Игорь Литовченко: «Больше всего проблем нам доставляет государство»
Президент компании «Киевстар» рассказал Forbes о технологическом застое в отрасли связи, собственном бизнесе и тех, кто помог ему написать первый роман
Игорь Литовченко возглавляет «Киевстар» с момента основания компании в 1997 году. За это время из стартапа она превратилась в крупнейшего игрока украинского рынка связи. В рейтинге Forbes 200 крупнейших компаний Украины по результатам 2011 года «Киевстар» занял 11-е место по выручке и пятое – по чистой прибыли.
В конце минувшего года к 15-летию «Киевстара» он написал первый украинский бизнес-роман «Зажигая звезду», в котором рассказал историю становления компании. С Forbes Литовченко поделился тем, что не вошло в книгу, и признался, почему больше не хочет использовать связи во власти в борьбе с конкурентами.
– В своей книге вы пишете, что решение о выходе из состава акционеров «Киевстара» принималось вами, Юрием Тумановым и Александром Ярославским под угрозой передела бизнеса после «оранжевой революции». Вы опасались, что компанию у вас отнимут?
– Я точно не боялся. Но у нас была договоренность, что если большинство акционеров решит продавать акции, то меньшинство с ним согласится. Хотя, по моему мнению, мы это сделали зря.
– Сколько заработали на продаже доли в «Киевстаре» лично вы?
– Недавно Александр Ярославский рассказывал Forbes, что заработал на продаже акций «Киевстар» порядка $60 млн. Не хочу называть точные цифры, но мой пакет был несколько меньше, чем у Ярославского.
– Как вы распорядились этими средствами?
- Деньги должны работать, это закон бизнеса. Я вложил их в собственные проекты, не связанные с «Киевстаром». Эти бизнесы развиваются, причем не только в Украине. Один из проектов – девелоперский. Мы купили землю в центре Киева, напротив Республиканского стадиона. Сделали проект, собираемся строить большой бизнес-центр с гостиницей – ITT Plaza. В этом проекте у меня 50%. Земля куплена, проект утвержден, начали рыть котлован.
– Какими еще компаниями вы владеете?
– Это бизнесы в Швейцарии – в финансовой сфере и IT.
Период застоя
– В своей книге вы пишете, что топ-менеджеру приходится балансировать между четырьмя разными векторами – правительством, сотрудниками, акционерами и клиентами. С кем из них вам приходилось сложнее всего раньше и с кем – сейчас?
– Однозначно больше всего проблем нам доставляет государство в лице регуляторных органов. Это было для нас главной проблемой раньше и остается таковой сейчас.
– Чем регуляторы сейчас мешают «Киевстару»?
– Сегодня Украина предоставляет услуги мобильной связи каменного века – с точки зрения сравнения со всем миром. У нас до сих пор нет ни третьего, ни, тем более, четвертого поколения связи, которое уже внедряют в развитых европейских странах. Нам рассказывают, что для внедрения этих технологий нужно договориться с Министерством обороны и провести конверсию частот в диапазоне 2,6 ГГц. За освобождение этих частот с операторов требуют деньги. Последняя озвученная сумма – 860 млн грн.
Но на сегодняшний день нам не нужно Министерство обороны с их частотами! У каждого оператора есть свои частоты в диапазоне 900 и 1800 МГц. Нам нужно одно единственное постановление Кабинета министров. Одна формальная бумажка, в которой будет сказано, что частоты 900 МГц и 1800 МГц могут быть использованы под любую технологию. Точка. На утро следующего дня мы начнем завозить оборудование и внедрять в Украине технологии нового поколения.
– То есть, в телеком-отрасли застой?
– Верно. У всех операторов давно есть технология EDGE. Из нее выжимают все, что можно. Это как ограничение автомобиля по скорости – сколько на педаль газа не дави, быстрее она ехать не будет. Без третьего и четвертого поколения вариантов нет. Да, мы ищем разные возможности, развиваем проект фиксированного интернета по технологии FTTB. Интересное и перспективное направление. Но это не тот прорыв, который может принести третье и четвертое поколение связи.
– Каковы ваши планы по дальнейшему развитию домашнего интернета?
