Re: Новости НКРС
Глава НКРСИ: «Мы не хотим контролировать цены, но будем пресекать демпинг»
Александр Животовский – о поддержании конкурентности на телеком-рынке, ценовой политике в контексте 3G и о том, почему в Украине до сих пор нельзя сохранить мобильный номер при смене оператора
Андрей Леденев — 17 Марта 2015, 17:00
Телеком-отрасль стала еще одной сферой экономики в Украине, у руля которой встал не «воспитанник» этой отрасли, а инвестбанкир. Александр Животовский, 37-летний выпускник Киевского национального экономического университета, еще год назад занимался исключительно привлечением средств в крупные бизнес-проекты, а в июле 2014-го возглавил Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ).
Животовский ради госслужбы пожертвовал кабинетом в крупной инвестгруппе, созданной нынешней главой Национального банка Украины Валерией Гонтаревой – «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU). Сама ICU, как известно, занималась структурированием сделок по привлечению финансирования для развития бизнеса Roshen в России.
Регулятор под его управлением пока сильно не преобразился. Но наконец провел ожидаемый отраслью более десяти лет конкурс на право получения частот для развертывания сетей 3G на территории Украины. Животовский не считает это достижением, так как, по сути, Украина стала последней страной в Европе, где только начинается движение 3G. Он не ставит себе сверхзадач, но рассчитывает подтянуть отрасль под общепринятые мировые стандарты. Впрочем, некоторые эксперты замечают, что руководство регулятора пока плывет по течению, работая в основном с проектами своих «попередникiв».
В интервью Forbes Александр Животовский рассказал о том, какие предпринимаются шаги для упрощения ведения бизнеса телеком-компаний, как регулятор будет влиять на ценовую политику игроков рынка, а также о том, когда абоненты смогут менять оператора, сохраняя свой номер.
– Сегодня чиновники часто говорят о необходимости реформ государственного управления и дерегуляции бизнеса. Что для этого делает НКРСИ?
– Комиссия сегодня работает над подготовкой изменений в законодательство, которые позволят упростить работу телеком-операторов. Разработан ряд законопроектов, которые в ближайшие месяцы могут быть переданы на рассмотрение в парламент.
Например, сейчас проходит общественное обсуждение проекта закона «Об электронных коммуникациях», в котором предусмотрена отмена лицензирования видов деятельности в сфере телекоммуникаций и переход к заявительному принципу регистрации, а также сокращение разрешительных документов. Мы считаем, что лицензировать необходимо только пользование ограниченными ресурсами: номерным и радиочастотным.
– Есть много нареканий на мониторинг радиочастотного спектра. Планирует ли комиссия как-то реформировать отвечающий за мониторинг Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР)?
– Мы часто слышим два вопроса: нужен ли мониторинг и кто его должен делать? Если мы сегодня декларируем, что внедряем европейские стандарты в государственном управлении и регулировании, то мы должны ориентироваться на соответствующие директивы, рекомендации МСЭ и практику стран-членов ЕС. А там мониторинг проводится на постоянной основе.
Мониторинг необходим для решения двух основных задач: рациональное использование частотного ресурса и обеспечение безопасности. Условно говоря, нужно четко представлять: если, например, самолет заходит на посадку, у него не должна пропадать связь.
На мой взгляд, ответственность за мониторинг должна нести государственная структура, которая выдает разрешительные документы. Безусловно, эти работы могут, в теории, проводить и частные подрядчики, на основе тендерных процедур.
Но, как мне видится, сегодня проблема несколько в другом. Согласно закону «О радиочастотном ресурсе Украины», мониторинг проводится УГЦР на постоянной основе и в соответствии с договорами о его проведении. И в этом существует своего рода конфликт. С одной стороны, операторы соглашаются с тем, что систематический мониторинг необходим. С другой стороны, операторы стремятся переложить расходы за его проведение на государство.
Комиссия сейчас работает над тем, чтобы внедрить систему, принятую в международной практике. А именно, снять обязательства с операторов заключать контракты на проведение мониторинга, но вместе с тем ввести дополнительный отраслевой сбор, достаточный для обеспечения его проведения. Так работают во всем мире. В некоторых странах финансирование мероприятий по мониторингу распределяется между государством и рынком. Но Украина сегодня не может себе позволить дополнительную нагрузку на государственный бюджет.
