- Реєстрація
- 26.10.07
- Місто
- UA05,UA21
Сегодня в мире функционирует более трехсот виртуальных операторов и сервис- провайдеров мобильной связи (MVNO), в то время как на украинском рынке не работает ни один "полноценный" оператор.
На данный момент эксперты не видят перспектив развития сегмента MVNO в Украине по причине низкой стоимости мобильной связи и отсутствия у ведущих игроков рынка достаточной емкости сетей.
Схема работы виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) заключается в продаже услуг под собственной брендом, но с использованием инфраструктуры другого оператора. Полноценный MVNO-оператор Privat:mobile появился в Украине еще в конце 2004 года в результате сотрудничества "ПриватБанка" и "Украинских радиосистем", но спустя полтора года прекратил свою деятельность. Сейчас на украинском рынке присутствуют виртуальные бренды TezGSM и Travel Card, рассчитанные на пользователей, часто выезжающих за рубеж. И хотя некоторые участники рынка относят к категории виртуальных операторов Jeans, Djuice, "Эконом" и недавно закрытый "Мобилыч", по словам директора по маркетингу компании "МТС-Украина" Василия Лацанича, на сегодняшний день в Украине нет ни одного полноценного "живого" проекта MVNO. Существование нескольких дистанцированных брендов крупнейших операторов мобильной связи эксперты телеком-рынка объясняют "трениями" ведущих компаний с Антимонопольным комитетом и их попыткой использовать данные бренды для привлечения дополнительных абонентов. В то же время развитие MVNO сдерживает отсутствие четкой законодательной базы, которая бы регулировала взаимоотношения между участниками рынка, а также нежелание крупных операторов участвовать в развитии данного направления по причине повышения конкуренции.
Кому и зачем
Мировой опыт свидетельствует, что наибольший интерес к созданию виртуальных операторов проявляют представители ритейла. Запуск виртуальных мобильных операторов они рассматривают, в частности, как средство повышения лояльности клиентов. В создании MVNO заинтересованы также телеком- операторы, которые не являются лидерами на рынке, но с их помощью реализуют свои маркетинговые стратегии, предполагающие активную сегментацию абонентской базы. Например, на базе немецкого оператора мобильной связи E- Plus работают сразу несколько MVNO, что помогает ему привлекать новых абонентов и обеспечивать развитие в рамках высококонкурентного рынка.
"При насыщенном рынке, как это наблюдается в Украине, пользователи которых привлекают условия виртуальных операторов-дискаунтеров, переходят на нового оператора, вызывая тем самым отток абонентской базы и, соответственно, доходов крупных игроков телеком-рынка", отмечает начальник отдела внешних связей компании "Астелит" Надежда Лубнина. Менее крупные GSM-операторы благодаря созданию MVNO могут предоставить абонентам новые предложения, увеличивая тем самым клиентскую базу. Кроме того, такой проект может стать основой для проведения кампаний по удержанию абонентов, а также позволяет генерировать дополнительный трафик и, как следствие, получать новые источники дохода.
С коллегой по рынку соглашается и Василий Лацанич, который подчеркивает, что выгода от запуска виртуальных операторов состоит в том, что появляется возможность занять определенную нишу, до которой у оператора "не доходят руки". При этом эксперт приводит пример немецкого оператора, который возник на базе покупателей сети дешевых супермаркетов Aldi. "Это очень дешевые супермаркеты, поэтому многие операторы из имиджевых соображений не хотели продавать трафик, грубо говоря из ящиков', как продает продукты Aldi. Но отдать ей определенный объем трафика, который Aldi потом продаст под своим знаменем', очень даже допустимо, потому что на этом тоже можно заработать", говорит господин Лацанич.
На украинском рынке подобная ситуация пока невозможна, так как никто не готов купить большой объем трафика и затем его продать. К тому же полноценный MVNO должен создаваться вокруг какой-то потребности. "У оператора до этого руки не дойдут, другое дело MVNO. Для оператора это слишком узкие, нишевые группы все охватить просто невозможно", отметил господин Лацанич. В этом случае выгода оператора заключается в возможности продать оптом трафик, но при этом потерять часть потенциальных доходов, недополученных вследствие более дешевой реализации данного объема трафика.
Денежный интерес
Виртуальный оператор получает прибыль за счет маржи между платой основному оператору за трафик и денежными взносами абонентов. Но главное, что MVNO не обременен лицензионными обязательствами, не тратит средства на покупку оборудования или расчистку частотного диапазона. В результате MVNO может сосредоточиться на маркетинге и продажах. В то же время виртуальные операторы работают с низкой рентабельностью (около 10-20%), причем постепенно стоимость минуты разговора имеет тенденцию к снижению.