– Для нас этот бизнес не требует очень больших инвестиций, так как мы работаем только в городских районах с плотной застройкой. Сейчас модно строить многоэтажки по кругу – вот такие дворы мы и подключаем. Выбираем ближайшую к этим домам базовую станцию, прокладываем оптоволокно и устанавливаем в каждом подъезде оборудование.
Но будущее все равно за small-screen-internet. На ближайшем совете директоров будем думать, как развивать FTTB-бизнес дальше, потому что не во всех странах он дает положительный эффект. К тому же есть регуляторные риски, связанные с этим бизнесом. И конкурентная среда, где интернет сегодня продают за копейки. На ненасыщенном рынке эта услуга не может стоить так дешево. Провайдеры обваливают рынок непонятно зачем. Для меня это загадка.
Конкурентные преимущества
– В прошлом году Антимонопольный комитет требовал от «Киевстара» снижения тарифов. Чем закончилась эта история?
– АМКУ говорит, что повышать тарифы нельзя. Мы, в свою очередь, постоянно инвестируем в расширение сети и не имеем возможности компенсировать эти расходы. Их можно компенсировать либо за счет новой технологии, которой пока нет, либо за счет увеличения стоимости. Потому ищем с регулятором взаимопонимание.
Важно, что по ряду направлений у нас тарифы ниже, чем у конкурентов. Никто почему-то не берется просчитать себестоимость предоставления услуг у life («Астелит». – Forbes). На насыщенном рынке маржинальность бизнеса у них растет от месяца к месяцу и от квартала к кварталу. Услуг они предоставляют ровно столько же, потребление точно такое же, а маржинальность бизнеса растет. Как это возможно? Только за счет увеличения стоимости минуты разговора. Вот кто повышает цены сегодня, так это life.
– Но к ним претензий у Антимонопольного комитета нет?
– Вот именно. Но я не хочу развивать эту тему. Каждый использует те механизмы влияния и лоббирования, которые у него есть. Мы стараемся, чтобы работать на рынке было интересно всем. Нельзя переводить стрелки на другого, используя свои связи во власти. Когда-то мы и сами так делали, и сейчас хорошо понимаем, что от этого не выиграет никто. Лучше создать нормальные условия для всех участников рынка, и тогда все они от этого выиграют. Выигрыш кого-то одного будет им на руку лишь в очень краткосрочной перспективе. Не будем забывать, что «Астелит» не платит налогов с прибыли. А «Киевстар» заплатил 1,1% всех налоговых поступлений государства в 2012 году. Мы заплатили больше налогов за историю компании, чем инвестировали в нее. Инвестиции составили 27 млрд грн, а налогов мы заплатили 30 млрд грн.
– «Киевстар» хочет стать первым в Украине провайдером, который предоставит все телеком-услуги из одних рук. Мобильную связь и домашний интернет вы уже предоставляете. Какие планы по поводу телевидения?
– Есть шансы, что у нас эта услуга в 2013 году появится. Причем эти шансы связаны не только с выдачей лицензии на IPTV, которую нам тоже очень долго не выдают. Но есть, например, Viasat, который потенциально готов использовать «Киевстар» в качестве трубы для передачи их сигнала в наши дома. Нам в этом случае не нужна собственная лицензия. Viasat – это международная компания, которая работает во многих странах. Сейчас мы ведем с ними переговоры. Думаю, в 2013 году у абонентов «Киевстар» будет свое телевидение.
– Возвращаясь к вашей книге: публичные люди, как правило, перекладывают такую задачу на публицистов или своих помощников. Как писали вы?
– Идея создания книги витала еще накануне нашего десятилетия, которое мы отпраздновали в 2007 году. Но тогда мне казалось, что выводы делать рано – рынок только развивался. С приближением 15-летия отвертеться от настойчивых коллег и друзей было уже нереально – они заставили меня сесть за книгу.
Писать ее мне помогали редакторы агентства «Гайдай.Ком». На основе диктофонных записей наших разговоров и исторических данных они готовили для меня отдельные главы. Спасибо редакторам за терпение – я очень требователен, и первые версии почти полностью уходили в корзину. Мне хотелось, чтобы в книге все было изложено так, как видел и представлял себе я, а не кто-то другой. Поэтому отказались от идеи снимать фильм – он исказил бы картину.
http://forbes.ua/business/1345489-igor-litovchenko-bolshe-vsego-problem-nam-dostavlyaet-gosudarstvo
Президент компании «Киевстар» рассказал Forbes о технологическом застое в отрасли связи, собственном бизнесе и тех, кто помог ему написать первый роман
Игорь Литовченко возглавляет «Киевстар» с момента основания компании в 1997 году. За это время из стартапа она превратилась в крупнейшего игрока украинского рынка связи. В рейтинге Forbes 200 крупнейших компаний Украины по результатам 2011 года «Киевстар» занял 11-е место по выручке и пятое – по чистой прибыли.
