже полностью «готовые к употреблению», Интернет отучает делать самостоятельные выводы. «К примеру, читая книгу, человек что-то представляет себе, формирует образы, может остановиться, чтобы поразмыслить над ситуацией, – то есть в процессе участвуют эмоциональные, умственные, творческие способности, работает воображение. Во время просмотра интернет-сайтов (или, скажем, телевизионных программ) эти функции становятся практически невостребованными», - разъясняет психолог газете «СЕЙЧАС».

Нередко сайты попросту копируют тексты друг у друга, и одна и та же информация, многократно повторяемая десятками подобных ресурсов, воспринимается читателями как истина в последней инстанции. «Как правило, человек старается быть в той или иной степени осторожным при выборе друзей и формировании своего круга общения. В то же время то, что ему предлагают смотреть, слушать или читать, очень редко серьезно анализируется. А ведь за каждым текстом, за каждой информацией кроется чье-то мировоззрение и даже чьи-то цели и планы. И, разумеется все данные, полученные извне, требуют критического подхода», - говорит психолог.

Если человек ищет простоты в трактовке сложного, он не будет углубляться в любом случае. А для тех, кто хочет досконально изучить вопрос, Интернет не помеха

Из сложившейся ситуации приемлемый выход нашла профессор Брабазон, призвав преподавателей школ и институтов давать ученикам некие основы фильтрации и разбора информации из Интернета. В противном случае их постоянное обращение к интернет-ресурсам может плохо отразиться на способности молодых людей оценивать полученные из Сети сведения. Профессор отметила, что Интернет дает простые ответы на довольно сложные вопросы, в результате чего студенты не могут разобраться, являются ли такие ответы частью серьезного научного труда или они основываются на поверхностных идеях и дилетантских выводах. Как отметила газете «СЕЙЧАС» вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова, «критическое мышление пригодится в жизни не только для оценки информации из Интернета. Кстати, отучить человека критически мыслить нельзя, если он уже это умеет. А вот научить можно и даже необходимо для успешной жизни в нашем сложном мире. Так что на первое место выдвигаются усилия педагогов, которые, к сожалению, до сих пор не ценятся должным образом. Может, именно потому, что кому-то выгодно общество некритично мыслящих людей, ведь управлять удобнее именно такими».

Ни для кого не секрет, что Всемирная паутина действительно экономит много времени и сил, причем помогая всем без исключения - и тем, кто серьезно работает, и халтурщикам. Впрочем, халтурщики были всегда, и их «сладкая жизнь» мало зависит от Интернета. «Не стоит обвинять людей в стремлении к удобству, ведь не упрекаем же мы никого в том, что он пользуется самолетом или мобильным телефоном», - говорит г-жа Егорова. В то же время, подчеркивает специалист, чем сложнее устройство, тем более квалифицированного подхода оно требует, причем не только технического. «Пользователя нужно научить не только нажатию определенных кнопок, но и отношению к получаемому продукту, пониманию того, что с ним делать. Насколько мне известно, пока никто серьезно пользованию интернет-ресурсами не обучает, но, судя по призывам профессора Брабазон, мы к этому еще придем. С другой стороны, каждый находит то, что ищет. Если студент ищет простоты в трактовке сложного, то он не будет углубляться в любом случае. А для тех, кто хочет досконально изучить вопрос, Интернет не помеха».

ГЛАВНОЕ

Специалисты отмечают, что Интернет наряду с телевидением, радио, печатными СМИ нередко становится средством агрессивного, целенаправленного, разрушительного воздействия, постепенно отучая человека анализировать полученную информацию. Тем не менее нужно принять как факт, что Всемирная сеть стала частью нашей жизни и, значит, нужно учиться жить с ней, правильно ее используя. Что касается привычки учащихся по любому поводу обращаться к энциклопедии Wikipedia и другим ресурсам, то эксперты убеждены, что это все же лучше, чем ничего – ведь, как известно, знания лишними не бывают. Другое дело, что, не анализируя информацию, человек может легко потеряться, поскольку подавляющее большинство ценностей - не собственные, а позаимствованные у родителей, учителей, друзей, специалистов, писателей и прочих людей, окружающих каждого из нас.


Наталья МИЧКОВСКАЯ, «СЕЙЧАС»
 
Зверху