– Считает ли регулятор нужным вмешиваться в ценовую политику операторов? И если да, то из каких соображений?
– Речь не идет о контроле за ценами на услуги операторов. В Украине так исторически сложилось, что есть отдельные территории, где один оператор имеет существенное рыночное преимущество, делая экономически невыгодной жизнь других участников рынка в этом регионе. Мы должны это корректировать и проводить мероприятия по усилению конкурентности. Поэтому речь идет о внедрении механизма, который позволит выявлять операторов с существенным рыночным преимуществом и принимать меры по защите участников рынка от демпинга.
– Как НКРСИ решает вопросы национальной безопасности в условиях особого периода? В частности, ранее была информация, что один из операторов мобильной связи в Украине сознательно передает российским спецслужбам данные украинских абонентов.
– В прошлом году в рамках госнадзора были проведены проверки операторов, в ходе которых были выявлены определенные нарушения лицензионных условий. Комиссией были выданы соответствующие распоряжения по их устранению и обозначены конкретные сроки.
В одном случае, к примеру, нужно было провести сертификацию оборудования, в другом – установить дополнительное защитное оборудование и т.д. Операторы уведомили нас, что эти работы выполнены.
Для проведения дополнительных проверок по результатам этих работ согласно действующего законодательства мы подали документы в Кабмин с целью разрешить регулятору проинспектировать операторов, чтобы убедиться в том, что те недочеты, которые были выявлены ранее, действительно устранены.
– Уже достаточно много лет в Украине говорят о внедрении услуги сохранения номера при смене оператора (MNP). Что тормозит запуск данной услуги? Когда она реально может заработать?
– C одной стороны, участники рынка боялись потерять клиентов, поскольку при отсутствии новых технологий телеком-компании конкурировали друг с другом только по стоимости услуг и по количеству абонентов. С запуском в стране 3G у операторов появится механизм повышения среднего дохода с абонента, и риск потери клиентов уже не будет настолько критичен.
С другой стороны, инициативы прошлых лет имели существенные недостатки, главный из которых – отсутствие консенсуса между регулятором и операторами по вопросу внедрения MNP. Поэтому мы отменили акты, которые были приняты ранее, и начали все с чистого листа. Была создана рабочая группа, обсуждение всех вопросов проводилось с привлечением телеком-операторов.
На сегодняшний день мы на 90% отработали порядок предоставления услуги переноса абонентского номера. Сейчас Госспецзвязь готовит технические условия. Думаю, что до конца 2015-го мы проведем всю подготовительную работу – и услуга будет запущена в начале 2016 года.
– По некоторым данным, в ряде крупных городов, среди которых – Харьков и частично Днепропетровск, с покрытием 3G могут возникнуть проблемы из-за так называемых «мертвых зон». Может ли это означать, что в этих городах еще не скоро появится 3G?
– Я бы сказал, что эта проблематика несколько преувеличена. Хочу заметить, что расчеты харьковского института, на которые вы ссылаетесь, были сделаны с максимальными допусками. Реальные же показатели намного ниже.
Да, есть участки, на которых возможны конфликты (помехи) между оборудованием, используемым военными, и операторами. Но это лишь говорит о том, что эти территории требуют более пристального внимания при строительстве операторами своих сетей. Сейчас эти вопросы дорабатываются, и будут выданы рекомендации по совместной работе операторов и спецпользователей в этих регионах. В любом случае, эта ситуация полностью разрешится после проведения полной конверсии.
– Согласно условиям конкурса по предоставлению частот на связь 3G, операторы должны сначала покрыть города-миллионники, затем областные центры. А будет ли связь между городами на дорогах?
– Этот вопрос нужно задавать самим операторам. Безусловно, рано или поздно покрытие 3G появится и на дорогах. Но очевидно, что это не будет приоритетом, так как экономически целесообразно развивать сети в местах с большой плотностью населения.
– Как будет решаться вопрос внедрения 3G в Крыму и на Донбассе?
– Комиссия как коллегиальный орган будет принимать решения, учитывая законодательную базу и реальную ситуацию. Понятно, что операторы не могут в данный момент разворачивать свои сети на отдельных территориях по известным всем причинам. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность для операторов оставаться в правовом поле.
