Как рассказал The Page директор по продажам и абонентскому обслуживанию Vodafone (Украина) Евгений Булах, в следующем году компания планирует либо получить финансовую лицензию НБУ, либо купить компанию, у которой она есть. «В первую очередь лицензия необходима для транзакционного бизнеса in house», – пояснил Булах.
Также, по его словам, рассматривается возможность начать кредитовать покупку телефонов в фирменных магазинах. Сегодня сеть Vodafone Retail насчитывает 240 магазинов в 70 городах Украины, и до конца 2019 года компания хочет открыть до 60 новых магазинов. Для сравнения: сеть оператора «Киевстар» сейчас насчитывает 460 фирменных магазинов в 230 населенных пунктах.
«В строительстве собственной монобрендовой розничной сети, на наш взгляд, в текущих условиях рынка Украины нет необходимого экономического эффекта», — говорит президент компании «Киевстар» Александр Комаров.
Сейчас 27-30% смартфонов в сети Vodafone продаются через кредитного брокера, который сотрудничает с рядом банков, в т.ч. «Альфа Банк Украина» и ПУМБ.
Лицензия на финансовые транзакции сделает Vodafone полноправным игроком рынка безналичных платежей. По данным НБУ, только объем безналичных транзакций p2p составляет за 2018 год 465 млрд гривен, объем платежей в Интернете — 423 млрд гривен, а весь рынок безналичных транзакций составил 1,3 трлн гривен.
«Отчасти операторы получают процент на этом рынке. Но они работают через банки. Зачастую это неудобно, так как этим тяжеловесным зарегулированным структурам тяжело внедрять инновации», – говорит сооснователь системы Portmone Игорь Горин.
Тем более что сейчас мобильный кошелек оператора Vodafone Pay работает через платежную систему Global Money и банк «Восток». В то время как у лидера рынка «Киевстар» есть финансовая лицензия НБУ на предоставление услуг через мобильный кошелек «Смарт-деньги», которым пользуются свыше 1 млн абонентов. «Самые популярные услуги — оплата телеком-услуг, национальных лотерей, покупок в интернете, проезда в транспорте», — говорит руководитель группы платежей и переводов компании «Киевстар» Алена Суворова.
А этой осенью свой мобильный кошелек обещает запустить и lifecell.
Операторы в первую очередь претендуют на сегмент мелких и средних розничных офлайн-платежей. «Все, кто платят наличкой, как только смогут делать это через смартфон, будут платить смартфонами, QR-кодами, NFC и тд. Но инициировать это будут с телефона с участием оператора», – говорит Александр Карпов, глава Ассоциации ЕМА.
Интерес мобильных операторов к транзакционному бизнесу – это общемировой тренд, этим занимается большинство глобальных операторов. «Это позволяет лучше контролировать доходность и безопасность. А операторы хотят быть не просто трубой, а зарабатывать на различных услугах», – поясняет управляющий партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков.
Кроме того, в следующем году в Украине должна быть принята новая редакция закона «О платежных услугах», которая синхронизирует украинское законодательство с европейским. А это еще больше подогревает интерес мобильных операторов к рынку.
Впрочем, в Vodafone не исключают, что могут заняться и прямым кредитованием своих клиентов. "Это может быть интересно, но этот бизнес необходимо еще оценить. У нас есть продукт "Скоринг", который покупают банки для принятия решений. Но этого далеко не достаточно для того, чтобы самим заниматься этим», – говорит Евгений Булах.