По мнению Василия Лацанича, перспектив развития в Украине для виртуальных операторов практически нет, что обусловлено двумя причинами. Первая заключается в том, что Украина является страной с самой дешевой стоимостью связи в Европе, что по определению сужает пространство для ценовых "маневров" виртуальных операторов (средняя стоимость минуты в странах ЕС в пять-шесть раз превышает украинские тарифы). "Когда MVNO выходит на рынок, он пытается оптом дешево купить у существующих операторов трафик, а потом чуть дороже его продать. Но это чуть дороже' должно быть все равно дешевле, чем цены, по которым продает свой трафик существующий оператор", говорит господин Лацанич. Вторая причина, по его словам, заключается в том, что ни у одного из украинских операторов нет достаточной емкости сети, чтобы предоставить ее масштабному виртуальному оператору. "Те объемы трафика, которые кто-то сейчас пытается предоставлять, это несерьезно, это крохи, которые вообще никак не могут повлиять на общую картину", считает Василий Лацанич.
Скептически оценивают перспективы MVNO и аналитики. Так, по мнению старшего аналитика ИК "Тройка Диалог Украина" Питера Келлера, виртуальные операторы не будут популярны в ближайшие несколько лет. Вице-президент инвестиционно- банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов и вовсе считает, что действующие виртуальные операторы будут сворачивать свою деятельность. Одной из основных причин этого является отсутствие сильных партнеров для создания и запуска MVNO. Интереса же со стороны иностранных игроков не наблюдается, им малоинтересен украинский рынок по причине низкой стоимости минуты разговора.
Между тем в компании "Астелит" отмечают, что при определенных условиях у виртуальных операторов есть шансы закрепиться на рынке. "При условии стабильной экономической ситуации в Украине рынок MVNO неизбежно начнет развиваться", считает Надежда Лубнина. Возможно, шансом для появления новых виртуальных операторов станет развитие в Украине сетей третьего поколения (ЗG). Но расстановка сил в пользу создания новых MVNO может измениться только в том случае, если появится виртуальный оператор, предлагающий абонентам услуги широкополосной передачи данных на основе 3G.
Как это было
Первый виртуальный оператор (MVNO) Virgin Mobile появился еще в ноябре 1999 года в Великобритании, но мировой бум MVNO пришелся на 2005-2006 годы. Как правило, виртуальные сети ориентировались на специфические рыночные ниши. Например, американская Amp`d делала ставку на молодежь, пытаясь привлечь 3G- абонентов возможностью скачивать видеоконтент и смотреть потоковое мобильное ТВ. Другие операторы предоставляли дешевый международный роуминг или предлагали интегрированные сервисы на базе фиксированной и мобильной телефонии. Однако бум продлился недолго. В США разорилась Amp`d, прекратила работу Movida, которая ориентировалась на испаноговорящее население, в Великобритании закрылся студенческий дискаунтер Dot Mobile. Впрочем, успешность виртуальных операторов, а также той или иной модели MVNO во многом зависит от состояния конкретного рынка
Источник
На данный момент эксперты не видят перспектив развития сегмента MVNO в Украине по причине низкой стоимости мобильной связи и отсутствия у ведущих игроков рынка достаточной емкости сетей.
Схема работы виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) заключается в продаже услуг под собственной брендом, но с использованием инфраструктуры другого оператора. Полноценный MVNO-оператор Privat:mobile появился в Украине еще в конце 2004 года в результате сотрудничества "ПриватБанка" и "Украинских радиосистем", но спустя полтора года прекратил свою деятельность. Сейчас на украинском рынке присутствуют виртуальные бренды TezGSM и Travel Card, рассчитанные на пользователей, часто выезжающих за рубеж. И хотя некоторые участники рынка относят к категории виртуальных операторов Jeans, Djuice, "Эконом" и недавно закрытый "Мобилыч", по словам директора по маркетингу компании "МТС-Украина" Василия Лацанича, на сегодняшний день в Украине нет ни одного полноценного "живого" проекта MVNO. Существование нескольких дистанцированных брендов крупнейших операторов мобильной связи эксперты телеком-рынка объясняют "трениями" ведущих компаний с Антимонопольным комитетом и их попыткой использовать данные бренды для привлечения дополнительных абонентов. В то же время развитие MVNO сдерживает отсутствие четкой законодательной базы, которая бы регулировала взаимоотношения между участниками рынка, а также нежелание крупных операторов участвовать в развитии данного направления по причине повышения конкуренции.
Кому и зачем
Мировой опыт свидетельствует, что наибольший интерес к созданию виртуальных операторов проявляют представители ритейла. Запуск виртуальных мобильных операторов они рассматривают, в частности, как средство повышения лояльности клиентов. В создании MVNO заинтересованы также телеком- операторы, которые не являются лидерами на рынке, но с их помощью реализуют свои маркетинговые стратегии, предполагающие активную сегментацию абонентской базы. Например, на базе немецкого оператора мобильной связи E- Plus работают сразу несколько MVNO, что помогает ему привлекать новых абонентов и обеспечивать развитие в рамках высококонкурентного рынка.