Например, сроки начала пользования радиочастотным ресурсом, согласно лицензии, на проблемных территориях по заявлению операторов могут быть перенесены, это как раз в компетенции регулятора. И, безусловно, регулятор в такой ситуации поддержит операторов. Но конкретные решения будут приниматься коллегиально по мере необходимости.
– Вопрос о сделке по продаже «Укртелекома». Есть мнение, что компанию нужно вернуть в госсобственность или доплатить государству за ее продажу. Что вы думаете по этому поводу?
– Этот вопрос нужно адресовать Фонду государственного имущества. Мое личное мнение как бывшего инвестбанкира: цена продажи «Укртелекома» на тот момент была достаточно адекватной, если сравнивать с аналогичными компаниями. Другой вопрос, что покупка была профинансирована за счет кредитов госбанков, с возвратом которых сегодня есть некоторые проблемы, и тут нужно принимать какое-то взвешенное решение.
– Почему эта компания, имея эксклюзивные права на внедрение 3G, так и не сумела совершить прорыв?
– Для динамичного развития оператору необходим портфель частот. Работа только в одном диапазоне не дает возможности построить коммерчески эффективный мобильный бизнес. Для построения полноценной сети компании необходимо было бы ставить слишком много базовых станций, окупаемость которых оставалась под вопросом.
Сразу было понятно, что лицензия на 3G выдавалась для дальнейшей перепродажи. «Тримоб» (входит в «Укртелеком») пытались продать на рынке очень долго. Но, по всей видимости, так и не смогли договориться с покупателем.
– Когда в Украине может появиться 4G? Что для этого делает регулятор?
– НКРСИ создала рабочую группу, которая разрабатывает план внедрения связи четвертого поколения (LTE). По сути, этот план сводится к двум компонентам: проведению исследований по всем спектрам радиочастот и разработке/имплементации законодательства по их распределению. Это позволит создать равные конкурентные условия на рынке.
Связь четвертого поколения можно развивать в нескольких диапазонах радиочастот, но все они не свободны. Поэтому и нужно провести инвентаризацию радиочастотного ресурса, после чего станет понятно, кто занимает эти частоты, сколько их необходимо операторам и спецпользователям.
Очевидно, что распределение спектра между действующими операторами неравномерно, поэтому нужны механизмы перераспределения и компенсации, закрепленные на законодательном уровне. Мы рассчитываем за 1,5-2 года эту работу закончить. Так что 4G в нашей стране может появиться в 2017 году.
– Но операторы говорят, что у них достаточно частот для того, чтобы в будущем запустить 4G, вопрос лишь стоит во внедрении технологической нейтральности.
– Есть три инструмента, позволяющие запускать новые технологии: технейтральность, рефарминг и продажа новых частот. Но, повторюсь, пока не будет проведена инвентаризация радиочастотного ресурса, которая позволит выработать механизм предоставления всем участникам рынка равных возможностей для развития технологии, включать один из инструментов, который сразу же даст рыночное преимущество одному или двум операторам, будет неправильно. Это вопрос, который нужно решать комплексно.
– В Украине есть ряд небольших компаний, которые имеют частоты, позволяющие запустить 4G. На рынке бытует мнение, что регулятор не даст им доступа к развитию связи четвертого поколения, пока большие компании не окупят инвестиции в 3G. Как вы это прокомментируете?
– С нашей стороны нет никаких ограничений. Но сегодня нет ни одного серьезного обращения со стороны таких компаний к регулятору по внедрению 4G. И это вполне объяснимо: построение 4G-сети требует больших инвестиций, которых у них просто нет.
Кроме того, сейчас коммерческий кейс по связи четвертого поколения не работает, так как в Украине количество устройств, поддерживающих эту технологию, крайне невелико. Никто не будет инвестировать в 4G, пока это не станет рентабельным.
