life без Ахметова. Чего мы ждем от Turkcell
Разговоры о продаже life
в полное владение турецкому оператору Turkcell ходили уже давно. После убыточного 2014 года и тендера на 3G частоты "СКМ" все больше полагался на кредиты партнера, что, в конце концов, привело к нынешнему положению вещей. И это не считая того факта, что турецкий оператор собирается купить у Укртелекома первого 3G оператора — 3Mob. Как видим, Turkcell агрессивно занялся экспансией украинского рынка. К чему же это может привести?
Если смотреть на украинский рынок глобально, то life
последним из операторов Большой тройки лишился украинской доли в активах. Киевстар в 2009 году получил двух новых владельцев, в лице российской Альфа-груп и Telenor, а первый украинский мобильный оператор UMC еще в 2003 году был полностью выкуплен компанией "Мобильные ТелеСистемы". Теперь и "СКМ" торжественно оказался не у дел.
Если смотреть на аналогии, то Turkcell вряд ли станет менять нынешнюю стратегию развития компании. Ни МТС, ни Вымпелком не вносили категоричные правки в купленный бренд. Киевстар так и остался Киевстаром, без масштабных изменений в работе компании — все те же djuice и потом появившийся Мобилыч, премиум-сегмент и прочие визитные карточки "звездных". UMC стал МТС только через 4 года после покупки и подобное действие было продиктовано падением спроса и агрессивной компанией новичка, коим тогда являлся life
. Правда кроме вывески ничего не поменялось.
В отличие от конкурентов, life
перешел в руки нового владельца как убыточное предприятие. А если посмотреть на 2014 год, то чрезвычайно убыточное. 5,6 миллиарда гривен вылетело в трубу за последний год. Turkcell явно не собирается и дальше платить за подобное. Тем более солидные вливания в 3G сеть показывают, что оператор видит перспективу в Украине.
Кто же такой, этот дивный зверь Turkcell? В 1994 году компания стала первым мобильным оператором в Турции. Довольно быстро ребята нарастили мышцы и пришли к монополизации сотового рынка страны. В лучшие года (до 2008) компания занимала более 76% телеком рынка Турции и всецело пользовались подобными вольностями — тарифы на связь были наивысшими в Европе. Как раз в середине 2000х компания вышла на международный рынок. В 2005 году Turkcell выкупил часть акций украинских операторов DCC и "Астелит", а в 2008 году вышел на телеком рынок Беларуси под украинским брендом life
. Кроме нашей страны, компания владеет активами в Грузии, Азербайджане, Молдове, Казахстане и на Кипре.
В 2008 году в Турцию пришел MNP и компания за 4 года потеряла практически треть пользователей, скатившись до доли рынка в 49%. Стратегия развития оператора сейчас ничем не отличается от европейской практики — преобладают пакетные предложения, которые недавно появились у life
. Вообще, учитывая кулуарные разговоры, можно заметить, что с начала 2015 года турецкий бренд взял бразды правления в свои руки, отодвинув от дел украинских функционеров. Немудрено, учитывая 5 миллиардов убытков. После покупки Turkcell может начать играть более агрессивно.
С появлением 3G у операторов появились дополнительные возможности для изменения стратегии компании. Первым начал "Киевстар", проведя "косметический ремонт" и заменив массив тарифов на ограниченное количество пакетных предложений. МТС с февраля активно борется с имиджем "российской компании", поменяв номинального владельца на нидерландскую компанию Preludium BV. Активно ходят разговоры и о ребрендинге в Vodafone. Если это и случится, то, скорее всего, ближе к осени, вместе с запуском собственной сети 3G.
А нужно ли life
сменить имидж? Да. Учитывая огромное количество очень бюджетных тарифов и позиционирование как "молодежного бренда", а также слабое покрытие, которое в отдельных местах очень проседает, компания не считается надежной. И большинство пользователей приходят только за низкими ценами. К чему приводит такая политика, мы ясно видим в отчетах за прошлые года, которые всегда заканчивались убытками.
Тут даже не помогает тот факт, что life
зачастую первым запускает крайне важные услуги. Например, оператор первым в Украине запустил интернет-стандарт EDGE +, который быстрее и стабильнее своего предшественника. А чей мобильный интернет сейчас считается худшим в стране? Правильно, лайфовский. Похожая ситуация и с 3G. Несмотря на лидерство, связь третьего поколения в Киеве и Львове сильно хромает. А телефонная связь у компании не отличается качеством на всей территории страны.
Чего же мы ждем от Turkcell? Во-первых, качества. Многолетняя привычка life
брать количеством уже который год терпит неудачу. С точки зрения бизнеса. Если кто сомневается, то в 2014 году оператор получил 12% прироста абонентов при убытках в 5,6 миллиарда гривен. Сомнительно, что турки решат дотировать украинских абонентов из-за низких зарплат. Главное, чтобы цена тарифа соотносилась с качеством. Сейчас, например, они равны.
И, конечно, ребрендинг. Логотип life
не менялся с 2005 года и выглядит анахронизмом. Цветастый и мультяшный стиль рекламы оператора завлекает скорее детей с крепкой психикой, а не надежных клиентов. Огромное количество тарифов, наподобие "Вiльний life
" не отвечают требованиям времени и рассчитаны скорее на конец 2000х и использование WAP, а не 3G. Учитывая, что первые шаги в этом направлении уже сделаны, остается только окончательно провести ревизию.
Пойдет ли на такие шаги Turkcell, мы не знаем. Но рассчитываем, что компания привнесет в украинские реалии европейский уровень услуг и их обслуживания. Именно то, чего так не хватает life
.
http://ukrainianiphone.com/2015/06/life-is-turkcell-now/