В конце минувшего года к 15-летию «Киевстара» он написал первый украинский бизнес-роман «Зажигая звезду», в котором рассказал историю становления компании. С Forbes Литовченко поделился тем, что не вошло в книгу, и признался, почему больше не хочет использовать связи во власти в борьбе с конкурентами.
– В своей книге вы пишете, что решение о выходе из состава акционеров «Киевстара» принималось вами, Юрием Тумановым и Александром Ярославским под угрозой передела бизнеса после «оранжевой революции». Вы опасались, что компанию у вас отнимут?
– Я точно не боялся. Но у нас была договоренность, что если большинство акционеров решит продавать акции, то меньшинство с ним согласится. Хотя, по моему мнению, мы это сделали зря.
– Сколько заработали на продаже доли в «Киевстаре» лично вы?
– Недавно Александр Ярославский рассказывал Forbes, что заработал на продаже акций «Киевстар» порядка $60 млн. Не хочу называть точные цифры, но мой пакет был несколько меньше, чем у Ярославского.
– Как вы распорядились этими средствами?
- Деньги должны работать, это закон бизнеса. Я вложил их в собственные проекты, не связанные с «Киевстаром». Эти бизнесы развиваются, причем не только в Украине. Один из проектов – девелоперский. Мы купили землю в центре Киева, напротив Республиканского стадиона. Сделали проект, собираемся строить большой бизнес-центр с гостиницей – ITT Plaza. В этом проекте у меня 50%. Земля куплена, проект утвержден, начали рыть котлован.
– Какими еще компаниями вы владеете?
– Это бизнесы в Швейцарии – в финансовой сфере и IT.
Период застоя
– В своей книге вы пишете, что топ-менеджеру приходится балансировать между четырьмя разными векторами – правительством, сотрудниками, акционерами и клиентами. С кем из них вам приходилось сложнее всего раньше и с кем – сейчас?
– Однозначно больше всего проблем нам доставляет государство в лице регуляторных органов. Это было для нас главной проблемой раньше и остается таковой сейчас.
– Чем регуляторы сейчас мешают «Киевстару»?
– Сегодня Украина предоставляет услуги мобильной связи каменного века – с точки зрения сравнения со всем миром. У нас до сих пор нет ни третьего, ни, тем более, четвертого поколения связи, которое уже внедряют в развитых европейских странах. Нам рассказывают, что для внедрения этих технологий нужно договориться с Министерством обороны и провести конверсию частот в диапазоне 2,6 ГГц. За освобождение этих частот с операторов требуют деньги. Последняя озвученная сумма – 860 млн грн.
Но на сегодняшний день нам не нужно Министерство обороны с их частотами! У каждого оператора есть свои частоты в диапазоне 900 и 1800 МГц. Нам нужно одно единственное постановление Кабинета министров. Одна формальная бумажка, в которой будет сказано, что частоты 900 МГц и 1800 МГц могут быть использованы под любую технологию. Точка. На утро следующего дня мы начнем завозить оборудование и внедрять в Украине технологии нового поколения.
– То есть, в телеком-отрасли застой?
– Верно. У всех операторов давно есть технология EDGE. Из нее выжимают все, что можно. Это как ограничение автомобиля по скорости – сколько на педаль газа не дави, быстрее она ехать не будет. Без третьего и четвертого поколения вариантов нет. Да, мы ищем разные возможности, развиваем проект фиксированного интернета по технологии FTTB. Интересное и перспективное направление. Но это не тот прорыв, который может принести третье и четвертое поколение связи.
– Каковы ваши планы по дальнейшему развитию домашнего интернета?