Соответственно, когда коммерческий кейс начнет складываться, мы увидим серьезный интерес и сможем осуществить распределение лицензий максимально прозрачно и на конкурентной основе. Для этого мы и ведем подготовительную работу, которую я уже описал.
http://forbes.ua/nation/1390697-glava-nkrsi-my-ne-hotim-kontrolirovat-ceny-no-budem-presekat-demping
Глава НКРСИ: «Мы не хотим контролировать цены, но будем пресекать демпинг»
Александр Животовский – о поддержании конкурентности на телеком-рынке, ценовой политике в контексте 3G и о том, почему в Украине до сих пор нельзя сохранить мобильный номер при смене оператора
Андрей Леденев — 17 Марта 2015, 17:00
Телеком-отрасль стала еще одной сферой экономики в Украине, у руля которой встал не «воспитанник» этой отрасли, а инвестбанкир. Александр Животовский, 37-летний выпускник Киевского национального экономического университета, еще год назад занимался исключительно привлечением средств в крупные бизнес-проекты, а в июле 2014-го возглавил Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ).
Животовский ради госслужбы пожертвовал кабинетом в крупной инвестгруппе, созданной нынешней главой Национального банка Украины Валерией Гонтаревой – «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU). Сама ICU, как известно, занималась структурированием сделок по привлечению финансирования для развития бизнеса Roshen в России.
Регулятор под его управлением пока сильно не преобразился. Но наконец провел ожидаемый отраслью более десяти лет конкурс на право получения частот для развертывания сетей 3G на территории Украины. Животовский не считает это достижением, так как, по сути, Украина стала последней страной в Европе, где только начинается движение 3G. Он не ставит себе сверхзадач, но рассчитывает подтянуть отрасль под общепринятые мировые стандарты. Впрочем, некоторые эксперты замечают, что руководство регулятора пока плывет по течению, работая в основном с проектами своих «попередникiв».
В интервью Forbes Александр Животовский рассказал о том, какие предпринимаются шаги для упрощения ведения бизнеса телеком-компаний, как регулятор будет влиять на ценовую политику игроков рынка, а также о том, когда абоненты смогут менять оператора, сохраняя свой номер.
– Сегодня чиновники часто говорят о необходимости реформ государственного управления и дерегуляции бизнеса. Что для этого делает НКРСИ?
– Комиссия сегодня работает над подготовкой изменений в законодательство, которые позволят упростить работу телеком-операторов. Разработан ряд законопроектов, которые в ближайшие месяцы могут быть переданы на рассмотрение в парламент.
Например, сейчас проходит общественное обсуждение проекта закона «Об электронных коммуникациях», в котором предусмотрена отмена лицензирования видов деятельности в сфере телекоммуникаций и переход к заявительному принципу регистрации, а также сокращение разрешительных документов. Мы считаем, что лицензировать необходимо только пользование ограниченными ресурсами: номерным и радиочастотным.
– Есть много нареканий на мониторинг радиочастотного спектра. Планирует ли комиссия как-то реформировать отвечающий за мониторинг Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР)?
– Мы часто слышим два вопроса: нужен ли мониторинг и кто его должен делать? Если мы сегодня декларируем, что внедряем европейские стандарты в государственном управлении и регулировании, то мы должны ориентироваться на соответствующие директивы, рекомендации МСЭ и практику стран-членов ЕС. А там мониторинг проводится на постоянной основе.
Мониторинг необходим для решения двух основных задач: рациональное использование частотного ресурса и обеспечение безопасности. Условно говоря, нужно четко представлять: если, например, самолет заходит на посадку, у него не должна пропадать связь.
На мой взгляд, ответственность за мониторинг должна нести государственная структура, которая выдает разрешительные документы. Безусловно, эти работы могут, в теории, проводить и частные подрядчики, на основе тендерных процедур.
Но, как мне видится, сегодня проблема несколько в другом. Согласно закону «О радиочастотном ресурсе Украины», мониторинг проводится УГЦР на постоянной основе и в соответствии с договорами о его проведении. И в этом существует своего рода конфликт. С одной стороны, операторы соглашаются с тем, что систематический мониторинг необходим. С другой стороны, операторы стремятся переложить расходы за его проведение на государство.
Комиссия сейчас работает над тем, чтобы внедрить систему, принятую в международной практике. А именно, снять обязательства с операторов заключать контракты на проведение мониторинга, но вместе с тем ввести дополнительный отраслевой сбор, достаточный для обеспечения его проведения. Так работают во всем мире. В некоторых странах финансирование мероприятий по мониторингу распределяется между государством и рынком. Но Украина сегодня не может себе позволить дополнительную нагрузку на государственный бюджет.
