Пытаясь оптимизировать свои расходы в условиях кризиса, компании и госорганы начинают урезать траты на мобильную связь. Насколько готовы экономить на связи рядовые потребители?
Нам урезали лимиты на разговоры по мобильному в два раза и за их превышение теперь будем платить сами», - жалуется сотрудник одной из киевских компаний. Сокращение расходов, в том числе на мобильную связь, удобно оправдывать финансовым кризисом, и многие структуры сейчас начинают пересматривать пакеты услуг связи, предоставляемые сотрудникам.
Согласно последнему исследованию аудиторской компании Ernst & Young, 67% опрошенных компаний планируют сократить пакеты бесплатной для сотрудников мобильной связи, а заодно урезать количество командировок, сократить число тренингов и корпоративных вечеринок.
«Компании часто тратят средства без счета, а сейчас все бросились оптимизировать», - говорит аналитик компании Netton Роман Химич. Даже государственные органы начинают экономить на разговорах. В частности снизить расходы на мобильную связь на треть решило Министерство финансов Украины. Кроме того, решено на 20% сократить число мобильных телефонов для чиновников. Помимо мобильной связи, Минфин отказывается от части автомобилей и сотрудников, а также урезает премии и представительские расходы. Заняться экономией казенных денег в ближайшее время должны Налоговая, Главное контрольно-ревизионное управление, Фонд государственного имущества, Госказначейство, Таможня и местные финансовые органы, сказано в опубликованном в начале ноября указе Минфина.
Удержать клиента
Операторы мобильной связи признают, что экономия бизнес-абонентов на связи не осталась незамеченной - в последнее время объемы потребления услуг, особенно в малом и среднем бизнесе, начали снижаться.
Чтобы предотвратить отток корпоративных абонентов, в начале ноября «Киевстар» ввел новые тарифы для малого и среднего бизнеса с более низкой, чем раньше, абонентской платой. Теперь это 10, 50 и 100 грн в месяц (раньше было 15,75 и 125). Кроме того, введены новые тарифы без абонплаты. В компании подсчитали, что такие цены позволят клиентам экономить 25-30% средств, расходуемых на связь. «Именно эта категория абонентов наиболее чувствительна к нынешним экономическим проблемам», - объясняет менеджер по связям с общественностью оператора Сергей Товстенко-Забелин.
МТС пока тарифы не меняет, но отпускать клиентов также не собирается. «Мы будем бороться со снижением потребления. Будем готовы даже идти на удешевление звонков», - говорит директор по маркетингу оператора Василий Лацанич. Впрочем, компания планировала это еще до кризиса, добавляет он.
Крупнейшие операторы заявляют, что ради сохранения доходов не будут идти на такие меры, как перевод тарифов в доллары (или какие-то плавающие единицы измерения) либо ввод платы за традиционно бесплатные услуги, например, уведомление о доставке сообщений. Хотя подобный способ получить дополнительные доходы уже рассматривают российские операторы.
Остается еще одна возможность получать больше от абонентов - ввести поминутную тарификацию вместо посекундной, как это уже сделали в некоторых тарифных планах операторы «Билайн» и life. Но крупнейшие операторы уверяют, что не планируют следовать примеру своих коллег по рынку.
Много говорят о кризисе
Реакция на финансовые сложности частных пользователей мобильной связи - а это более 90% абонентов - пока не настолько серьезна, как в бизнес-сегменте, уверяют операторы. «Поскольку мобильная связь стала широко используемой услугой, мы не видим значительных изменений в поведении пользователей», -говорит начальник отдела внешних коммуникаций оператора life Надежда Лубнина.
Более того, компания даже зафиксировала рост расходов на связь со стороны частных абонентов. В частности, согласно квартальному отчету оператора, его средний доход от одного абонента вырос более чем на 20% по сравнению с прошлым годом - до $ 7 в месяц. Ранее средний доход от абонента у компании стабильно держался на уровне $ 4-5.
Сколько с начала кризиса наговорили абоненты других операторов, пока неизвестно: их квартальные отчеты еще не опубликованы. Но согласно последним официальным данным «Киевстара», во втором квартале абоненты экономить еще не собирались: их средние ежемесячные расходы на связь выросли с $ 6,5 до $ 7,2. Похожие показатели и у МТС.
Абоненты слишком привыкли к мобильной связи и доля расходов на нее не настолько значительна, чтобы экономить, считают операторы. «Поэтому логично, что экономия отдельного абонента на своем мобильном общении не может быть существенной», - говорит Сергей Товстенко-Забелин.
С его мнением соглашается и Василий Лацанич из МТС. «Я не думаю, что кто-то пойдет и отключит домашний телефон, потому что наступил кризис. Точно так же я не думаю, что кто-то будет отказываться от оплаты 25 грн в месяц за мобильный», утверждает он.
