Эксперты спорят о том, какая из новых технологий, будь то смартфоны, встроенные камеры или социальные сети, определили сценарий развития Сети на ближайшее десятилетие.
Дискуссия о факторах, влияющих на развитие интернета, ведется не первый год. Анализируя происходящее, аналитики пытаются выявить наиболее уязвимые места с точки зрения операторского бизнеса, а также описать возможные бизнес-модели будущего.
«Понимание нереальности происходящего накрыло меня в тот момент, когда моя дочка попросила почитать ей на ночь, и я запустил приложение на iPad вместо того, чтобы взять книгу в руки», — пишет Панкадж Шрофф (Pankaj Shroff), директор по технологиям компании Tellabs. — «Каких-нибудь пятнадцать лет назад я и представить не мог, что буду жить в комнате, сошедшей с декораций к «Космической Одиссее». Кто бы мог подумать, что мы будем использовать планшеты для просмотра видео, чтения книг, общения друг с другом — и никаких проводов, компакт-дисков, пультов дистанционного управления!»
Среди факторов, которые в большей степени повлияли на мобильных бизнес на протяжении последних пяти лет Панкадж Шрофф перечисляет следующие:
Слияние мобильных телефонов и КПК, которое позволило работать с электронной почтой «на ходу», мобилизовало работу;
Мобильный веб-сёрфинг открыл доступ к Сети из любой точки;
Интеграция фото- и видеокамер в гаджеты позволила пользователям легко обмениваться мультимедиа-контентом;
Конвергенция социального медиа и мобильных технологий делает пользователей воистину вездесущими, и позволяет людям взаимодействовать в реальном времени;
Создание магазинов приложений привело к образованию совершенно новой экосистемы пользователей, разработчиков, владельцев контента и производителей устройств.
«В общем-то, во всём вышеперечисленном нет ничего удивительного — за исключением влияния, оказываемого на нашу жизнь. Мы ведь могли предполагать, что камеры в мобильных телефонах станут настолько популярными, но все ли понимают, насколько они влияют на нашу жизнь?
Теперь вместо того, чтобы делать записи и заметки, люди могут просто сфотографировать информацию, например диаграмму с доски на конференции. Парня, который стукнул ваш автомобиль и пытается скрыться, можно поймать, щёлкнув его номер. С каждым днём количество информации такого рода, передаваемой по сети, непрерывно растёт... и речь только об одном новом источнике данных. А мы ещё и не заикнулись о мобильном видео» — аргументирует свою позицию Шрофф.
Эта заметка, опубликованная на блоге Tellabs, и продублированная Эваном МакЛаудом на Mobile Industry Review, вызвала дискуссию среди телеком-операторов, «технарей» и представителей смежных бизнесов. Сам Эван МакЛауд уверен, что явный победитель в этом споре технологий — мобильная электронная почта, или как он её называет «мгновенная почта». Он утверждает, что возможность переписываться с партнёрами «на ходу» — именно тот фактор, сделавший множество людей из бизнес-среды фанатами смартфонов, в первую очередь BlackBerry.
Триш Берджесс-Кёран, маркетинг-специалист из Tellabs, соглашаясь в целом с оппонентами, обращает внимание на такой фактор, как слияние GPS и онлайн-сервисов. «Это может быть все что угодно, начиная от простых Google-карт с локализированным поиском (иногда может спасти жизнь), и заканчивая возможностью найти друзей в режиме реального времени».
Интересную позицию в этом споре представил Джеймс Уотли, директор по маркетингу британского рекламного агентства 1000heads. Он уверен, что фактор наибольшего влияния следует искать не среди гаджетов, а в области операторской политики — в первую очередь, в тарифных планах. «На мой взгляд, наибольшее влияние на мобильную индустрию оказал ни iPad, ни мгновенные сообщения электронной почты», — утверждает Уотли.
Коментувати
«Один из перечисленных выше факторов стал абсолютно, кристально ясен во время обсуждения на тему «Почему iPhone лидирует среди устройств, используемых вместе с сервисом Flickr?». Это появление тарифных пакетов «жри-сколько-влезет». Настойчивость Apple в вопросе продажи iPhone с обязательным тарифным планом, ориентированным на трафик, полностью поменяла наши привычки и способ потребления данных.
Интегрируйте приложения, качайте письма тоннами, лепите автоматическое определение местоположения куда угодно! Но всему этому мы обязаны только повсеместному мобильному доступу. Несомненно, это фактор, наиболее влияющий на отрасль — не думаю, что вам удастся найти более весомый аргумент. Куча приложений, веб-серфинг на телефоне — ничего этого не было бы без доступного мобильного интернета» — поясняет Уотли.