Осторожно! Российские СМИ. Факты в статье ниже могут не соответствовать реальности.
"Ростелеком" уберет таксофоны
Юлия Мельникова
9-13 minutes
Более 1000 базовых станций для обеспечения интернетом малых населенных пунктов установят в 2021 г. Об этом сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. В населенных пунктах численностью от 100 до 249 человек установят 383 базовых станции, с населением 250-500 человек - 794. В населенных пунктах с численностью жителей 250-500 человек дополнительно будет установлено 1525 точек доступа.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Максут Шадаев сообщил, что в 2021 г. стартует второй этап устранения цифрового неравенства в России. "Он включит в себя обеспечение населенных пунктов интернетом и начало предоставления услуг мобильной связи там, где сейчас они недоступны. Высокоскоростной интернет придет в села и деревни со 100-250 жителями, а мобильная связь - в населенные пункты с населением 100-500 человек. Кроме того, чтобы как можно быстрее подключить малые населенные пункты к интернету, нам придется отказаться от эксплуатации таксофонов там, где они сейчас не востребованы. Это позволит высвободить ресурсы для ускоренного строительства современных базовых станций по технологии 4G", - рассказал Максут Шадаев.
Пресс-служба Минцифры сообщила корреспонденту ComNew, что сокращение количества таксофонов обусловлено необходимостью высвободить ресурсы для ускоренного строительства современных базовых станций в малых населенных пунктах. "Оказание услуг ПРТС (подвижной радиотелефонной связи - прим. ComNews) с использованием базовых станций является более востребованным по сравнению с услугами связи, оказываемыми с использованием таксофонов. Количество таксофонов, которые предстоит вывести из эксплуатации, будет известно позднее. Ранее попытки оптимизации количества таксофонов не предпринимались. Важная задача таксофонов - обеспечение связи в любых условиях, в том числе и бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. При этом наличие базовых станций также позволяет обеспечить доступ к экстренным оперативным службам, и оказание услуг ПРТС с использованием базовых станций является более востребованным по сравнению с услугами связи, оказываемыми с использованием таксофонов", - сообщила пресс-служба Минцифры.
В Минцифры напомнили, что оператора, который может оказывать универсальные услуги связи (УУС), определяет правительство РФ. "Таким оператором на всей территории РФ является ПАО "Ростелеком", за исключением Республики Крым и города Севастополя. В указанных регионах, согласно распоряжению правительства РФ от 18.07.2020 №1871-р, таким оператором назначено ООО "Миранда-медиа". В обязанности операторов УУС входит в том числе обязанность по указанию услуг ПРТС. Вопрос о реструктуризации всех таксофонов находится на стадии проработки", - прокомментировала пресс-служба Минцифры.
Представитель пресс-службы "Ростелекома" рассказал, что в настоящее время компания ожидает подписания дополнительного соглашения к госконтракту на оказание универсальных услуг связи, в котором будет зафиксирован объем работ в рамках второй фазы проекта устранения цифрового неравенства (проект УЦН 2.0). "Там будет адресный список установки базовых станций - населенные пункты 100-500 человек, - а также количество и адреса таксофонов, которые предстоит вывести из эксплуатации. Средства, сэкономленные на эксплуатации таксофонов, будут направлены на финансирование установки базовых станций и точек доступа Wi-Fi. В рамках подготовки к проекту УЦН 2.0 запущена первая тестовая базовая станция. Количество действующих таксофонов в рамках УУС последние годы остается стабильным и в настоящее время составляет более 147 тыс. Комментарии по остальным вопросам до подписания документов считаем преждевременными", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".
В ПАО "МегаФон" заинтересованы в реализации программы по устранению цифрового неравенства и готовы участвовать в ней. В ПАО "МТС" и ПАО "ВымпелКом" не ответили на запрос.
Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов отметил, что таксофоны в СССР решали задачу недостатка телефонов у населения. "Изначально, то есть с 1993 г., при выдаче лицензии на оказание услуг местной телефонной связи на операторов возлагалась обязанность по установке таксофонов в размере 0,5% от монтированной емкости. Исполнение этого требования проверяла инспекция - предшественник Роскомнадзора. В 1993 г. в РФ было 29 млн телефонов, телефонная плотность была 19 телефонов на 100 жителей. Поэтому в России должно было быть 145 тыс. таксофонов - но их было меньше. Абсолютный рекорд - в 1991 г., в Москве было почти 34 тыс. таксофонов. По мере развития телефонной связи росло количество домашних телефонов, и нужда в таксофонах уменьшилась. Таким образом, изначально таксофон - это была реально социальная, а не коммерческая услуга, - рассказывает Сергей Ефимов. - Содержание таксофонов изначально возлагалось на операторов связи. Бюджетных инвестиций не было. Закон "О связи" в 2003 г. ввел понятие УУС. Позднее начали собирать деньги со всех операторов на эти услуги, 1,2% от выручки за связь. Все деньги передали с полномочиями на универсальную услугу - таксофоны - "Ростелекому". С 2014 г. это 14 млрд руб. ежегодно. Таксофоны сделали отдельным видом лицензируемой деятельности. Наверное, это было неудачное решение, но просто искали повод, как бы за счет других операторов, в основном сотовых, дофинансировать "Ростелеком". В итоге в стране появилось 148 тыс. таксофонов. Операторы, которые уже ранее имели свои таксофоны, постепенно их демонтировали".