«Сейчас, наверное, какой-то удар на себя примет развлекательная отрасль, может быть рестораны, но мобильная связь -это скорее уже предмет первой необходимости, поэтому на ней не экономят», - добавляет директор по маркетингу оператора «Билайн» Антон Володькин.
Но аналитики предполагают, что сейчас оптимизацией своих расходов могут заняться не те абоненты, тратящие $ 7-8 в месяц, а наиболее доходные для операторов клиенты, которые много говорят по телефону.
Выручки станет меньше
В то же время операторам мобильной связи от кризиса не укрыться, считают аналитики.
«Для экономики рынка мобильной связи характерна чрезвычайно высокая доля внешних заимствований в валюте. Он очень чувствителен к валютным колебаниям. Оборудование все приобретается за рубежом, инвестиции привязаны к валютным расходам. Для рынка характерна достаточно высокая доля зарплаты в структуре операционных расходов. Поэтому кризис их не минет,
» Непринципиально
Украинцы пока не стали экономить на мобильной связи
потери будут», - уверен Роман Химич из Netton. Например, сейчас у оператора «Киевстар» есть заем в размере $ 0,5 млрд. Правда, акционер оператора, норвежская компания Telenor, заявил, что для «Киевстара» это не проблема.
Но в том, что курсовые колебаний и шаткость национальной валюты все же повлияют на результаты работы, признаются и сами операторы. В частности уже в ближайших финансовых отчетах стоит ожидать снижения выручки в долларовом эквиваленте, как утверждают в компании МТС. «Кроме того, оплату с абонентов мы берем в гривнах, а оборудование закупаем в долларах», - говорит генеральный директор МТС Андрей Дубовсков. Но тут же спешит добавить, что повышения цен для абонентов не будет, как и перехода на тарификацию в долларах.
«Ситуация неоднозначная: нельзя сказать, что вот курс вырос и никогда не упадет. Неизвестно, что завтра будет. Может, через месяц мы пересчитаем выручку в долларах и она опять станет на место», - добавляет Антон Володькин из «Билайна».
Меньше инвестиций и рекламы
Будутли сами операторы, подобно их клиентам, сокращать свои издержки? В октябре технический директор компании МТС Джеф Хоули сообщил прессе, что компания может пересмотреть свои инвестиции в новые технологии. «Вполне естественно, что при планировании своей инвестиционной деятельности на ближайшие годы мы не можем не учитывать возможные последствия кризиса, в частности какие-либо изменения объемов потребления услуг. Поэтому все новые технологические направления будем очень тщательно анализировать с учетом прогнозов возможного спроса и изменения темпов его роста», - сказал он. В то же время это не коснется основной сети мобильной связи, емкость которой нужно увеличивать в связи с большим ростом объемов трафика. По словам генерального директора компании Андрея Дубовскова, в следующем году уже не будеттаких объемов вложений, как в 2007-2008 годах, когда в сети было инвестировано более $ 0,5 млрд. «Но речь все равно будет идти о сотнях миллионов долларов», - подчеркивает он. Кроме того, оператор не отказывается от строительства сети мобильной связи третьего поколения. «Кризис не повлияет. Если будетлицензия - построим, запустим, привлечем абонентов», - добавляет г-н Дубовсков. Вместе с тем выдача лицензий на услуги связи третьего поколения задерживается: операторы ждут проведения конкурса уже третий год. В связи с тем о пересмотре своих вложений сообщил и оператор life, заявив, что запланированные на внедрение новой технологии инвестиции откладываются.
Компания «Киевстар» о пересмотре вложени й пока не сообщает.
Согласно данным, объявленным Украинской ассоциацией издателей периодической прессы, за девять месяцев этого года операторы связи сократили свои рекламные бюджеты почти на четверть. «По категориям рекламодателей наибольшее падение отмечено у операторов связи, ресторанов», говорит руководитель группы экспертов ассоциации Сергей Чернявский. О сокращении имиджевой рекламы со стороны операторов говорят и в редакциях крупнейших украинских СМИ. Сами же операторы пока не сообщают цифры своих вложений в рекламу на следующий год, ограничиваясь расплывчатыми комментариями. «В 2009 году мы ожидаем определенную медиа-дефляцию как следствие экономического кризиса и сокращения рекламного присутствия компаний других секторов», заявил начальник департамента маркетинговых коммуникаций компании «Киевстар» Антон Щербина.
