За мобильную связь украинцы будут платить на европейский манер - интервью
Тарас Пархоменко, директор по маркетингу "Киевстар" о переходе на пакетные тарифы, мультисиммерах и будущем интернета в Украине
Этот скандал начал разгораться еще в начале весны, когда мобильные операторы поочередно стали повышать тарифы на свои услуги. Назойливые разговоры о росте стоимости звонков, текстовых сообщений, MMS напугали пользователей, раззадорили аналитиков и контролирующие органы. Даже премьер Николай Азаров пообещал дать поручение Антимонопольному комитету (АМКУ) проверить рост тарифов на связь среди украинских мобильных операторов. За возмущенными возгласами и почти что паникой никто особо не слышал объяснения самих «виновников», которые доказывали, что происходящее лишь следствие перехода к более прогрессивной системе тарификации.
"То, что мы сейчас делаем – внедряем новую тарифную модель, переходим от платы за каждую отдельную единицу (минуту, смс, мегабайт ) на плату за целый набор - пакет услуг", - объяснил директор по маркетингу компании "Киевстар" Тарас Пархоменко. Он рассказал "Сегодня" о новых подходах к тарификации, о том, как на тарифы повлиял интернет и о появлении новой категории пользователей.
Тарас Пархоменко: Что такое тарифный план? Это набор из цен на разные услуги.. Изначально - с конца 90-х и до 2006 года - стоимость их определялась по принципу – плати за единицу. То есть нужно было платить за каждую отдельную минуту при разговоре, за мегабайт при использовании интернета и так далее. Это было достаточно удобно операторам, пока их бизнес рос за счет увеличения количества абонентов. А пользователь еще не имел большого опыта и был крайне ограничен технологически простыми моделями телефонов и технологией в сети оператора. Люди использовали пока самые базовые услуги мобильного голоса и смс, говорили мало и осторожно, в свою очередь четко знали, что если они сейчас сделают "дополнительное движение" - у них увеличиться счет.
Однако сейчас, когда абоненты уже "вошли во вкус" использования мобильной связи, стали говорить много, а телефоны стали походить больше на компьютеры, а не на "звонящую трубку", плата за единицу стала неудобной. Когда человек много звонит, разговаривает не коротко, а спокойно, долго, пользуется интернетом, Skype, Facebook, навигацией, отправляет MMS и т.д., ему становиться сложно высчитывать сколько он может потратить и дорого ли платить за каждый отдельый мегабайт, минуту, сообщение.
Пакет контролировать гораздо проще ведь в него изначально заложен определенный набор услуг за понятную, прозрачную цену. Это все равно, что с покупок на рынке или в небольших магазинчиках переключиться на супермаркет. На базаре ты приобретаешь товары поштучно. А в супермаркете люди приходят на кассу с корзинкой, полной разных продуктов. И семья уже ориентируется на счет за эту корзинку – сколько ей будет стоить еженедельная закупка необходимого набора продуктов.
Собственно, "мобильный" пакет предполагает фиксированную плату (несколько гривен в день, неделю или в месяц) за которую пользователь получает определенный набор услуг. Сумма в 2-3 гривны в день не утяжелит карман, а поможет неплохо сэкономить, дав возможность получить гораздо больший объем услуг. Однако не стоит обольщаться, что пакетная тарификация вводится исключительно только во благо пользователей. Она, прежде всего, выгодна самим операторам. Во-первых, им становится намного удобнее планировать собственные доходы и издержки, говорит Пархоменко. Во-вторых, это способ заработать, ведь рынок уже насыщен и набирать новых пользователей становится все тяжелее.
ТП: Поэтому единственная возможность для роста – предлагать клиентам как можно больше по объему и ассортименту услуг и получать, соответственно, за это немного больше денег. Возьмем для примера, интернет-сервис. Когда человек получил возможность пользоваться своим телефоном, как модемом, для интернет-серфинга, он получил новую услугу, более значимые объемы и, соответственно, должен был бы получить больший счет. Так и получилось, но пропорциональность новой услуги и ее объема к счету невелика.
Собственно, переход на пакетную тарификацию был, скорее, шагом необходимым. Ведь доля интернета в объеме потребления услуг абонентами и доходах операторов в ближайшем будущем будет неустанно расти, уверен Пархоменко. Это вовсе не значит, что обычные звонки станут менее популярны. В Украине на голосовой сервис по-прежнему приходится около 85% услуг мобильных операторов. И эта цифра еще некоторое время будет расти, уверяет он.
ИНФОГРАФИКА: Сеть для покупок
ТП: Сейчас все больше людей переходят на пакеты, в которых можно много говорить. Но чем дальше, тем большая роль будет отведена сети. Скажем, все популярнее становится видеоконтент, а он по мегабайтам «весит» достаточно много. Сейчас у нас пока нет интернета третьего поколения – государство шестой год не выдает операторам лицензии , поэтому видеоконтент не так популярен, ведь он требует высоких скоростей. Но это вопрос ближайшего будущего. Скажем, у западных операторов,да даже в той же России, у которых есть сети и четвертого поколения – доходы от предоставления услуг доступа к сети составляют около 40 процентов.
Такое упрощение доступа в интернет, возможное официальное появление третьего и даже четвертого поколения связи в Украине, а также развитие технологий спровоцирует появление совершенно нового "вида" пользователей, которых Пархоменко окрестил «мультисиммерами». Уже сейчас количество сим-карт к числу пользователей составляет 120%. Многие украинцы покупают себе несколько "симок" и подключаются к разным операторам, пытаясь пользоваться наиболее выгодным тарифным планом в сетях разных операторов.
ТП: Со временем, количество людей с несколькими сим-картами будет расти по другой причине - за счет покупки нескольких "гаджетов" с разными функциями – планшетов, смартфонов с разными экранам, телевизоров, оснащенных сим-слотом, и т.д. Потому сейчас мы думаем о перспективе единого пакета для нескольких сим-карт. То есть глава семейства сможет прийти и попросить один пакет, например, на десять сим-карт. На каждую по отдельности он сможет выбрать определенное количество трафика, разговорных минут или SMS.
Собственно, в таком подходе ничего удивительного нет. Европейские гиганты вроде Orange, Deutsche Telecom, T Mobile, Vodafone уже вовсю предлагают своим клиентам подобные пакеты. Правда и стоимость их разительно отличается от предложений отечественных операторов. Европакеты тянут как минимум на несколько десятков, а иногда и сотен евро или фунтов.
ТП: Действительно, в Украине самая низкая доходность от одного абонента, при этом по количеству «голосовых» минут на человека мы на втором месте. Я считаю, что это самое ценное достижение – мы смогли дать людям один из самых больших объемов услуг в мире, с высоким качеством и за низкую цену.
ИНФОГРАФИКА: За сколько говорят украинцы
Повысить объем потребления, а значит и доходность поможет опять же интернет. По словам Пархоменко, доход компании от предоставления доступа к сети за год вырастает в два раза.
ТП: Потребность в интернете у нас высокая, вопрос в том насколько высок спрос. Ведь отличие спроса от потребности в том, что последний определяется возможностью человека заплатить за потребность. Это Мы верим, что в Украине интернет нужен всем, но здесь мы будем покупокразвиваться настолько, насколько высоким будет спрос.
http://maanimo.com/news/events/71990-chto-proishodit-s-mobilnoy-svyazyu-v-ukraine