Интервью председателя НКРСИ
Петр Яцук-председатель Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации
Какова Ваша позиция по поводу законопроекта, который обязывает мобильных операторов отключать "серые" телефоны?
Мы поддерживаем данную инициативу. Более того, по просьбе народных депутатов Юрия Мороко (фракция Партии регионов) и Виталия Коржа (фракция "БЮТ-Батькивщина") мы предоставляли предложения, как правильно сделать, чтобы максимально лояльно отнестись к потребителям и не повлиять на тех пользователей, которые уже имеют такие телефоны.
Согласно законопроекту, все телефоны, ввезенные после 1 марта 2012 года и IMEI-коды которых не внесены в базу, будут отключаться. Это не будет распространяться на мобильные телефоны, ввезенные раньше. Таким образом, телефоны, которые были ввезены нелегально, не будут обслуживаться в сети.
Также данный законопроект предусматривает функционирование "черного списка" украденных телефонов. Каждый пользователь может позвонить и внести в данный список IMEI-код украденного у него телефона, и он будет заблокирован, а МВД сможет отследить, где на данный момент этот аппарат находится.
Кроме того, ранее Кабинет Министров поручил НКРСИ разработать систему маркировки устройств, что позволит ликвидировать незаконный ввоз и продажу мобильных телефонов. По IMEI-кодам незаконно ввезенные телефоны можно будет отключить, а по маркировке – проследить, откуда и каким образом телефон попал в Украину, кто посредник, через какую таможню он прошел и где, на каком этапе был продан. Предложенная система будет отслеживать все эти моменты.
Получило ли Министерство обороны деньги на 3G?
Мы надеялись, что деньги будут. Тогда бы мы за восемь месяцев с момента первого финансирования провели конверсию, к концу второго полугодия получили бы освобожденный диапазон и выдали лицензии.
К сожалению, на данный момент бюджетных денег у Минобороны на конверсию нет, и это является большой проблемой, решить которую можно, только привлекая деньги операторов. Но по законодательству это невозможно. Возникает противоречие: средств в госбюджете нет, операторы готовы финансировать, но Министерство обороны воспользоваться этими деньгами на данный момент не может. Это противоречие пока юридически мы решить не смогли, но совместно с Минобороны будем его решать.
Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос о переносимости номеров
Украинский государственный центр радиочастот совместно с Украинским научно-исследовательским институтом связи разрабатывают технические условия порядка администрирования переносимости номеров, и в феврале данный документ будет предоставлен в Администрацию связи. Как только в Администрации связи его примут и направят нам, мы вернемся к рассмотрению вопроса переносимости номеров. Правила уже подготовлены, но в зависимости от разработанных технических условий они будут утверждены или откорректированы.
Были ли внесены изменения в закон "О телекоммуникациях", в котором предусматривается включение услуги доступа в Интернет в перечень общедоступных (универсальных) телекоммуникационных услуг?
На сегодняшний день рассматривается создание Фонда общедоступных услуг, одной из задач которого будет обеспечение возможности доступа в Интернет социально незащищенным слоям населения. Он поддержан участниками рынка. В данном контексте идет обсуждение вопроса, какую минимальную скорость сделать общедоступной. Пока мы намерены установить ее на уровне 2 Мбит/с.
Как Вы можете прокомментировать ситуацию с инициативой введения минимальной гарантированной скорости доступа в Интернет?
Мы почти год работали над новыми Правилами предоставления и получения телекоммуникационных услуг. Продолжается внесение последних правок в этот документ, и через одну-две недели он будет внесен в Кабинет Министров на утверждение. Согласно законопроекту, у потребителя будет право выбирать уровни показателей качества, по которым он хочет получать соответствующую услугу. Это касается и скорости доступа в Интернет: абонент сам будет заказывать желаемую скорость. Но мы на регуляторном уровне должны утвердить, что, принимая, например, минимальную скорость 2 Мбит/с, все, что предоставляется ниже этой скорости, является некачественной услугой.
Как идут дела по разработке законопроекта о разграничении ответственности АМКУ и НКРСИ?
Антимонопольный комитет считает, что отрасль связи уже достаточно либерализирована и не требует влияния с его стороны. Сначала мы с этой позицией не соглашались, потому что отвечать перед операторами самостоятельно всегда сложнее, чем совместно, но после переговоров с Антимонопольным комитетом мы все-таки утвердили данное предложение. Думаем, что Кабинет Министров примет законопроект и отправит его на рассмотрение в Верховную Раду.
Что комиссия намерена принимать относительно регулирования доступа к кабельной канализации?
Сейчас мы работаем над порядком доступа к телефонной канализации. Следующим шагом в этом направлении будет документ о тарифах за пользование телефонной канализацией. Эти документы будут идти в пакете. Они уже обсуждаются с участием представителями рынка довольно долго, и в ближайшее время мы будем их принимать и регистрировать в Министерстве юстиции.
Будут ли пересматриваться тарифы на телекоммуникационные и почтовые услуги?
В 2012 году мы планируем еще раз рассмотреть и, возможно, откорректировать тарифы на общедоступные телекоммуникационные и универсальные почтовые услуги. Соответствующие изменения мы планируем сделать по результатам работы за первое полугодие.
Расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности НКРСИ в 2011 году
В 2011 году НКРСИ подготовила семь важнейших регуляторных актов, оказывающих влияние на весь рынок телекоммуникационных услуг. Они уже зарегистрированы Министерством юстиции. Одним из них стало решение комиссии о ставках интерконнекта (расчетные таксы за услуги пропуска трафика к сетям операторов с существенным рыночным преимуществом), согласно которому с 1 января приняты симметричные ставки на уровне 36 коп./минута. Это позволит операторам уменьшить проблемы при заключении договорных отношений при взаимоподключении сетей.
Какие планы у НКРСИ в 2012 году?
Наши основные планы на 2012 год – продолжение разработки регуляторных актов. Мы уже подготовили два законопроекта - один из них (законопроект об ответственности субъектов рынка за нарушения в сфере телекоммуникаций) 18 января уже рассматривался в Кабинете Министров. Второй законопроект - о регламентировании номерного ресурса, который конкретизирует права и обязанности НКРСИ по выдаче и аннулированию разрешений на номерной ресурс.
Также сейчас продолжается работа над законопроектом об анализе рынков телекоммуникаций, который определяет полномочия комиссии при определении и анализе рынков.
Ожидается ли рост объема рынка телекоммуникаций в 2012 году?
По имеющимся у нас отчетным данным, рынок за 2011 вырос на 6%. В 2012 году рост может составить 10% и увеличится в основном за счет развития сферы информатизации. И мы будем стимулировать это развитие, что значительно увеличит объем рынка.
В ближайшем будущем мы можем прийти к тому, что голосовой трафик на сетях, который раньше приносил основную прибыль, будет составлять 10-20% от всего объема, а львиная доля доходов будет создаваться за счет передачи мультимедийных данных. Поэтому за счет именно этих услуг мы рассчитываем увеличение доходности всей отрасли.
Полагаю, что бум введение новых инфокоммуникационных услуг ожидается только в следующем году, а 2012 год будет подготовительным для введения новых сервисов. Их будет возможно внедрить, только когда широкополосный доступ в Интернет будет обеспечен как на фиксированной, так и на мобильной сетях связи.
Автор: Инна Охотникова
http://ukranews.com/ru/interview/2012/01/23/406