Последнее глобальное регуляторное изменение в принципах тарификации звонков произошло давно - в конце 2003 года.
Тогда государство обязало операторов не тарифицировать входящие звонки, а выставлять счет только за исходящие.
Такой принцип в мировой общепринятой терминологии называется CPP - Calling Party Pays. Дословно - звонящая сторона платит.
Введение этого принципа пугало тогдашних мобильных операторов. Они думали, что потеряют часть дохода, ведь оставалось тарифицировать только исходящие вызовы. Однако новый принцип тарификации только раззадорил рынок.
Если еще в 2003 году на нем было 7 млн абонентов, то через год - в два раза больше, а еще через год - еще в два раза.
CPP в связке с популяризацией prepaid-тарифов сделали этот рынок массовым. Абонент мог положить заранее сумму, которую он готов потратить на связь, и при этом не опасаться, что его быстро разорит звонящий.
Зарождение интерконнекта
Однако мобильная революция прошла не так гладко, как хотелось бы. Мобильные операторы в каком-то смысле все равно усложнили себе жизнь. За обслуживание входящих звонков они начали рассчитываться между собой на оптовом уровне.
Это создало новый внутренний замкнутый рынок. За каждую входящую из другой сети минуту вызова оператор получает от конкурента определенную сумму денег, равную действующей интерконнект-ставке. Сейчас она составляет 36 коп за минуту для всех сетей - фиксированных и мобильных.
Последнюю действующую и единую для всех таксу в конце 2011 года установила Национальная комиссия по вопросам регулирования связи.
Этот рынок пришлось жестко регулировать, так как несколькими годами ранее операторы скатились в серьезные междоусобные войны за размеры ставок доступа в свои сети. Каждая компания хотела получить свою выгоду: кто-то - обогатиться на звонках от конкурента, а кто-то - чтобы отвоевать долю рынка.
"Укртелеком" доили пять лет
Ставка доступа в чужую сеть - хитрая штука. Она помогала вымывать деньги из компании "Укртелеком", которая до 2011 года была государственной. Вымывание проходило не один год при участии крупных игроков мобильной связи.
С руководством когда-то могущественного "Укртелекома" они договаривались таким образом, что ставка доступа в мобильные сети была 50-60 коп за минуту - в два раза больше, чем на фиксированную сеть госоператора.
В 2005-2010 годах украинцы еще не совсем отвыкли пользоваться домашними телефонами, поэтому звонили с них на мобильные довольно часто. Этим и пользовались менеджеры операторов. При взаиморасчетах они получали большую чистую прибыль, исчисляемую сотнями миллионов гривен ежегодно.
Эффект клуба
Сейчас ставка единая для всех и, кажется, вполне приемлемая. Однако у нее тоже есть свои особенности. Ставка стала элементом борьбы между мобильными сетями. В последние десять лет операторы делали все, чтобы замкнуть как можно большее количество трафика внутри своих сетей, и им это удалось.
По данным НКРСИ, около 90% голосовых звонков осуществляется внутри сети. Операторам не нужно тратиться на межсетевые ставки, поэтому они дают своим клиентам неограниченное количество минут.
Для общения людей это большой плюс. Связь внутри мобильного "клуба" давно стала доступной и безлимитной. Однако есть и минусы. Украинцы не могут совершить дешевый звонок на другую сеть. Он стоит минимум 50 коп за минуту, ведь в себестоимости "сидит" ставка интерконнекта в размере 36 коп.
В итоге, абоненты часто заводят либо вторую сим-карту, либо второй телефон.
Такая ситуация выгодна самым крупным игрокам - "Киевстару" и "МТС-Украина". Возможностей для внутрисетевого нуля из-за величины абонентской базы у них в несколько раз больше, чем у третьего игрока - "Аслелит" - life
. Это позволяет им удерживать статус-кво и не давать расти конкуренту.
Тот давно педалирует идею разрушения межсетеввых барьеров. Тогда он смог бы дать абонентам больше свободы в звонках - больше минут на другие сети. Однако регулятор относился к этой идее холодно. Вплоть до последнего времени.
Турецкий козырь?
Что изменилось сейчас? Вначале - о последних событиях. life
с недавнего времени уже не имеет в акционерах СКМ Рината Ахметова. Его долю, равную 44%, выкупил турецкий холдинг Turkcell, став 100-процентным владельцем.
