Вольготная жизнь провайдеров в многоэтажных спальных районах Киева заканчивается. Совместными усилиями «перегрев» окраины, участники рынка начинают присматриваться к менее прибыльному малоэтажному центру.
Жители интернета
Самое большое количество операторов фиксированного скоростного доступа к интернету сконцентрировано на двух массивах Киева: Харьковском и Оболони. Эти районы как магнит притягивают все новых операторов. Изначально в них образовались первые крупные местные компании, к которым активно «набивались» новички. В результате жителям данных массивов есть из чего выбирать. «На Харьковском я насчитал максимум предложений в одном доме — 11», — говорит руководитель интернет-проекта «Украинских радиосистем» (Beeline) Виктор Грибан. Немного свободнее на крупнейшем столичном жилмассиве Троещина, там орудуют как крупные провайдеры, так и разная «мелочь». На среднем уровне оценивается проникновение на Борщаговке, в Святошинском районе и Соломенке.
Что касается центральных районов столицы (Печерск, Подол, Шевченковский, Голосеево), то здесь предложение пока в разы меньше. В основном это сети «Уктелекома» или «Воли», а также несколько мелких локалок. В итоге, если в «спальниках» можно без проблем получить украинский трафик до 100 Мбит/сек., то жителям центра приходится довольствоваться только несколькими Мбит/сек. По словам участников рынка, это не единственное отличие. «В тех районах, где конкуренция низкая, тарифы, как правило, высокие. В Подольском, Голосеевском районах они в среднем на 20–30% выше, чем на Оболони», — рассказывает генеральный директор «Укртранссети» (ТМ Sumtel) Максим Евдокимов. Генеральный директор «Украинских цифровых коммуникаций» («Триолан») Вадим Сидоренко отмечает, что в центре расценки могут быть выше в полтора раза.
Неудачная застройка
Основная причина, по которой операторы FTTB (оптика в дом) не шли в сторону Майдана, вполне очевидна. Более новые «спальники» в основном состоят из многоэтажных домов на 100–200 квартир, тогда как в центре здания, как правило, пятиэтажные (на 50–60 квартир). Естественно, спальные районы привлекательнее для провайдера, поскольку позволяют с меньшими затратами подключить больше абонентов.
Покрытие такого жилмассива, как Оболонь, оценивается в $2–5 млн. Это главным образом затраты на аренду каналов связи в канализации или подвешивание воздушных линий между домами, установка раздаточного оборудования (свитчей), плата за его размещение в подвалах или на технических этажах, за электропитание. «Обычно оператор устанавливает в доме свитчи емкостью 24 клиента. Подход к дому обходится не более чем в 10 тыс. грн. и окупится за 1–1,5 года, если к сети подключатся 10–12 клиентов. Это около 10% всех квартир в больших домах спальных районов», — подчеркивает гендиректор «Фринета» Виктор Фролов. По словам Виктора Грибана, если оператор работает в многоквартирном доме официально, то он рассчитывает подключить 20–30 абонентов.
В центральных районах подключить даже десять квартир в здании довольно сложно. Кроме того, при подходе к нему появляется уйма сопутствующих проблем. Ведь воздушные линии в исторической части прокладывать нельзя, подвальные помещения заняты магазинами, кафе и офисами, канализационные трубы загружены до предела. «Например, в районах улиц Гайдара и Леонтовича каналы забиты, так как там расположен дата-центр, обслуживающий точку обмена украинским трафиком», — отмечает г-н Евдокимов. Кроме того, в центре связистам приходится согласовывать свои действия со спецслужбами, поскольку здесь расположены правительственные линии. В результате на покрытие оптикой центральных районов необходимо выложить в несколько раз больше, чем при работе в «спальниках».
И не факт, что эти затраты окупятся. Ведь обеспеченные жители сердца столицы часто не интересуются экономией в несколько десятков гривень при переходе на предложение оператора-новичка, что сводит на нет стратегию переманивания клиентов у конкурентов. Нельзя забывать, что в центральных районах до сих пор живет и большое количество пожилых людей, которым интернет априори не нужен.
Но печерским или подольским киевлянам все равно не стоит расстраиваться: есть в городе места, где проводного интернета вообще нет и вряд ли будет — это частный сектор на Нивках, Троещине, Голосеево, Осокорках и пр. Туда провайдерам идти практически нет смысла. Поэтому многим обладателям частных домов приходится довольствоваться низкоскоростным нестабильным радиоинтернетом.
