Философские споры о том, что первично — форма или содержание ведутся давно, но в сфере мобильных развлечений ответ однозначен: форма явно определяет содержание. Тут китайские медиа-компании выступают законодателем мод, экспериментируя с новым форматом вертикальная драма (竖屏剧; shùpíngjù).
Пионером нового формата можно назвать китайский интернет-гигант Tencent. В 2018 году он наладил выпуск коротких серий романтических комедий для мобильных устройств. Причём, не усечённых вариантов обычного кино, а проектов, изначально предназначенных для просмотра на вертикальном экране, между делом, на ходу, в транспорте.
Термин «вертикальный» для нового формата стал определяющим. И определяет он не столько способ построения сюжета сериала, сколько его визуальную структуру , чем позволяет создать совершенно особенный жанр аудиовизуального произведения. Вертикальная драма — контент, который пришёлся по вкусу публике и уже сейчас можно определить его характерные черты.
Прежде всего, это суперкороткие серии — эпизоды длительностью от двух до пяти минут. В это короткое время вмещаются все коллизии эпизода, и вставные шутки, и обязательно — открытый финал. Причём, финал выстроен так, чтобы разжечь аппетит зрителя к дальнейшему просмотру.
Второе — краткость и линейность сюжета, свойственные малым формам, в определённой степени диктует выбор жанра. Именно поэтому большинство вертикальных драм — комедия. Что понятно: комедия не требует времени на развитие сложных характеров, её инструменты лаконичны — действие, эмоции, мимика, характерные герои. Кроме того, комедия позволяет вставлять и использовать различные шутки, ситуации с приколами — и значит, легко вызывать ответную реакцию и сочувствие. Для пятиминутных серий это более органичные и реальные задачи, чем погружение зрителя в саспенс.
Другая характерная черта вертикальной драмы — фрагментированный визуальный язык. Не ждите здесь длинных миксов и круговых масштабных панорам. Использование в монтаже разделённого кадра, частых переходов и коротких склеек доминирует в визуальном языке вертикальной драмы. Подобный стиль как нельзя лучше сочетается с быстрым комедийным ритмом тих мобильных шоу. Кроме того, технически, он позволяет делать каждый момент времени максимально информативным. Ограниченность пространства в кадре компенсируется увеличением в нем объёма визуальной информации . Разумеется, к стремительно формирующемуся художественному языку вертикальных драм нужно привыкнуть, но однозначно, его динамичность и наполненность увлекает и затягивает.
Ещё одна отличительная черта от полноформатного кино. Большой экран, благодаря своим физическим размерам, пытается погрузить зрителя в другой мир. В этом смысле мобильный экран — его противоположность. Он не заботится о погружении зрителя в другой мир, а скорее обеспечивает в потоке обыденности крошечный портал в свою реальность. Именно это свойство маленького мобильного дисплея позволяет зрителям принять и увлечься его сверхъестественным визуальным языком, который быстрее, плотнее и богаче информацией, чем может предложить окружающий мир.
Перечисленные особенности вертикальной драмы делают её особым мобильным форматом, освобождая от китайского и да и вообще какого бы то ни было национального контекста. И по этой причине она наверняка будет скопирована на Западе.
И это ещё раз доказывает тот факт, что умение найти новые ниши и форматы далеко не всегда требует больших бюджетов и сложных технологий. Конкурировать с западными медиа-гигантами возможно, но для этого в первую очередь нужны желание и талант.