А для того чтобы к ней подготовиться, помимо смены летней резины на зимнюю, необходимо убедиться в том, что автомобиль как минимум исправен, а лучше, чтобы он и вовсе был в идеальном состоянии. Дело в том, что любая неисправность может дорого обойтись водителю: известны случаи аварий из-за отказа тормозов, рулевого управления либо внезапного выхода из строя ходовой части. Кроме того, пытаясь по полчаса запустить двигатель зимой, водители нередко обмораживают руки и простуживаются.
Лучший способ подготовить автомобиль к зиме — произвести плановое ТО накануне холодов (нередко эти сроки совпадают). При этом мы рекомендуем использовать только качественные (то есть не самые дешевые) комплектующие и расходные материалы, не пытаясь сэкономить на мелочах. Если нет нужной суммы сразу, можно провести сервис в два-три этапа, например, на одной неделе поменять масло, на второй — свечи, а через месяц сделать профилактику тормозной системы и ходовой части. Главное — успеть до начала гололеда и снегопада, ведь народные синоптики прогнозируют суровую зиму. Так что лучше перестраховаться.
Проследите за техжидкостью. Главное правило подготовки — проследить за качеством всех технологических жидкостей. Дело в том, что если даже вы вообще не собираетесь ездить зимой или будете выезжать время от времени, резкое понижение температуры может привести к выходу гидросистем из строя. Замерзая, жидкость увеличивается в размерах. Последствия: трещины в двигателе в случае замерзания антифриза, разрывы тормозных шлангов, если "тормозуха" набрала воды, и форсунок омывателя — если в бачок залит летний шампунь.
Мотору - особое внимание. Его недаром называют "сердцем автомобиля" — в случае серьезной поломки ремонт или замена мотора обойдется в огромную сумму — от $1 до 5 тыс. и выше. Соответственно, своевременная замена масла, топливного и воздушного фильтров — притча во языцех. Но есть нюансы. Во-первых, все фильтры должны быть дорогими. Часто автомобилисты покупают дорогой масляный фильтр и самый дешевый воздушный либо не заменяют второй вообще. Однако если фраза о том, что капля никотина убивает лошадь, вызывает много споров, то слова механиков о том, что капля пыли приводит к преждевременному капремонту — прописная истина.
Не все так однозначно и с маслом. Принято считать, что практически любому автомобилю подходит относительно недорогая всесезонка класса 15W40. Летом — да. Но опыт очень холодной зимы-2006 (тогда были морозы до -30—35 °С) показал, что уже при 25 градусах ниже нуля такое масло загустевает настолько, что батарея не в состоянии прокрутить стартер. Результат — водителю приходится вызывать такси, ехать общественным транспортом или искать буксир. Конечно же, можно купить "крокодилов" и каждый раз просить кого-то "прикурить", но намного проще просто потратиться на синтетическое масло класса 0W30, которое будет служить и в минус 30 (цены — см. в графике). Также для "легкого старта" перед зимой нужно вкрутить новые свечи и убедиться в исправности аккумулятора.
Тормоза = безопасность. Одна из самых главных и непростых задач автомобилиста зимой — вовремя остановиться. И если многие опытные автомобилисты умудряются безаварийно ездить зимой на летней и всесезонной резине (призываем всех переходить на зимнюю!), то езда с неисправными тормозами гарантированно приведет к трагедии. Основных причин выхода тормозов из строя — три. Во-первых, это естественный износ дисков и колодок — их нужно просто заменить. Во-вторых, старая тормозная жидкость (обычно она рассчитана, в зависимости от пробега, на 2—3 года), которая за счет своей гигроскопичности набирается воды и замерзает зимой, разрывая тормозные шланги. "Тормозуху" нужно проверить спецприбором — ареометром. В-третьих, износ "начинки" тормозных цилиндров — их работоспособность нужно проверить. Кстати, последнюю операцию не помешает повторить и в январе — соляные "ванны" на наших дорогах досрочно выводят тормозные цилиндры из строя.
Никому еще не мешал и исправный ручник — его лучше подтянуть и смазать специальной жидкостью в местах контакта с задними тормозами. Дело в том, что зимой часто ручник замерзает либо прикипает, так что профилактика не помешает.
Светлые вопросы. Зима — период туманов, снегопадов и короткого светового дня. Соответственно, от каждого водителя требуется максимальная концентрация внимания и хороший обзор. И если первое зависит от него самого, то для достижения хорошей видимости нужны качественные дворники. Цена дворников одного из именитых производителей — от 200 до 400 гривен. Более дешевые смысла покупать нет: оставляют разводы и примерзают к стеклу. Второе, на что стоит обратить внимание — эффективность оптики. Очень часто горят абсолютно все лампочки, но из-за того, что стекло фары головного света от времени помутнело, ночью видно очень плохо. В таком случае фары нужно либо заменить в сборе, либо произвести процедуру шлифовки — за восстановление фары берут порядка 100—150 гривен.
Кстати, не помешает приобрести и коплект запасных предохранителей и лампочек — часто от тряски они выходят из строя, и при наличии запаса неисправность легко устранить подручными средствами. Но если запчасти нет — ехать в темноте дальше нельзя.
Проверка ходовой. Готовя авто к зиме, важно не забыть и о необходимости заказать диагностику ходовой части автомобиля — за это берут порядка 100 гривен. Если в ходе проверки обнаружится неисправность, ее необходимо срочно устранить. Дело в том, что любая мелочь может привести к серьезной поломке. Например, "полумертвая" шаровая опора может через месяц выйти из строя окончательно — устранять такую поломку на обочине в холодную погоду никто не возьмется. А эвакуация — услуга дорогая. Если же ходовая в порядке, нелишним будет произвести процедуру развал/схождение — это положительно влияет на управляемость и "жизнь" колес.