Лицензии с последствиями
Проблема цифрового телевидения никогда не считалась в Украине чем-*то важным и актуальным. Безусловно, все участники рынка были осведомлены, что через несколько лет наступит «прекрасное цифровое завтра», при котором число всеукраинских телеканалов будет увеличено до неприличных размеров, а зрители получат возможность смотреть свои любимые передачи в невиданном доселе качестве. Но пассивность, которую государство демонстрировало в этом секторе, создавала впечатление, что эта цифровая затея станет в один ряд с другими известными темами для абстрактных разговоров, такими как вступ*ление Украины в ЕС, НАТО или присоединение к Шенгенскому договору.
Тем не менее с конца 2010 года ситуация с цифровым ТВ стала быстро меняться. В 2011 год Украина вступила с официально назначенным провайдером будущей телевизионной цифровой сети — компанией, чье влияние на телерынок ближайшего будущего можно сравнить с влиянием «Укрзалізниці» на рынок железнодорожных перевозок.
Цифровой переход
Хотим мы того или нет, но проблема цифрового телевидения рано или поздно коснется большинства отечественных телезрителей, которые принимают телесигнал с помощью обычной бытовой антенны. Ведь 16 июня 2006 года в Женеве 104 государства подписали региональное соглашение о переходе всего регио*на на цифровое вещание (соглашение «Женева*2006»). Согласно этому документу, 17 июня 2015 года заканчивается переходный период, по истечении которого участники «Женева*2006» (включая Украину и всех наших соседей) прекращают использовать аналоговые телевизионные частоты, а вещание может осуществляться только на цифровых.
Для обычного телезрителя это означает, что начиная с 2015 го*да для приема привычного телесигнала ему уже будет недостаточно обычной антенны: нужно будет или поменять старый телевизор на новый (со встроенным цифровым тюнером нужного стандарта), или приобрести специальный декодер, позволяющий старому телевизору принимать телесигналы цифрового формата. Тот факт, что сроки перехода определены не украинским парламентом, а практически всем мировым сообществом, сводит на нет возможность изменить эту дату.
Таинственный хозяин цифры
С самого начала развитие цифрового телевещания в Украине осуществлялось по остаточному принципу: принимались какие*то решения, утверждались программы, обсуждались пути, — словом, все не выходило за пределы ни к чему не обязывающих разговоров между слабо заинтересованными лицами.
Все изменилось в конце 2010 г., когда у этого процесса появился некий «мотор» и события стали развиваться с нехарактерной для нашей страны скоростью. В конце октября Национальный совет по вопросам телерадиовещания отменил все свои решения, принятые относительно цифрового вещания в течение последних трех лет, а через несколько дней объявил конкурс на определение провайдера всей цифровой сети Украины. Конкурс несколько странный. Участие в нем приняли только две компании, участие одной из них имело чисто техническую роль (она была не допущена к конкурсу, так как не подала все необходимые документы, а представители этой компании даже не явились на заседание Нацсовета, на котором решалась судьба их заявки).
Победителем конкурса стала неизвестная фирма — ООО «Зеонбуд», с учредителями в офшорах, не имеющая в своем арсенале ни одного успешного проекта в этой сфере, реальный ее собственник до сих пор не известен.
После этого началось самое интересное — конкурс телеканалов на получение возможности вещать в цифровом формате.
Сомнительный конкурс
Несмотря на то, что по закону функционирующему телеканалу не нужно получать лицензию на вещание в цифровом формате (достаточно просто внести изменения в действующую лицензию), Нацсовет решил это правило обойти. Согласно принятому им решению телеканал может не участвовать в конкурсе в случае, если он свою действующую сеть отдал под развитие цифрового вещания. Это означает, что до начала полноценного функционирования системы цифрового вещания телеканал не будет иметь возможности вещать на своих эфирных частотах, а на такое, понятное дело, никто не пойдет.
Потому когда 15 апреля Нацсовет объявлял конкурс на цифровые лицензии, уже было понятно, что желающих в нем поучаствовать будет предостаточно. Однако при внимательном изучении решений Нацсовета о проведении конкурса, а также остальных документов, имеющих к нему отношение, можно увидеть ряд серьезных угроз для всех телеканалов, которые в итоге получат свои цифровые лицензии.
Так, своими решениями от 15 апреля этого года Нацсовет объявил конкурс на получение лицензий на свободных каналах вещания в стандарте DVB*T2. Вместе с тем, объявляя конкурс на получение лицензий на вещание в указанном стандарте DVB*T2, Нацсовет не учел, что осуществление вещания в этом стандарте в Украине запрещено. Объявленный Нацсоветом конкурс прямо противоречит как правительственному Плану использования радиочастотного ресурса, так и официальному Плану развития национального телерадиоинформационного пространства. Оба эти документа предусматривают цифровое вещание исключительно в стандарте DVB*T, и оба не допускают вещание в стандарте DVB*T2, лицензии на который и предлагает Нацсовет. То есть даже получение телекомпанией цифровой лицензии в указанном выше конкурсе не гарантирует ей возможности реального вещания. Более того, несоответствие решений Нацсовета о проведении конкурса требованиям законодательства о радиочастотах в дальнейшем может стать основанием для отмены всего конкурса и, как следствие, отмены лицензий. Этот нюанс может стать и своеобразной уздечкой для любого телеканала: незаконно полученные лицензии могут быть отобраны государством в любой момент.
Опыт прошлого года с каналами «TBi» и «5 канал» красочно продемонстрировал, что отобрать лицензию у телеканала особой проблемы не составляет. Для этого достаточно просто сослаться на незаконность действий самого государства при проведении лицензионного конкурса — в таком случае все негативные последствия суды возлагают на плечи не самого государства (как нарушителя), а телеканала.
Следующий нюанс связан с лицензиями самого «Зеонбуда». Согласно законодательству, для того, чтобы стать провайдером многоканальной (в нашем случае — цифровой) телесети, одной лицензии Нацсовета недостаточно. Нужно иметь также отдельную лицензию оператора многоканальной сети, которая выдается Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС) и без которой Нацсовет не вправе назначать кого бы то ни было провайдером.
Перечень всех лицензий, которые выдавала НКРС, размещен на ее официальном сайте. Однако попытки найти в этом перечне компанию «Зеонбуд» успехом не увенчались. Потому с большой долей вероятности можно предположить, что «Зеонбуд» не получал лицензии в НКРС. Если такой лицензии действительно нет, то вся его деятельность в этой сфере является незаконной. С другой же стороны, Национальный совет, объявляя конкурс на получение лицензий для вещания в сети «Зеонбуда», фактически предлагает всем вещателям пользоваться незаконными услугами частной компании. Сможет ли это в дальнейшем стать основанием для отмены конкурса судом? Пока говорить об этом рано — суды часто демонстрируют неожиданные примеры применения законодательства. С другой стороны, нельзя исключить, что государство начнет выборочно бороться с теми или иными телеканалами, лишая их лицензии только из*за того, что оно само в свое время поступило не по закону. Сможет ли сравнительно небольшой телеканал отстоять свою независимость в борьбе с государством? К сожалению, положительный ответ на этот вопрос дать непросто.