«Пиплметр» вместо ТВ-пульта
«Пиплметр» представляет из себя небольшой прибор, фиксирующий переключения телеприемника с канала на канал в каждую единицу времени. Каждый вечер по телефонным линиям данные о том, что зрители, участвующие в «панели», смотрели сегодня, поступают в общую базу и сопоставляются с данными телемониторинга - информацией о том, какая передача шла на канале в тот или иной момент времени. Сводные данные позволяют определить рейтинг конкретной телевизионной программы или фильма. Суммарные же рейтинги программ и формируют рейтинги телеканалов. Именно за это и платят каналы социологам. Стоимость пакета услуг Gallup Media для подписчиков разная и зависит от доли их аудитории: например, для ОРТ, РТР, НТВ пакет Gallup стоит порядка $200 000 в год; для сетевых каналов СТС, ТНТ, RenTV и др. - $150 000-180 000; крупные рекламные агентства платят до $100 000.
В мировой практике использование электронных средств измерения телеаудитории - наиболее продвинутый метод. Так, в Италии с населением около 60 млн человек 2200 ТВ-метров, в Германии с населением 80 млн - 4700 ТВ-метров, в Англии с населением 60 млн их больше всего - 4750 приборов. У нас же, как заявила корреспонденту «Фокуса» руководитель отдела телевизионных исследований компании Gallup Media Ксения Ачкасова, только 1650 семей снабжены «счетчиками». Специалисты утверждают, что для чистоты исследований этого достаточно. Исследования Gallup Media дают телевещателям достаточно эффективный инструмент программирования и анализа аудитории. Селлеры (агентства по продаже рекламных возможностей телеканалов) получают реальные сведения для прогнозирования поведения зрителей, а рекламодатель получает точную информацию об эффективности его рекламной кампании, о достигнутой аудитории. Хотя заместитель руководителя информационно-аналитического отдела компании MS Video International Сергей Веселов в интервью корреспонденту «Фокуса» заявил: «Телевизионный рынок по большому счету абсолютная точность рейтингов не интересует. Рекламодателям неинтересно количество пунктов рейтинга, их интересует, чтобы продажи увеличивались пропорционально расходам на рекламу. Поэтому исследовательские данные нужны как эталон, единица измерения, если хотите». Так или иначе, но именно эти данные постоянно становятся яблоком раздора для телеканалов.