Vodafone после приобретения крупного фиксированного оператора Vega не собирается останавливаться и продолжает изучать украинский телеком-рынок по части перспективных покупок.
О том, как будет развиваться объединенная компания, какой будет ее тарифная политика, каких новых услуг ждать потребителям и как наш телеком-рынок отличается от других стран в интервью UВR рассказал Василь Лацанич, глава телеком-направления NEQSOL Holding, которому принадлежит второй по величине сотовый оператор Украины.
Будут ли еще сделки по покупке телеком-активов?
Украина – это уникальный рынок для многих продуктов, услуг и, особенно, для телекоммуникаций. Он – постсоветского, не западного типа, но активно развивается, поэтому у него очень хорошая траектория. Одновременно он прекрасно развивается по западному образцу. И хотя ему еще далеко до европейской модели, он все больше и больше становится похожим на нее.
По моему мнению, это очень интересная модель для инвестирования и развития, когда можно заходить в рынок, который обладает траекторией роста. То есть он еще не такой "тяжелый", перенасыщенный, как европейские рынки. Но одновременно он имеет все шансы развиваться в этом направлении, а не в русле странных азиатских моделей.
Я считаю, что NEQSOL, инвестировав в Украину, сделал феноменальную ставку, и я искренне удивлен, что большинство европейских и мировых операторов не видят этой возможности.
С этой точки зрения мы готовы инвестировать в Украину, расширять свое присутствие в стране, потому что видим хорошую перспективу.
Кроме этого, Украина – очень дружественная "для входа" – не в каждой стране можно зайти в инфраструктурный проект и в стратегического оператора. Тут – можно и даже нужно.
Что Вы имеете в виду под уникальной траекторией развития украинского телеком-рынка?
Это прозвучит немного цинично, но украинский рынок – практически самый дешевый в мире. Причем как по мобильным, так и по фиксированным телеком-услугам.
С одной стороны, это неплохо, но с другой – сужает возможности развития. В индустрии недостаточно денег, чтобы развиваться. Поэтому рынок должен расти в ценности, фактически – дорожать.
Среднемесячный доход от одного абонента (ARPU) будет расти?
Да, ARPU будет увеличиваться – это абсолютно необходимо.
Vodafone будет поднимать тарифы?
Есть страны, где сильная инфляция и тарифы поднимаются постоянно. В Беларуси, например, несколько раз в год тарифы постоянно индексируются.
В Украине довольно сильная инфляция, и, если мы хотим повышать зарплаты своим сотрудникам, покупать новые технологии – кстати, за валюту, что недешево – нам для этого необходимо получать достаточный доход.
Если доход не будет увеличиваться в то время, как растут расходы – бизнес не сможет развиваться. Поэтому ничего страшного нет в том, что тарифы ползут вверх в целом.
Если мы сравним тарифы 10 лет назад и сейчас, то мы увидим разницу – небольшую, но она есть.
За последние годы операторы инвестировали в 3G, затем в 4G – это все дополнительные инвестиции. Но внедрение новых технологий не привело к удорожанию услуг.
В Британии все основные услуги, такие как телекоммуникации, вода, электричество, газ, школы, транспорт – все официально объявляют, что "через некоторое время наши тарифы вырастут на 3-4%". Это делается для того, чтобы не "копить" рост тарифов в течение нескольких лет, чтобы потом не было резкого скачка.
По сути, это управление инфляцией и инфляционными ожиданиями людей.
Есть мнение, что Vodafone купил Vega из-за радиочастот. Так ли это?
Нет. Vega заинтересовала как бизнес, а частоты шли бонусом. У Vega есть несколько направлений: бизнес для операторов (В2О), "бизнес-ту-бизнес" (В2В) и розничный (В2С).
Последнее – относительно небольшое, но самое интересное, ради которого, считаю, нужно покупать и развивать такие активы.
В Украине, по разным оценкам, от 3 тыс. до 10 тыс. интернет-сервис-провайдеров, и у подавляющего большинства – очень низкая культура ведения бизнеса. Очень плохи дела с учетной политикой, бухгалтерией, легализацией бизнеса, прозрачностью собственников.
Поэтому большинство этих активов не могут купить компании, которые уважают себя и ведут серьезную международную деятельность.
В течение ближайших двух-трех месяцев мы разделим Vega, продолжив заниматься транзитом трафика. Еще за три-четыре месяца должна быть синергия за счет оптимизации и сокращения расходов.