Вынужденная экспансия
Несмотря на сложности, провайдеры начинают присматриваться к центру. Дело в том, что конкуренция в «спальниках» серьезно ужесточилась. Вадим Сидоренко рассказывает, что в конце прошлого года в перегретых районах появилась «каста никогда не платящих абонентов». По его словам, они подключены сразу к трем-четырем провайдерам и мигрируют с одного на другой, когда у кого-то проводятся временные бесплатные акции.
Это подстегивает провайдеров присматриваться к более затратному, но и более платежеспособному центру. Так, хорошо чувствующий себя на левом берегу «Фринет» сейчас активизируется на Печерске. Компания хочет попасть и в Голосеево, но тамошняя администрация требует за установку оборудования в домах в несколько раз больше, чем в других районах Киева: за доступ к каждой квартире она хочет получать более 2 грн. при аренде места под свитч. Так что в доме на 200 квартир аренда под свитч менее 1 кв. м в подвале обойдется в 400 грн. в месяц. «Таких цен нет даже при аренде офисов с евроремонтом. Мы и так платим городу за аренду большие деньги — около 300 тыс. грн. ежемесячно», — возмущается г-н Фролов. «Фринет» не единственный, кто смотрит на районы невысотной застройки и центр. Так, «Украинские цифровые коммуникации», после того как завершат покрытие Святошина, Нивок и Борщаговки, приступят к центральной части Шевченковского, а также Соломенского и Голосеевского районов. Со стороны Оболони к центру потянется «Укртранссеть». Ее босс Максим Евдокимов отмечает, что до конца этого года планируется инвестировать порядка $10 млн как в развитие сети на Оболони и Воскресенке, так и на разворачивание ее на Подоле. «В новые районы мы инвестируем деньги, соизмеримые с теми, что вложили в Оболонь, но, учитывая более низкий уровень конкуренции, рассчитываем на лучшие результаты», — подчеркивает г-н Евдокимов.
Примечательно, что активно разворачивающие проводные сети интернет-доступа «Киевстар» и «Украинские радиосистемы» (которые имеют все шансы стать единым целом) пока занимаются «спальниками» и на центр внимания не обращают. УРС ведут строительство повсеместно, кроме частной застройки, исторического центра и тех районов, где преобладают малоэтажные здания. «Киевстар» — новичок на рынке ШПД, начавший с наиболее перегретого массива — Оболони, а также Академгородка и Новобеличей. Естественно, руки до центра у крупнейшего оператора связи дойдут еще не скоро.
Станислав Юрасов , «Деловая столица»
Жители интернета
Самое большое количество операторов фиксированного скоростного доступа к интернету сконцентрировано на двух массивах Киева: Харьковском и Оболони. Эти районы как магнит притягивают все новых операторов. Изначально в них образовались первые крупные местные компании, к которым активно «набивались» новички. В результате жителям данных массивов есть из чего выбирать. «На Харьковском я насчитал максимум предложений в одном доме — 11», — говорит руководитель интернет-проекта «Украинских радиосистем» (Beeline) Виктор Грибан. Немного свободнее на крупнейшем столичном жилмассиве Троещина, там орудуют как крупные провайдеры, так и разная «мелочь». На среднем уровне оценивается проникновение на Борщаговке, в Святошинском районе и Соломенке.
Что касается центральных районов столицы (Печерск, Подол, Шевченковский, Голосеево), то здесь предложение пока в разы меньше. В основном это сети «Уктелекома» или «Воли», а также несколько мелких локалок. В итоге, если в «спальниках» можно без проблем получить украинский трафик до 100 Мбит/сек., то жителям центра приходится довольствоваться только несколькими Мбит/сек. По словам участников рынка, это не единственное отличие. «В тех районах, где конкуренция низкая, тарифы, как правило, высокие. В Подольском, Голосеевском районах они в среднем на 20–30% выше, чем на Оболони», — рассказывает генеральный директор «Укртранссети» (ТМ Sumtel) Максим Евдокимов. Генеральный директор «Украинских цифровых коммуникаций» («Триолан») Вадим Сидоренко отмечает, что в центре расценки могут быть выше в полтора раза.
Неудачная застройка
Основная причина, по которой операторы FTTB (оптика в дом) не шли в сторону Майдана, вполне очевидна. Более новые «спальники» в основном состоят из многоэтажных домов на 100–200 квартир, тогда как в центре здания, как правило, пятиэтажные (на 50–60 квартир). Естественно, спальные районы привлекательнее для провайдера, поскольку позволяют с меньшими затратами подключить больше абонентов.