Сергей Ефимов считает, что таксофоны полностью убирать нельзя. "Нужно понимать, что таксофон имеет свои социальные функции. Скорее всего, нужно оставить в малых городах не менее одного таксофона в каждом населенном пункте с численностью 100 жителей и более. И далее по одному таксофону на 10 тыс. населения. При таком подходе не будем впадать в крайности. Если убирать оплату пользования таксофоном вообще, то содержание таксофонов должно производиться за счет местных бюджетов. В России тогда должно остаться примерно 14-20 тыс. таксофонов. Этого будет достаточно для социального комфорта и решит проблемы при авариях с электроснабжением и у сотовых операторов. Надобность в таксофонах возникает в экстремальных ситуациях. Никому даже в голову не приходит выбросить из багажника запасное колесо, убрать огнетушители из мест общего пользования. К сожалению, у нас регуляторы и операторы смотрят на вещи только с коммерческой точки зрения. Да, таксофоны - это не бизнес. Такие же потребности будет закрывать и домашний телефон. Возможно, что сотовые телефоны тоже будут постепенно отмирать с появлением других видов устройств. Вполне возможно, что сами таксофоны, учитывая нравы нашего населения, будут иметь вандалозащищенный вид - концерн "Алмаз-Антей" лет 20 тому назад предлагал таксофон-яйцо, высотой 1 м и диаметром 0,5 м, без трубки", - говорит Сергей Ефимов.
Эксперт допускает, что сотовые операторы хотят видеть прирост трафика у себя, поэтому появляются статьи под девизом "таксофоны не нужны". "Теперь идет война и с домашними телефонами. Но нужно четко разделить модный бизнес и социальные потребности. Сотовые телефоны вместе с госчиновниками пытаются организовать тотальный контроль за жителями. Смартфоны теперь это позволяют организовать, но какая в этом нужда у общества? Сейчас и так общество наэлектризовано. А вот сборы с операторов в резерв универсального обслуживания нужно прекращать. Вкупе с пакетом закона Яровой и очень опасным "Безопасным интернетом": они слишком сильно напрягают экономику операторов. Видимо, государство строит планы резко сократить количество операторов связи. Но возникнет проблема устройства около миллиона безработных. Об этом как-то регулятор не думает. А надо бы. Интересно, что в развитых странах Запада соотношение мобильных устройств к стационарным составляет около четырёх. То есть у каждого по одному мобильному и один фиксированный телефон на семью. А вот в бедных странах - такое соотношение 8-15. Похоже, мы идем по пути деиндустриализации, так как этот показатель именно об этом и свидетельствует. У нас в персональных средствах связи силовики видят кнут. Из истории знаем, что труд творца намного эффективнее рабского труда, но нынешние чиновники и менеджеры рисуют другой сценарий. Вот они и строят мир Оруэлла "1984". Таксофоны и сотовые телефоны - это просто иллюстрация общего процесса. Такие крайности нужно остановить, - комментирует Сергей Ефимов. - Таксофоны лучше вообще убрать у коммерсантов "Ростелекома". Они уже уничтожили сеть оповещения, радиоточки. Наверное, это все стоит передать в муниципалитеты вместе с финансированием. Если останется 20 тыс. таксофонов, то на их содержание вполне хватит и 1 млрд руб., но это другая история".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что решение демонтировать неработающие таксофоны - своевременная и правильная мера. "Они выработали свой ресурс, помогли населению получать стабильную связь в период, когда покупка мобильных или установка стационарных телефонов была невозможна. Сейчас в стране реализуется нацпроект "Цифровая экономика", который предполагает масштабную цифровизацию: создание и совершенствование электронных сервисов для населения, чтобы люди могли получить цифровые услуги, не выходя из дома. Особенно это актуально в период пандемии. Но чтобы у россиян была возможность выходить в Сеть, им необходим высокоскоростной интернет - появление доступных сетей поможет привлечь работников из города в сельскую местность. Этим и займутся операторы, высвободив мощности, которые тратятся на таксофоны. Их демонтируют только в тех населенных пунктах, где ими пользуются не более чем минуту в месяц. Такие низкие цифры связаны с распространением мобильной связи в небольших деревнях и селах", - рассказал Павел Сигал.