– Считает ли регулятор нужным вмешиваться в ценовую политику операторов? И если да, то из каких соображений?
– Речь не идет о контроле за ценами на услуги операторов. В Украине так исторически сложилось, что есть отдельные территории, где один оператор имеет существенное рыночное преимущество, делая экономически невыгодной жизнь других участников рынка в этом регионе. Мы должны это корректировать и проводить мероприятия по усилению конкурентности. Поэтому речь идет о внедрении механизма, который позволит выявлять операторов с существенным рыночным преимуществом и принимать меры по защите участников рынка от демпинга.
– Как НКРСИ решает вопросы национальной безопасности в условиях особого периода? В частности, ранее была информация, что один из операторов мобильной связи в Украине сознательно передает российским спецслужбам данные украинских абонентов.
– В прошлом году в рамках госнадзора были проведены проверки операторов, в ходе которых были выявлены определенные нарушения лицензионных условий. Комиссией были выданы соответствующие распоряжения по их устранению и обозначены конкретные сроки.
В одном случае, к примеру, нужно было провести сертификацию оборудования, в другом – установить дополнительное защитное оборудование и т.д. Операторы уведомили нас, что эти работы выполнены.
Для проведения дополнительных проверок по результатам этих работ согласно действующего законодательства мы подали документы в Кабмин с целью разрешить регулятору проинспектировать операторов, чтобы убедиться в том, что те недочеты, которые были выявлены ранее, действительно устранены.
– Уже достаточно много лет в Украине говорят о внедрении услуги сохранения номера при смене оператора (MNP). Что тормозит запуск данной услуги? Когда она реально может заработать?
– C одной стороны, участники рынка боялись потерять клиентов, поскольку при отсутствии новых технологий телеком-компании конкурировали друг с другом только по стоимости услуг и по количеству абонентов. С запуском в стране 3G у операторов появится механизм повышения среднего дохода с абонента, и риск потери клиентов уже не будет настолько критичен.
С другой стороны, инициативы прошлых лет имели существенные недостатки, главный из которых – отсутствие консенсуса между регулятором и операторами по вопросу внедрения MNP. Поэтому мы отменили акты, которые были приняты ранее, и начали все с чистого листа. Была создана рабочая группа, обсуждение всех вопросов проводилось с привлечением телеком-операторов.
На сегодняшний день мы на 90% отработали порядок предоставления услуги переноса абонентского номера. Сейчас Госспецзвязь готовит технические условия. Думаю, что до конца 2015-го мы проведем всю подготовительную работу – и услуга будет запущена в начале 2016 года.
– По некоторым данным, в ряде крупных городов, среди которых – Харьков и частично Днепропетровск, с покрытием 3G могут возникнуть проблемы из-за так называемых «мертвых зон». Может ли это означать, что в этих городах еще не скоро появится 3G?
– Я бы сказал, что эта проблематика несколько преувеличена. Хочу заметить, что расчеты харьковского института, на которые вы ссылаетесь, были сделаны с максимальными допусками. Реальные же показатели намного ниже.
Да, есть участки, на которых возможны конфликты (помехи) между оборудованием, используемым военными, и операторами. Но это лишь говорит о том, что эти территории требуют более пристального внимания при строительстве операторами своих сетей. Сейчас эти вопросы дорабатываются, и будут выданы рекомендации по совместной работе операторов и спецпользователей в этих регионах. В любом случае, эта ситуация полностью разрешится после проведения полной конверсии.
– Согласно условиям конкурса по предоставлению частот на связь 3G, операторы должны сначала покрыть города-миллионники, затем областные центры. А будет ли связь между городами на дорогах?
– Этот вопрос нужно задавать самим операторам. Безусловно, рано или поздно покрытие 3G появится и на дорогах. Но очевидно, что это не будет приоритетом, так как экономически целесообразно развивать сети в местах с большой плотностью населения.
– Как будет решаться вопрос внедрения 3G в Крыму и на Донбассе?
– Комиссия как коллегиальный орган будет принимать решения, учитывая законодательную базу и реальную ситуацию. Понятно, что операторы не могут в данный момент разворачивать свои сети на отдельных территориях по известным всем причинам. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность для операторов оставаться в правовом поле.