"При насыщенном рынке, как это наблюдается в Украине, пользователи которых привлекают условия виртуальных операторов-дискаунтеров, переходят на нового оператора, вызывая тем самым отток абонентской базы и, соответственно, доходов крупных игроков телеком-рынка", отмечает начальник отдела внешних связей компании "Астелит" Надежда Лубнина. Менее крупные GSM-операторы благодаря созданию MVNO могут предоставить абонентам новые предложения, увеличивая тем самым клиентскую базу. Кроме того, такой проект может стать основой для проведения кампаний по удержанию абонентов, а также позволяет генерировать дополнительный трафик и, как следствие, получать новые источники дохода.
С коллегой по рынку соглашается и Василий Лацанич, который подчеркивает, что выгода от запуска виртуальных операторов состоит в том, что появляется возможность занять определенную нишу, до которой у оператора "не доходят руки". При этом эксперт приводит пример немецкого оператора, который возник на базе покупателей сети дешевых супермаркетов Aldi. "Это очень дешевые супермаркеты, поэтому многие операторы из имиджевых соображений не хотели продавать трафик, грубо говоря из ящиков', как продает продукты Aldi. Но отдать ей определенный объем трафика, который Aldi потом продаст под своим знаменем', очень даже допустимо, потому что на этом тоже можно заработать", говорит господин Лацанич.
На украинском рынке подобная ситуация пока невозможна, так как никто не готов купить большой объем трафика и затем его продать. К тому же полноценный MVNO должен создаваться вокруг какой-то потребности. "У оператора до этого руки не дойдут, другое дело MVNO. Для оператора это слишком узкие, нишевые группы все охватить просто невозможно", отметил господин Лацанич. В этом случае выгода оператора заключается в возможности продать оптом трафик, но при этом потерять часть потенциальных доходов, недополученных вследствие более дешевой реализации данного объема трафика.
Денежный интерес
Виртуальный оператор получает прибыль за счет маржи между платой основному оператору за трафик и денежными взносами абонентов. Но главное, что MVNO не обременен лицензионными обязательствами, не тратит средства на покупку оборудования или расчистку частотного диапазона. В результате MVNO может сосредоточиться на маркетинге и продажах. В то же время виртуальные операторы работают с низкой рентабельностью (около 10-20%), причем постепенно стоимость минуты разговора имеет тенденцию к снижению.
По мнению Василия Лацанича, перспектив развития в Украине для виртуальных операторов практически нет, что обусловлено двумя причинами. Первая заключается в том, что Украина является страной с самой дешевой стоимостью связи в Европе, что по определению сужает пространство для ценовых "маневров" виртуальных операторов (средняя стоимость минуты в странах ЕС в пять-шесть раз превышает украинские тарифы). "Когда MVNO выходит на рынок, он пытается оптом дешево купить у существующих операторов трафик, а потом чуть дороже его продать. Но это чуть дороже' должно быть все равно дешевле, чем цены, по которым продает свой трафик существующий оператор", говорит господин Лацанич. Вторая причина, по его словам, заключается в том, что ни у одного из украинских операторов нет достаточной емкости сети, чтобы предоставить ее масштабному виртуальному оператору. "Те объемы трафика, которые кто-то сейчас пытается предоставлять, это несерьезно, это крохи, которые вообще никак не могут повлиять на общую картину", считает Василий Лацанич.
Скептически оценивают перспективы MVNO и аналитики. Так, по мнению старшего аналитика ИК "Тройка Диалог Украина" Питера Келлера, виртуальные операторы не будут популярны в ближайшие несколько лет. Вице-президент инвестиционно- банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов и вовсе считает, что действующие виртуальные операторы будут сворачивать свою деятельность. Одной из основных причин этого является отсутствие сильных партнеров для создания и запуска MVNO. Интереса же со стороны иностранных игроков не наблюдается, им малоинтересен украинский рынок по причине низкой стоимости минуты разговора.
Между тем в компании "Астелит" отмечают, что при определенных условиях у виртуальных операторов есть шансы закрепиться на рынке. "При условии стабильной экономической ситуации в Украине рынок MVNO неизбежно начнет развиваться", считает Надежда Лубнина. Возможно, шансом для появления новых виртуальных операторов станет развитие в Украине сетей третьего поколения (ЗG). Но расстановка сил в пользу создания новых MVNO может измениться только в том случае, если появится виртуальный оператор, предлагающий абонентам услуги широкополосной передачи данных на основе 3G.
Как это было
Первый виртуальный оператор (MVNO) Virgin Mobile появился еще в ноябре 1999 года в Великобритании, но мировой бум MVNO пришелся на 2005-2006 годы. Как правило, виртуальные сети ориентировались на специфические рыночные ниши. Например, американская Amp`d делала ставку на молодежь, пытаясь привлечь 3G- абонентов возможностью скачивать видеоконтент и смотреть потоковое мобильное ТВ. Другие операторы предоставляли дешевый международный роуминг или предлагали интегрированные сервисы на базе фиксированной и мобильной телефонии. Однако бум продлился недолго. В США разорилась Amp`d, прекратила работу Movida, которая ориентировалась на испаноговорящее население, в Великобритании закрылся студенческий дискаунтер Dot Mobile. Впрочем, успешность виртуальных операторов, а также той или иной модели MVNO во многом зависит от состояния конкретного рынка
Источник