– Для нас этот бизнес не требует очень больших инвестиций, так как мы работаем только в городских районах с плотной застройкой. Сейчас модно строить многоэтажки по кругу – вот такие дворы мы и подключаем. Выбираем ближайшую к этим домам базовую станцию, прокладываем оптоволокно и устанавливаем в каждом подъезде оборудование.
Но будущее все равно за small-screen-internet. На ближайшем совете директоров будем думать, как развивать FTTB-бизнес дальше, потому что не во всех странах он дает положительный эффект. К тому же есть регуляторные риски, связанные с этим бизнесом. И конкурентная среда, где интернет сегодня продают за копейки. На ненасыщенном рынке эта услуга не может стоить так дешево. Провайдеры обваливают рынок непонятно зачем. Для меня это загадка.
Конкурентные преимущества
– В прошлом году Антимонопольный комитет требовал от «Киевстара» снижения тарифов. Чем закончилась эта история?
– АМКУ говорит, что повышать тарифы нельзя. Мы, в свою очередь, постоянно инвестируем в расширение сети и не имеем возможности компенсировать эти расходы. Их можно компенсировать либо за счет новой технологии, которой пока нет, либо за счет увеличения стоимости. Потому ищем с регулятором взаимопонимание.
Важно, что по ряду направлений у нас тарифы ниже, чем у конкурентов. Никто почему-то не берется просчитать себестоимость предоставления услуг у life («Астелит». – Forbes). На насыщенном рынке маржинальность бизнеса у них растет от месяца к месяцу и от квартала к кварталу. Услуг они предоставляют ровно столько же, потребление точно такое же, а маржинальность бизнеса растет. Как это возможно? Только за счет увеличения стоимости минуты разговора. Вот кто повышает цены сегодня, так это life.
– Но к ним претензий у Антимонопольного комитета нет?
– Вот именно. Но я не хочу развивать эту тему. Каждый использует те механизмы влияния и лоббирования, которые у него есть. Мы стараемся, чтобы работать на рынке было интересно всем. Нельзя переводить стрелки на другого, используя свои связи во власти. Когда-то мы и сами так делали, и сейчас хорошо понимаем, что от этого не выиграет никто. Лучше создать нормальные условия для всех участников рынка, и тогда все они от этого выиграют. Выигрыш кого-то одного будет им на руку лишь в очень краткосрочной перспективе. Не будем забывать, что «Астелит» не платит налогов с прибыли. А «Киевстар» заплатил 1,1% всех налоговых поступлений государства в 2012 году. Мы заплатили больше налогов за историю компании, чем инвестировали в нее. Инвестиции составили 27 млрд грн, а налогов мы заплатили 30 млрд грн.
– «Киевстар» хочет стать первым в Украине провайдером, который предоставит все телеком-услуги из одних рук. Мобильную связь и домашний интернет вы уже предоставляете. Какие планы по поводу телевидения?
– Есть шансы, что у нас эта услуга в 2013 году появится. Причем эти шансы связаны не только с выдачей лицензии на IPTV, которую нам тоже очень долго не выдают. Но есть, например, Viasat, который потенциально готов использовать «Киевстар» в качестве трубы для передачи их сигнала в наши дома. Нам в этом случае не нужна собственная лицензия. Viasat – это международная компания, которая работает во многих странах. Сейчас мы ведем с ними переговоры. Думаю, в 2013 году у абонентов «Киевстар» будет свое телевидение.
– Возвращаясь к вашей книге: публичные люди, как правило, перекладывают такую задачу на публицистов или своих помощников. Как писали вы?
– Идея создания книги витала еще накануне нашего десятилетия, которое мы отпраздновали в 2007 году. Но тогда мне казалось, что выводы делать рано – рынок только развивался. С приближением 15-летия отвертеться от настойчивых коллег и друзей было уже нереально – они заставили меня сесть за книгу.
Писать ее мне помогали редакторы агентства «Гайдай.Ком». На основе диктофонных записей наших разговоров и исторических данных они готовили для меня отдельные главы. Спасибо редакторам за терпение – я очень требователен, и первые версии почти полностью уходили в корзину. Мне хотелось, чтобы в книге все было изложено так, как видел и представлял себе я, а не кто-то другой. Поэтому отказались от идеи снимать фильм – он исказил бы картину.
http://forbes.ua/business/1345489-igor-litovchenko-bolshe-vsego-problem-nam-dostavlyaet-gosudarstvo