Например, у Vega больше 7 тыс. км оптических кабелей, у Vodafone – 30 тыс. км. Там, где они дублируются, будем отказываться и за счет этого оптимизировать затраты. Подобные пересечения есть и на В2О-, и на В2В-рынках – там тоже пройдет оптимизация.
Дальше, по моему мнению, самое интересное – розничный рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет.
До конца года будем проводить инвентаризацию оборудования, часть устаревшего нужно будет заменить – на это нужно будет не менее трех месяцев. Еще шесть месяцев необходимы для модернизации сети – переход на GPON, но если бы была качественная версия FTTx, то это тоже приемлемо.
Следующая фаза – ближе к середине 2022 года – интенсивное развитие на базе существующей сети Vega. Мы будем достраивать эту сеть в тех регионах, где мы видим перспективу. Это юг, юго-восток страны, Киев. В том числе используя ресурсы Vodafone.
Это уже будет броадбенд (широкополосная передача, – ред.) от Vodafone?
Мы назовем это "Vodafone", когда это будет достойно называться так – ориентировочно во второй половине 2022 года.
И что сможет предложить Vodafone такого, чего еще нет на рынке ШПД?
Броадбенд – это, к сожалению, начальная услуга, у которой очень ограниченные возможности дифференциации: цена, скорость, надежность, оборудование. Эти четыре позиции отработаны всеми всяко.
В сегменте броадбенда реально интересно становится, когда "наложить" сверху медиа. К нашему счастью, в Украине медиа на базе ШПД-операторов очень слабо развито.
В Европе потребители практически не покупают интернет-доступ без медиа. У операторов есть IPTV, которое позволяет продавать дополнительные услуги.
Мы рано или поздно – лучше, как можно раньше – должны дойти до "медиа поверх броадбенда". Я считаю, что броадбенд – это путь к медиа.
Глобальный Vodafone везде продает медиа-услуги "поверх" броадбенда.
Когда в Украине заработает такая модель?
Это займет время, и задача состоит из нескольких частей. Сначала нужна платформенная часть – в Украине нет ни одной институциональной платформы высокого уровня, а каждому оператору она необходима. Это тяжело и дорого.
Вторую часть я считаю неприятной – это права. Оператор может позволить себе работать только с легальными библиотеками контента, права на которые для Украины безумно дорогие.
Насколько привлекателен такой актив, как "Датагруп"?
На мой взгляд, это неплохой актив на рынке Украины – вопрос в цене и готовности его продавать у собственников.
Мы как потенциальный телекоммуникационный холдинг в пределах Украины готовы его рассматривать.
Значит ли это, что основной упор в развитии будет на фиксированную связь?
А в мобильной уже некуда развиваться. Там возможно в дальнейшем только развитие в следующих поколениях, но важно, чтобы они не обгоняли друг друга.
Вы имеете в виду 5G?
Да, 5G.
И когда, по Вашему мнению, в Украине целесообразно запускать "пятое поколение" мобильной связи?
Это может прозвучать неприятно, но если приехать в Англию, в те места, где запущено 5G, взять телефон и… ты не почувствуешь разницу между 4G и 5G при нормальном ежедневном использовании.
5G будет важным для емкости – когда "забьются" каналы 4G, тогда можно переходить на 5G, которое даст новый потенциал емкости. В Украине еще есть время.
Сколько?
На глазок – три года. То есть целесообразно запускать не раньше, чем через три года.
Но у 5G есть различные составляющие – политическая, популистская, и некоторые из них не всегда рациональны.
Если говорить прямо, то правительство ожидает от операторов поступлений в бюджет за 5G-частоты. Но бизнесу, во-первых, они еще не нужны. Во-вторых, они тянут за собой большую инвестиционную составляющую в новую сеть. В-третьих, предыдущая сеть еще не доведена до нужного состояния.
В Азербайджане можно убедиться, что такое покрытие 97-98% территории, 4G практически на всех дорогах работает, без обрывов и перебоев. Потому что там нет гонки технологий, а лицензии выдаются недорого, но в дальнейшем платежи такие, что стимулируют операторов рационально и эффективно использовать этот ресурс.
Насколько интересен для NEQSOL Holding и Vodafone банковский бизнес?
В Украине уже со следующего года будет выдаваться лицензия по типу финтех, она не будет полноценной банковской, но позволит легче заходить на рынок операций с деньгами.
Эти лицензии будут иметь меньше рисков, чем банковские, но будут охватывать большинство операций, которые люди проводят со своими деньгами.