Крупнейшие операторы заявляют, что ради сохранения доходов не будут идти на такие меры, как перевод тарифов в доллары либо ввод платы за традиционно бесплатные услуги, например, уведомление о доставке сообщений
Издание: Профиль
Авторы:
Плешивцева Татьяна
Нам урезали лимиты на разговоры по мобильному в два раза и за их превышение теперь будем платить сами», - жалуется сотрудник одной из киевских компаний. Сокращение расходов, в том числе на мобильную связь, удобно оправдывать финансовым кризисом, и многие структуры сейчас начинают пересматривать пакеты услуг связи, предоставляемые сотрудникам.
Согласно последнему исследованию аудиторской компании Ernst & Young, 67% опрошенных компаний планируют сократить пакеты бесплатной для сотрудников мобильной связи, а заодно урезать количество командировок, сократить число тренингов и корпоративных вечеринок.
«Компании часто тратят средства без счета, а сейчас все бросились оптимизировать», - говорит аналитик компании Netton Роман Химич. Даже государственные органы начинают экономить на разговорах. В частности снизить расходы на мобильную связь на треть решило Министерство финансов Украины. Кроме того, решено на 20% сократить число мобильных телефонов для чиновников. Помимо мобильной связи, Минфин отказывается от части автомобилей и сотрудников, а также урезает премии и представительские расходы. Заняться экономией казенных денег в ближайшее время должны Налоговая, Главное контрольно-ревизионное управление, Фонд государственного имущества, Госказначейство, Таможня и местные финансовые органы, сказано в опубликованном в начале ноября указе Минфина.
Удержать клиента
Операторы мобильной связи признают, что экономия бизнес-абонентов на связи не осталась незамеченной - в последнее время объемы потребления услуг, особенно в малом и среднем бизнесе, начали снижаться.
Чтобы предотвратить отток корпоративных абонентов, в начале ноября «Киевстар» ввел новые тарифы для малого и среднего бизнеса с более низкой, чем раньше, абонентской платой. Теперь это 10, 50 и 100 грн в месяц (раньше было 15,75 и 125). Кроме того, введены новые тарифы без абонплаты. В компании подсчитали, что такие цены позволят клиентам экономить 25-30% средств, расходуемых на связь. «Именно эта категория абонентов наиболее чувствительна к нынешним экономическим проблемам», - объясняет менеджер по связям с общественностью оператора Сергей Товстенко-Забелин.
МТС пока тарифы не меняет, но отпускать клиентов также не собирается. «Мы будем бороться со снижением потребления. Будем готовы даже идти на удешевление звонков», - говорит директор по маркетингу оператора Василий Лацанич. Впрочем, компания планировала это еще до кризиса, добавляет он.
Крупнейшие операторы заявляют, что ради сохранения доходов не будут идти на такие меры, как перевод тарифов в доллары (или какие-то плавающие единицы измерения) либо ввод платы за традиционно бесплатные услуги, например, уведомление о доставке сообщений. Хотя подобный способ получить дополнительные доходы уже рассматривают российские операторы.
Остается еще одна возможность получать больше от абонентов - ввести поминутную тарификацию вместо посекундной, как это уже сделали в некоторых тарифных планах операторы «Билайн» и life. Но крупнейшие операторы уверяют, что не планируют следовать примеру своих коллег по рынку.
Много говорят о кризисе
Реакция на финансовые сложности частных пользователей мобильной связи - а это более 90% абонентов - пока не настолько серьезна, как в бизнес-сегменте, уверяют операторы. «Поскольку мобильная связь стала широко используемой услугой, мы не видим значительных изменений в поведении пользователей», -говорит начальник отдела внешних коммуникаций оператора life Надежда Лубнина.
Более того, компания даже зафиксировала рост расходов на связь со стороны частных абонентов. В частности, согласно квартальному отчету оператора, его средний доход от одного абонента вырос более чем на 20% по сравнению с прошлым годом - до $ 7 в месяц. Ранее средний доход от абонента у компании стабильно держался на уровне $ 4-5.
Сколько с начала кризиса наговорили абоненты других операторов, пока неизвестно: их квартальные отчеты еще не опубликованы. Но согласно последним официальным данным «Киевстара», во втором квартале абоненты экономить еще не собирались: их средние ежемесячные расходы на связь выросли с $ 6,5 до $ 7,2. Похожие показатели и у МТС.
Абоненты слишком привыкли к мобильной связи и доля расходов на нее не настолько значительна, чтобы экономить, считают операторы. «Поэтому логично, что экономия отдельного абонента на своем мобильном общении не может быть существенной», - говорит Сергей Товстенко-Забелин.
С его мнением соглашается и Василий Лацанич из МТС. «Я не думаю, что кто-то пойдет и отключит домашний телефон, потому что наступил кризис. Точно так же я не думаю, что кто-то будет отказываться от оплаты 25 грн в месяц за мобильный», утверждает он.
