Уважаемый читатель! Вы выиграли приз от журнала МИР СВЯЗИ. Чтобы получить его, вам нужно отправить сообщение на номер 5170.
Верите? И не нужно! Сообщения такого рода приходили каждому на телефон, почту или профайл какого-либо социального интернет-сервиса. Они являются делом рук мошенников, желающих легких денег. Как бороться? Да никак — это как раз тот случай, когда полное бездействие ведет к наилучшему результату.
Классика мошенничества
Мобильное мошенничество ровесник сотовой связи. Помнятся случаи еще с начала 90-х. Телефоны тогда только появились и были сродни чуду, и никто толком не понимал, как это чудо работает. Услуга была дорогой — 3 грн/мин. плюс столько же за входящий звонок — сейчас кажутся кошмарным сном. Немудрено, что каждый пытался сэкономить. В то время первые 4 секунды были бесплатны и многие ограничивали свое общение этим временем. Даже учитывая плату за соединение, получалось дешевле. Но безобидные уловки обычных абонентов ничто по сравнению с ковартным обманом профессиональных мошенников.
Нечистые на руку дельцы уверяли, что им известен код, введя который можно говорить совершенно бесплатно. Код, дескать, разработан внутри компании для пользования сотрудниками. За передачу такой ценной информации нужно заплатить всего-ничего — $ 20-30. Сложно представить, но находились те, кто в это верил и отдавал свои кровно заработанные деньги случайным знакомым, желавшим оказать неоценимую услугу. Естественно, никаких кодов не существовало и в помине.
А вот еще вариант начала 2000-х. Аферисты работают возле метро, на остановках транспорта, на рынках или в других местах массового скопления людей. Вооружившись рекламными проспектами и какой-либо символикой одного из операторов, они выходили на дело. Незадачливым прохожим предлагалось положить на счет сто гривен, чтобы взамен якобы получить втрое больше. Типа, акция. Естественно, ничего подобного не происходило, и мошенники, собрав за день неплохую сумму денег, исчезали, чтобы появиться через неделю в другом месте. Способ настолько примитивен, что быстро изжил себя, но любители легкой наживы находят новые пути обмана легковерных пользователей.
Поздравляем — вы выиграли!
В последнее время активизировались фиктивные мобильные сервисы. Приходит SMS о том, что абонент выиграл приз или кому-то из друзей нужна помощь, или при пополнении счета баланс удваивается... Вариантов может быть множество. И никого не волнует, что ни в какой акции участие не принималось, что у друга, чьим именем назвался мошенник, совсем иной номер телефона, что бесплатный сыр только в мышеловке. Непреодолимая тяга к «шаре» помутняет здравый рассудок, и в ответ на такое сообщение высылаются коды пополнения счетов, пароли и другая ценная информация.
Услуга операторов по переводу средств также предоставила махинаторам поле для маневров. Сначала вам приходит сообщение, стилизованное под сервисное, о том, что на счет перечислена некая сумма денег. Как правило, она небольшая, чтобы быть уверенным, что она точно есть на счету жертвы. Через несколько минут звонит раздосадованный абонент и просить вернуть деньги, ведь перечислил он их по ошибке. Сумма возвращается назад, а точнее сказать, переходит к новому владельцу.
Более изысканный способ мошенничества — подключение абонента к определенной услуге без его ведома и согласия. Потенциальная жертва заходит на сайт стороннего контент-провайдера и подключается на определенную услугу. Для ее активации предлагается ввести код, который в последствии оказывается либо кодом перечисления средств, либо доступом к заграничному серверу. В последнем случае абоненту насчитывается международный трафик, а провайдер получает свои проценты с этого. В данной афере есть два подвоха: во-первых, исключительным правом подключать какие-либо сервисы обладает только ваш оператор и больше никто. Во-вторых, отправка любых кодов с непроверенных источников чревата неприятными последствиями.
В личной беседе представитель одного из отечественных мобильных операторов поделился своими мыслями. Он приписывает такие неправомерные действия заключенным. Сотовый для них — чуть ли не
единственное средство связи с внешним миром, а значит, и единственный способ заработать. Считается, что крупные мобильные аферы с оборотом в несколько десятков тысяч долларов — дело рук бандитов, содержащихся под стражей.
На службе силы зла
Новые технологии дают новые возможности не только пользователям, но и мошенникам. Сейчас вовсю распространяется по планете сервис NFC (Near Field Communication). Она дает возможность абонентам оплачивать мелкие услуги (например, проезд в транспорте или кофе в автомате) с помощью мобильного телефона. Первыми NFC начали пользоваться жители Японии и Гонконга. С 2008 года такой сервис доступен австрийцам, англичанам, французам и немцам.
Новинка, конечно, удобна и полезна, но не лишена недостатков. Одним из важнейших ее минусов является то, что мобильный счет становится еще более уязвимым. Ведь теперь получить доступ к нему можно так же, как и к банковскому счету, с той лишь разницей, что последний защищен на порядок лучше.
Другой способ мобильного мошенничества связан с распространением Bluetooth-протокола. По беспроводной связи можно не только забраться к вам в телефон и украсть оттуда все пароли, но и заразить аппарат вирусом, который сам перешлет деньги на заранее определенный счет. Этот вариант мы считаем наиболее опасным, ведь кража происходит без участия жертвы. И если в предыдущих случая чтобы защититься нужно иметь лишь голову на плечах, то тут одной головой не спасаешься. Во-первых, стоит всегда отключать Bluetooth-модуль, как только он перестает быть нужным, а во-вторых, мы бы не рекомендовали хранить конфиденциальную информацию (коды кредитных карт, пароли) в памяти телефона (подробнее см. hi-Tech МИР СВЯЗИ 9/2007, с. 27).