Покрытие такого жилмассива, как Оболонь, оценивается в $2–5 млн. Это главным образом затраты на аренду каналов связи в канализации или подвешивание воздушных линий между домами, установка раздаточного оборудования (свитчей), плата за его размещение в подвалах или на технических этажах, за электропитание. «Обычно оператор устанавливает в доме свитчи емкостью 24 клиента. Подход к дому обходится не более чем в 10 тыс. грн. и окупится за 1–1,5 года, если к сети подключатся 10–12 клиентов. Это около 10% всех квартир в больших домах спальных районов», — подчеркивает гендиректор «Фринета» Виктор Фролов. По словам Виктора Грибана, если оператор работает в многоквартирном доме официально, то он рассчитывает подключить 20–30 абонентов.
В центральных районах подключить даже десять квартир в здании довольно сложно. Кроме того, при подходе к нему появляется уйма сопутствующих проблем. Ведь воздушные линии в исторической части прокладывать нельзя, подвальные помещения заняты магазинами, кафе и офисами, канализационные трубы загружены до предела. «Например, в районах улиц Гайдара и Леонтовича каналы забиты, так как там расположен дата-центр, обслуживающий точку обмена украинским трафиком», — отмечает г-н Евдокимов. Кроме того, в центре связистам приходится согласовывать свои действия со спецслужбами, поскольку здесь расположены правительственные линии. В результате на покрытие оптикой центральных районов необходимо выложить в несколько раз больше, чем при работе в «спальниках».
И не факт, что эти затраты окупятся. Ведь обеспеченные жители сердца столицы часто не интересуются экономией в несколько десятков гривень при переходе на предложение оператора-новичка, что сводит на нет стратегию переманивания клиентов у конкурентов. Нельзя забывать, что в центральных районах до сих пор живет и большое количество пожилых людей, которым интернет априори не нужен.
Но печерским или подольским киевлянам все равно не стоит расстраиваться: есть в городе места, где проводного интернета вообще нет и вряд ли будет — это частный сектор на Нивках, Троещине, Голосеево, Осокорках и пр. Туда провайдерам идти практически нет смысла. Поэтому многим обладателям частных домов приходится довольствоваться низкоскоростным нестабильным радиоинтернетом.
Вынужденная экспансия
Несмотря на сложности, провайдеры начинают присматриваться к центру. Дело в том, что конкуренция в «спальниках» серьезно ужесточилась. Вадим Сидоренко рассказывает, что в конце прошлого года в перегретых районах появилась «каста никогда не платящих абонентов». По его словам, они подключены сразу к трем-четырем провайдерам и мигрируют с одного на другой, когда у кого-то проводятся временные бесплатные акции.
Это подстегивает провайдеров присматриваться к более затратному, но и более платежеспособному центру. Так, хорошо чувствующий себя на левом берегу «Фринет» сейчас активизируется на Печерске. Компания хочет попасть и в Голосеево, но тамошняя администрация требует за установку оборудования в домах в несколько раз больше, чем в других районах Киева: за доступ к каждой квартире она хочет получать более 2 грн. при аренде места под свитч. Так что в доме на 200 квартир аренда под свитч менее 1 кв. м в подвале обойдется в 400 грн. в месяц. «Таких цен нет даже при аренде офисов с евроремонтом. Мы и так платим городу за аренду большие деньги — около 300 тыс. грн. ежемесячно», — возмущается г-н Фролов. «Фринет» не единственный, кто смотрит на районы невысотной застройки и центр. Так, «Украинские цифровые коммуникации», после того как завершат покрытие Святошина, Нивок и Борщаговки, приступят к центральной части Шевченковского, а также Соломенского и Голосеевского районов. Со стороны Оболони к центру потянется «Укртранссеть». Ее босс Максим Евдокимов отмечает, что до конца этого года планируется инвестировать порядка $10 млн как в развитие сети на Оболони и Воскресенке, так и на разворачивание ее на Подоле. «В новые районы мы инвестируем деньги, соизмеримые с теми, что вложили в Оболонь, но, учитывая более низкий уровень конкуренции, рассчитываем на лучшие результаты», — подчеркивает г-н Евдокимов.
Примечательно, что активно разворачивающие проводные сети интернет-доступа «Киевстар» и «Украинские радиосистемы» (которые имеют все шансы стать единым целом) пока занимаются «спальниками» и на центр внимания не обращают. УРС ведут строительство повсеместно, кроме частной застройки, исторического центра и тех районов, где преобладают малоэтажные здания. «Киевстар» — новичок на рынке ШПД, начавший с наиболее перегретого массива — Оболони, а также Академгородка и Новобеличей. Естественно, руки до центра у крупнейшего оператора связи дойдут еще не скоро.
Станислав Юрасов , «Деловая столица»