Господа эксперты, похоже ли это на правду?
(с)Основатель сайта Wikileaks Джулиан Ассанж сообщил о том, что 80% российского трафика перехватывается Шведской службой радиоэлектронной разведки и продаётся Агентству национальной безопасности США. Один из сотрудников спецслужб России комментирует Телекомблогу, что речь здесь может идти как о данных, кто, когда и на какие сайты заходил, так и о перехвате собственно контента - то есть о содержании писем и сообщений российских пользователей, если они передавались по незащищенным каналам.
Одно предложение из интервью британскому журналу New Internationalist, иллюстрирующее масштабы слежки государства за личностью, стало поводом для беспокойства граждан и политиков в России и Швеции. Журналисты сразу вспомнили недавние сообщения о том, что WikiLeaks планирует кампанию с целью «очернить» Швецию.
В тексте интервью после этого сенсационного заявления следует другой пример: о перехвате всего потока разговоров по сотовым телефонам между Англией и Ирландией в период обострения проблем с Ирландской республиканской армией. Ассанж в беседе с британским журналистом говорит о том, что эта практика широко применяема, различными государственными спецслужбами в разных странах. Если раньше перед государством стояла задача выбора за кем следить, то теперь следят за всеми. Компании по всему миру продают оборудование для государственных спецслужб на $ 10 млн. в год, чтобы те постоянно записывали каждый телефонный звонок, каждое письмо электронной почты и SMS, исходящие за пределы страны и входящие в неё.
«Вы перехватываете всё, и вы постоянно записываете всё, а затем, если когда-нибудь в будущем вы станете заинтересованы в ком-то, у вас будет весь архив всех его сообщений, и вы будете знать, кто эти люди и кто их друзья. Вам даже не нужно разведчиков, чтобы сделать это - есть алгоритмы, которые раскрывают веером всю сеть взаимосвязей людей», - говорит Джулиан Ассанж.
При этом он считает, что обычные люди мало что могут сделать, чтобы защитить себя от всеобъемлющего наблюдения в настоящее время. «Мы вынули ядро нашей личной жизни и положили его в интернет – это наше онлайн-общение друг с другом, наши письма друг другу, профили Facebook – мы дергаем за ниточки сети дружбы, семьи, бизнеса, и делаем все, чтобы информация была перехвачена теми, кто имеет контроль над одной из этих корпораций или пограничными пунктами, через которые проходит коммуникативный трафик», - говорится в интервью.
Wikileaks, по мнению его опального основателя, является частью сообщества, которое пытается защитить людей и небольшие группы от государственного надзора – не только США, но и многих других стран. Ассанж рассказывает, что его сайт осуществлял свою деятельность в рамках принципа социальной и юридической ответственности, раскрывая только ту информацию, которая необходима общественности и при этом не может причинить ущерба правосудию или деятельности правоохранительных органов.
Джулиан Ассанж ответил на вопрос британского издания: «Что вы чувствовали, когда объектом обсуждения в СМИ стали вы лично, а не Wikileaks?». Он признался, что ситуация эта весьма необычна. Но так сложилось, что для спасения сайта нужен был козёл отпущения и им стал он – Джулиан Ассанж. Благо, что его статус позволял принять удар на себя, в отличие от других людей, благодаря которым существует сайт. При этом в целях безопасности самого ресурса информация о его организаторах и работниках охранялась. Но деятельность Wikileaks связана с контактами, разумеется, были люди, которые знали о том, какую роль Ассанж играл в этом предприятии.
По тону интервью понятно, что становиться добровольно «мальчиком для битья» Ассанж не собирался: «Мои друзья, к сожалению, сделали мне одолжение, которое я бы не хотел делать для них. Я предпочёл бы, чтобы они сказали: «Я не знаю, кто основатель».
Австралиец Джулиан Ассанж сегодня находится под домашним арестом в Британии, он не знает, экстрадируют ли его в Швецию, чтобы предать после этого американскому правосудию, где ему инкриминируют шпионаж.
Анастасия Пяри, специально для Telecomblog