Речь идет о транзакциях р2р – "человек-человеку", об оплате прямым переводом, как аналог наличным, о кредитах и микрокредитах.
Чтобы предоставлять эти услуги, нужны клиентская база, инструменты для учета и некоторые деньги, чтобы выполнять транзакции. У мобильных операторов все это есть.
Даже если взять даже самый большой украинский банк, то с точки зрения IT он будет выглядеть слабо на фоне даже наименьшего украинского мобильного оператора.
Билинговые системы операторов являются более надежными, мощными, быстрыми и дешевыми в расчете на одну транзакцию.
Мы в NEQSOL заинтересованы, чтобы у Vodafone зарождались финансовые услуги. Пока не определились, как это юридически оформить, потому что еще не увидели, как будет работать законодательство.
То есть покупать банк не собираетесь?
Нет нужды покупать банк. Намного интересней вопрос – найти и "купить" правильных людей, команду, способных запустить такие финтех-услуги.
На каком этапе находится украинский рынок телекома по сравнению с другими странами?
Европейский телеком-рынок уже давно насытился, остановился в развитии и перестал расти, как количественно, так и качественно. В Украине еще есть куда расти.
Операторы тут ищут точки роста за периметром телекома, чтобы при достижении насыщения им было чем заниматься.
Когда это наступит в Украине?
Три-четыре года. Количество абонентов сотовой связи уже не растет. На самом деле, растет за счет подключения IoT ("интернета вещей"). Это довольно независимый бизнес от основного рода деятельности мобильного оператора.
На украинском мобильном рынке насыщение основными услугами еще имеет запас, может, до пяти лет. Потому что передачей данных пользуется от силы 60% людей, а то и меньше – в зависимости от регионов.
Это супервозможность, чтобы довести этот показатель хотя бы до 85%.
И чтобы у операторов не началась "тоска" от невозможности развития, нужно готовиться. Мол, а теперь мы будем заниматься банками, медиа и др.
Насколько отличается телеком-рынок Украины от тех стран, где уже довелось поработать?
Начнем издалека. РФ – сильно концентрированный рынок, даже на уровне фиксированных операторов. Там не может быть и речи о 7-10 тыс. интернет-провайдерах.
Отрасль достаточно прозрачна и прозрачно регулируемая – доступность радиочастот, скорость их выдачи, условия лицензионные хорошо выстроены. Рынок, который в последнее время достаточно "колбасит" по ограничениям в интернете. То есть на нем есть вещи, на которые Украине стоит посмотреть, как на хорошие, но есть и то, от чего нужно держаться подальше.
Рынок Азербайджана, как я уже говорил – феноменальные покрытие и качество 4G. Параллельно – очень низкое проникновение базовых услуг и смартфонов. При том, что у людей есть достаточно денег с точки зрения дохода на душу населения, а привычки тратить их на этот вид услуг – нет. Там будет идти насыщение за счет простого проникновения.
Если в Украине есть разрыв в 15-20% между тем, у кого есть смартфоны, и теми, кто в месяц использует хотя бы 20-50 мегабайт, то в Азербайджане этот разрыв в два раза больше. В то же время там очень здоровая ситуация по лицензиям, у всех достаточно "места" для развития.
Из западных рынков можно взять как пример Италию – с очень большой конкуренцией и очень плохим обслуживанием клиентов.
В Британии, вы не поверите, дозвониться просто до оператора в колл-центре – занимает от двух часов до двух дней, не шучу! В Италии дозвониться легче, но ты не получишь ответа ни на какой свой вопрос.
В Италии я увидел, что такое на самом деле токсичный контент. У моего товарища тариф был 5 евро в месяц, с каким-то количеством минут и мегабайт, а счет меньше, чем 25 евро/мес. он никогда не видел. Ему просто навешивали контент.
Когда-то итальянские мобильные операторы дали слишком много доступа контент-провайдерам, а затем бегали с утра до вечера "с мухобойкой" за ними, а те плодились как тараканы.
Если у нас происходит подобное, то оператор чувствует себя виноватым. Там операторы занимают позицию "я тут ни при чем".
Какие ключевые показатели поставили перед Vodafone акционеры?
В прошлом году, в пандемию и во время локдаунов, основной задачей было не упустить прибыльность компании. Сюрпризом стало, что потребление увеличилось, и голосовой, и дата-трафик – выросли.
Этот год – переходной, а на следующий фокус будет на использование всех точек роста. И через новые услуги, и через рост доходности от абонбазы, и через перевод пользователей на пакеты больших объемов и композиций услуг.
ЮБР