Турки начали разбрасываться деньгами на вялом украинском рынке связи еще в феврале. На аукционе НКРСИ они выкупили самую дорогую 3G-лицензию, заплатив за нее на 600 млн грн больше, чем "Киевстар" и "МТС-Украина".
Турки явно не безумцы и что-то знают. Еще в 2014 году ходили слухи, что первую и, возможно, единственную лицензию сможет заполучить life
. Об этом представители турецкого холдинга якобы вели переговоры с Кабмином.
Одно из гипотетических объяснений: влияние российского капитала на Turkcell есть, но оно пока заметно меньше, чем на двух других игроков.
То, что у life
откуда-то появились крупные карты, стало заметно в начале июля. Национальная комиссия собрала представителей операторов и объявила о курсе на снижение ставки интерконнекта, причем довольно стремительном.
На последней встрече с игроками, на которой присутствовала ЭП, глава НКРСИ Александр Животовский дал понять, что снижение начнется со следующего отчетного периода, то есть с четвертого квартала 2015 года.
"У Турции мало крупных активов в Украине. "Астелит" - один из крупнейших. Послу нужно защищать своих. Украина хочет дружбы с Турцией. За чашкой кофе где-то кто-то слово замолвил, и НКРСИ спустили "сверху", - предполагает один из представителей телекоммуникационной отрасли.
Первая предложенная НКРСИ новая ставка доступа - 23 коп за минуту - на 36% ниже существующей. Каждые следующие полгода комиссия хочет снижать этот тариф еще в среднем на 20%. Значит, уже к 2017 году межсетевой тариф будет составлять 0,15 коп в минуту, но и это, вероятно, не предел.
Глава департамента экономического развития комиссии Андрей Барабин представил первоначальные расчеты себестоимости завершения звонков на другие сети на базе данных за первое полугодие 2014 года.
Она составила всего 5 коп за минуту. Если прибавить минимальную прибыль - по закону это нужно делать, то гипотетическая ставка составит 6-7 коп. Впрочем, расчет не окончателен, и компании пообещали дослать данные за 2015 год.
За и против
Такой подход отвечает чаяниям life
. Вероятно, компания хотела бы более стремительного снижения ставки. По крайней мере, на одном из слайдов, представленных в ее презентации, ставка снижается до 15 коп уже в 2015 году, а к концу 2016 года - до 4,65 коп за минуту.
Судя по расчетам компании, это должно увеличить долю межсетевого исходящего трафика с нынешних 5% до 39% за полтора года.
Директор по регуляторно-правовому обеспечению компании "Киевстар" Андрей Осадчук считает, что снижение ставок происходить должно, но более плавно. Примерно 16 коп этот тариф должен составить лишь к 2019 году.
Крупные операторы хотят действовать осторожно. Представители "Киевстара" предупредили, что резкое снижение может привести к уменьшению рынка связи в краткосрочной перспективе до нескольких процентов ежегодно вместо его незначительного роста. По оценкам компании, при сниженной до 23 коп ставке рынок в 2016 году может оказаться на 1,7 млрд грн меньше, чем при нынешней.
В "МТС-Украина" конкретизируют: весь рынок интерконнекта снизится на 356 млн грн до 1 618 млн грн в 2015 году и еще на 931 млн грн до 788 млн грн в 2016 году.
Крупные операторы пугают уменьшением отчислений в бюджет и прогнозируют повышение розничных тарифов с целью компенсации потерь. Сейчас интерконнект приносит им около 20% оборота.
Животовский с ними не соглашается. Он считает, что вариант уменьшения объемов рынка при снижении ставок вовсе не единственный, так как либерализация отрасли может увеличить ее оборот.
Для абонента снижение ставок вовсе не означает благо. Операторы могут сохранить розничные тарифы, просто их себестоимость будет меньшей. Это в том случае, если все они сделают ставку на сохранение абонентских баз и прибыль.
Однако life
, похоже, намерен рискнуть. Хотя низкие тарифы на другие сети вряд ли помогут ему быстро догнать по величие бизнеса "Киевстар" и "МТС-Украина". Нужно что-то еще, и это возможность сохранения номера при смене оператора.
Большинство абонентов консервативно. Они вряд ли откажутся от своих старых номеров, даже если в life
связь им будет обходиться немного дешевле.
Это значит, что уж если НКРСИ так поспешно запустила процесс снижения ставок, то с нормативными документами, необходимыми для MNP, регулятор тоже разберется. Есть большая вероятность, что сервис сохранения номера запустят в пакете с первым снижением ставки доступа в четвертом квартале 2015 года.