В связи с переходом на пакетные тарифы "Киевстар" продолжает терять доходы. В отчете компании по итогам девяти месяцев года сообщается о снижении ключевых показателей и оттоке абонентов. Отраслевые аналитики констатируют, что "Киевстар" пострадал и от усиления конкуренции между операторами, и ожидают восстановления основных показателей компании только в следующем году.
У компании "Киевстар" в III квартале ухудшились практически все показатели. Средний месячный доход с одного абонента (ARPU) упал на 2%, до 42,3 грн, сообщил вчера в отчетности акционер оператора — компания VimpelСom. Впервые за несколько лет "Киевстар" уступил по этому показателю первое место своему конкуренту — "МТС-Украина", чей ARPU вырос на 3,25%, до 43,77 грн. МТС обошел "Киевстар" и по операционной рентабельности — его OIBDA margin составила 53,1% против 51,2% EBITDA margin у "Киевстара". Выручка "Киевстара" выросла на 4%, до 3,6 млрд грн, тогда как темпы роста конкурентов были выше: 6,6% у МТС (до 2,66 млрд грн) и 6,8% у "Астелита" (887 млн грн).
"Киевстар" не впервые ухудшает финансовые и операционные показатели деятельности. Ее ARPU падает три квартала подряд, а EBITDA — уже год. В последнее месяцы в компании объясняют ухудшение результатов сменой маркетинговой политики. Весной "Киевстар" начал масштабный переход на пакетную схему предоставления услуг с включенным в абонплату трафиком, что привело к оттоку абонентов и обвинениям со стороны Антимонопольного комитета в завышении тарифов. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, рыночная доля оператора по числу абонентов за январь-сентябрь сократилась с 46,2% по 44,8%.
Конкуренты "Киевстара" — МТС и "Астелит" — вывели основные пакетные предложения еще в 2009-2010 году. Впрочем, тогда переход абонентов на новые тарифы не сопровождался снижением ARPU, напоминает заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский. "Ухудшение этого показателя у "Киевстара" может свидетельствовать о том, что компания воспринимается абонентами как оператор второй SIM-карты",— отмечает эксперт.
Положение "Киевстара" ухудшает и усилившаяся конкуренция между операторами, полагает аналитик AC&M-Consulting Антон Погребинский. Возросшие затраты на привлечение новых абонентов в отчете VimpelСom называются одной из основных причин снижения EBITDA. "Конкуренция на рынке мобильной связи сместилась на региональный уровень, где рыночные позиции игроков отличаются от общенациональных,— утверждает господин Вышлинский.— "Киевстар" долгое время не выводил на рынок региональных предложений, но теперь вынужден это делать". Так, в начале сентября в Полтавской, Луганской, Донецкой, Херсонской областях и в Крыму, где услугами компании пользуются меньше 20% всех абонентов, "Киевстар" ввел тарифный план без ежедневной абонплаты и с более значительным объемом предоплаченных услуг, чем в других регионах.
До конца года "Киевстар" вряд ли сможет остановить падение основных показателей, считают аналитики. "IV квартал, как правило, не самый благоприятный для операторов, и я бы не ждал заметного улучшения",— прогнозирует Антон Погребинский из AC&M-Consulting. Впрочем, в "Киевстаре" считают, что негативная тенденция, обусловленная сменой маркетинговой стратегии, замедляется. "Темпы снижения основных показателей уже ниже, чем предыдущем квартале",— говорит директор по маркетингу компании Тарас Пархоменко. По данным "Киевстара", в июле-сентябре тарифами с пакетной моделью пользовалось 16,5 млн абонентов или 71% от всех абонентов предоплаченной связи. "Рост показателей потребления основных услуг — голосовой телефонии, мобильного интернета — говорит о том, что ARPU оператора будет расти",— утверждает господин Вышлинский. По мнению экспертов, компания сможет восстановить позиции в следующем году.
http://www.kommersant.ua/doc-rss/2067083