«Сейчас, наверное, какой-то удар на себя примет развлекательная отрасль, может быть рестораны, но мобильная связь -это скорее уже предмет первой необходимости, поэтому на ней не экономят», - добавляет директор по маркетингу оператора «Билайн» Антон Володькин.
Но аналитики предполагают, что сейчас оптимизацией своих расходов могут заняться не те абоненты, тратящие $ 7-8 в месяц, а наиболее доходные для операторов клиенты, которые много говорят по телефону.
Выручки станет меньше
В то же время операторам мобильной связи от кризиса не укрыться, считают аналитики.
«Для экономики рынка мобильной связи характерна чрезвычайно высокая доля внешних заимствований в валюте. Он очень чувствителен к валютным колебаниям. Оборудование все приобретается за рубежом, инвестиции привязаны к валютным расходам. Для рынка характерна достаточно высокая доля зарплаты в структуре операционных расходов. Поэтому кризис их не минет,
» Непринципиально
Украинцы пока не стали экономить на мобильной связи
потери будут», - уверен Роман Химич из Netton. Например, сейчас у оператора «Киевстар» есть заем в размере $ 0,5 млрд. Правда, акционер оператора, норвежская компания Telenor, заявил, что для «Киевстара» это не проблема.
Но в том, что курсовые колебаний и шаткость национальной валюты все же повлияют на результаты работы, признаются и сами операторы. В частности уже в ближайших финансовых отчетах стоит ожидать снижения выручки в долларовом эквиваленте, как утверждают в компании МТС. «Кроме того, оплату с абонентов мы берем в гривнах, а оборудование закупаем в долларах», - говорит генеральный директор МТС Андрей Дубовсков. Но тут же спешит добавить, что повышения цен для абонентов не будет, как и перехода на тарификацию в долларах.
«Ситуация неоднозначная: нельзя сказать, что вот курс вырос и никогда не упадет. Неизвестно, что завтра будет. Может, через месяц мы пересчитаем выручку в долларах и она опять станет на место», - добавляет Антон Володькин из «Билайна».
Меньше инвестиций и рекламы
Будутли сами операторы, подобно их клиентам, сокращать свои издержки? В октябре технический директор компании МТС Джеф Хоули сообщил прессе, что компания может пересмотреть свои инвестиции в новые технологии. «Вполне естественно, что при планировании своей инвестиционной деятельности на ближайшие годы мы не можем не учитывать возможные последствия кризиса, в частности какие-либо изменения объемов потребления услуг. Поэтому все новые технологические направления будем очень тщательно анализировать с учетом прогнозов возможного спроса и изменения темпов его роста», - сказал он. В то же время это не коснется основной сети мобильной связи, емкость которой нужно увеличивать в связи с большим ростом объемов трафика. По словам генерального директора компании Андрея Дубовскова, в следующем году уже не будеттаких объемов вложений, как в 2007-2008 годах, когда в сети было инвестировано более $ 0,5 млрд. «Но речь все равно будет идти о сотнях миллионов долларов», - подчеркивает он. Кроме того, оператор не отказывается от строительства сети мобильной связи третьего поколения. «Кризис не повлияет. Если будетлицензия - построим, запустим, привлечем абонентов», - добавляет г-н Дубовсков. Вместе с тем выдача лицензий на услуги связи третьего поколения задерживается: операторы ждут проведения конкурса уже третий год. В связи с тем о пересмотре своих вложений сообщил и оператор life, заявив, что запланированные на внедрение новой технологии инвестиции откладываются.
Компания «Киевстар» о пересмотре вложени й пока не сообщает.
Согласно данным, объявленным Украинской ассоциацией издателей периодической прессы, за девять месяцев этого года операторы связи сократили свои рекламные бюджеты почти на четверть. «По категориям рекламодателей наибольшее падение отмечено у операторов связи, ресторанов», говорит руководитель группы экспертов ассоциации Сергей Чернявский. О сокращении имиджевой рекламы со стороны операторов говорят и в редакциях крупнейших украинских СМИ. Сами же операторы пока не сообщают цифры своих вложений в рекламу на следующий год, ограничиваясь расплывчатыми комментариями. «В 2009 году мы ожидаем определенную медиа-дефляцию как следствие экономического кризиса и сокращения рекламного присутствия компаний других секторов», заявил начальник департамента маркетинговых коммуникаций компании «Киевстар» Антон Щербина.
Крупнейшие операторы заявляют, что ради сохранения доходов не будут идти на такие меры, как перевод тарифов в доллары либо ввод платы за традиционно бесплатные услуги, например, уведомление о доставке сообщений
Издание: Профиль
Авторы:
Плешивцева Татьяна