Например, сроки начала пользования радиочастотным ресурсом, согласно лицензии, на проблемных территориях по заявлению операторов могут быть перенесены, это как раз в компетенции регулятора. И, безусловно, регулятор в такой ситуации поддержит операторов. Но конкретные решения будут приниматься коллегиально по мере необходимости.
– Вопрос о сделке по продаже «Укртелекома». Есть мнение, что компанию нужно вернуть в госсобственность или доплатить государству за ее продажу. Что вы думаете по этому поводу?
– Этот вопрос нужно адресовать Фонду государственного имущества. Мое личное мнение как бывшего инвестбанкира: цена продажи «Укртелекома» на тот момент была достаточно адекватной, если сравнивать с аналогичными компаниями. Другой вопрос, что покупка была профинансирована за счет кредитов госбанков, с возвратом которых сегодня есть некоторые проблемы, и тут нужно принимать какое-то взвешенное решение.
– Почему эта компания, имея эксклюзивные права на внедрение 3G, так и не сумела совершить прорыв?
– Для динамичного развития оператору необходим портфель частот. Работа только в одном диапазоне не дает возможности построить коммерчески эффективный мобильный бизнес. Для построения полноценной сети компании необходимо было бы ставить слишком много базовых станций, окупаемость которых оставалась под вопросом.
Сразу было понятно, что лицензия на 3G выдавалась для дальнейшей перепродажи. «Тримоб» (входит в «Укртелеком») пытались продать на рынке очень долго. Но, по всей видимости, так и не смогли договориться с покупателем.
– Когда в Украине может появиться 4G? Что для этого делает регулятор?
– НКРСИ создала рабочую группу, которая разрабатывает план внедрения связи четвертого поколения (LTE). По сути, этот план сводится к двум компонентам: проведению исследований по всем спектрам радиочастот и разработке/имплементации законодательства по их распределению. Это позволит создать равные конкурентные условия на рынке.
Связь четвертого поколения можно развивать в нескольких диапазонах радиочастот, но все они не свободны. Поэтому и нужно провести инвентаризацию радиочастотного ресурса, после чего станет понятно, кто занимает эти частоты, сколько их необходимо операторам и спецпользователям.
Очевидно, что распределение спектра между действующими операторами неравномерно, поэтому нужны механизмы перераспределения и компенсации, закрепленные на законодательном уровне. Мы рассчитываем за 1,5-2 года эту работу закончить. Так что 4G в нашей стране может появиться в 2017 году.
– Но операторы говорят, что у них достаточно частот для того, чтобы в будущем запустить 4G, вопрос лишь стоит во внедрении технологической нейтральности.
– Есть три инструмента, позволяющие запускать новые технологии: технейтральность, рефарминг и продажа новых частот. Но, повторюсь, пока не будет проведена инвентаризация радиочастотного ресурса, которая позволит выработать механизм предоставления всем участникам рынка равных возможностей для развития технологии, включать один из инструментов, который сразу же даст рыночное преимущество одному или двум операторам, будет неправильно. Это вопрос, который нужно решать комплексно.
– В Украине есть ряд небольших компаний, которые имеют частоты, позволяющие запустить 4G. На рынке бытует мнение, что регулятор не даст им доступа к развитию связи четвертого поколения, пока большие компании не окупят инвестиции в 3G. Как вы это прокомментируете?
– С нашей стороны нет никаких ограничений. Но сегодня нет ни одного серьезного обращения со стороны таких компаний к регулятору по внедрению 4G. И это вполне объяснимо: построение 4G-сети требует больших инвестиций, которых у них просто нет.
Кроме того, сейчас коммерческий кейс по связи четвертого поколения не работает, так как в Украине количество устройств, поддерживающих эту технологию, крайне невелико. Никто не будет инвестировать в 4G, пока это не станет рентабельным.
Соответственно, когда коммерческий кейс начнет складываться, мы увидим серьезный интерес и сможем осуществить распределение лицензий максимально прозрачно и на конкурентной основе. Для этого мы и ведем подготовительную работу, которую я уже описал.
http://forbes.ua/nation/1390697-glava-nkrsi-my-ne-hotim-kontrolirovat-ceny-no-budem-presekat-demping