Буква закона
Самое обидное во всей этой истории то, что наказать новоявленных Остапов Бендеров практически невозможно. В большинстве случаев сам потерпевший не желает обращаться в правоохранительные органы. Оно и понятно: утерянной суммы не вернуть, а времени будет потрачено уйма.
Однако, в украинском законодательстве предусмотрено наказание за такое мошенничество. В случае если махинатор попался впервые, ему грозит штраф 850 грн. В последующем возможно заключение до двух лет. Кроме того, для возбуждения уголовного дела нужно иметь весомые на то основания. Сумма ущерба должна составлять не менее 600 грн. Если у вас украли 25-50 грн. (самая популярная сумма в мобильном мошенничестве), либо ищите братьев по несчастью, либо вообще забудьте об инциденте.
Дополнительную сложность создает процесс выявления нечистых на руку дельцов, а также составление доказательной базы. Само по себе сообщение служит лишь предпосылкой к началу расследования. Нужно собрать еще ряд свидетельств, а также иметь сведения о реальных денежных потоках, поступающих со счетов жертв мошенничества. Выявить злоумышленников еще сложнее. Определить местонахождение преступников можно лишь с точностью до нескольких сот метров. Хотя, как правило, это спальный район, где в идентифицированном радиусе находится не сколько высоток. Нарушитель может находиться в любой из этих квартир. Естественно, обыскивать такую площадь никто не будет, ведь цель не оправдывает средства.
Богатые тоже платят
Однако от мошенничества страдают не только абоненты, но и операторы. И если потери первых составляют пару-тройку гривен на человека, то вторые теряют миллиарды долларов. По данным CFCA (Communications Fraud Control Association), в 2007 году ущерб, нанесенный мошенниками мобильным провайдерам, составил $ 52 млрд. Это около 2-5 % от суммарного оборота отрасли.
Верите? И не нужно! Сообщения такого рода приходили каждому на телефон, почту или профайл какого-либо социального интернет-сервиса. Они являются делом рук мошенников, желающих легких денег. Как бороться? Да никак — это как раз тот случай, когда полное бездействие ведет к наилучшему результату.
Классика мошенничества
Мобильное мошенничество ровесник сотовой связи. Помнятся случаи еще с начала 90-х. Телефоны тогда только появились и были сродни чуду, и никто толком не понимал, как это чудо работает. Услуга была дорогой — 3 грн/мин. плюс столько же за входящий звонок — сейчас кажутся кошмарным сном. Немудрено, что каждый пытался сэкономить. В то время первые 4 секунды были бесплатны и многие ограничивали свое общение этим временем. Даже учитывая плату за соединение, получалось дешевле. Но безобидные уловки обычных абонентов ничто по сравнению с ковартным обманом профессиональных мошенников.
Нечистые на руку дельцы уверяли, что им известен код, введя который можно говорить совершенно бесплатно. Код, дескать, разработан внутри компании для пользования сотрудниками. За передачу такой ценной информации нужно заплатить всего-ничего — $ 20-30. Сложно представить, но находились те, кто в это верил и отдавал свои кровно заработанные деньги случайным знакомым, желавшим оказать неоценимую услугу. Естественно, никаких кодов не существовало и в помине.
А вот еще вариант начала 2000-х. Аферисты работают возле метро, на остановках транспорта, на рынках или в других местах массового скопления людей. Вооружившись рекламными проспектами и какой-либо символикой одного из операторов, они выходили на дело. Незадачливым прохожим предлагалось положить на счет сто гривен, чтобы взамен якобы получить втрое больше. Типа, акция. Естественно, ничего подобного не происходило, и мошенники, собрав за день неплохую сумму денег, исчезали, чтобы появиться через неделю в другом месте. Способ настолько примитивен, что быстро изжил себя, но любители легкой наживы находят новые пути обмана легковерных пользователей.
Поздравляем — вы выиграли!
В последнее время активизировались фиктивные мобильные сервисы. Приходит SMS о том, что абонент выиграл приз или кому-то из друзей нужна помощь, или при пополнении счета баланс удваивается... Вариантов может быть множество. И никого не волнует, что ни в какой акции участие не принималось, что у друга, чьим именем назвался мошенник, совсем иной номер телефона, что бесплатный сыр только в мышеловке. Непреодолимая тяга к «шаре» помутняет здравый рассудок, и в ответ на такое сообщение высылаются коды пополнения счетов, пароли и другая ценная информация.
Услуга операторов по переводу средств также предоставила махинаторам поле для маневров. Сначала вам приходит сообщение, стилизованное под сервисное, о том, что на счет перечислена некая сумма денег. Как правило, она небольшая, чтобы быть уверенным, что она точно есть на счету жертвы. Через несколько минут звонит раздосадованный абонент и просить вернуть деньги, ведь перечислил он их по ошибке. Сумма возвращается назад, а точнее сказать, переходит к новому владельцу.
Более изысканный способ мошенничества — подключение абонента к определенной услуге без его ведома и согласия. Потенциальная жертва заходит на сайт стороннего контент-провайдера и подключается на определенную услугу. Для ее активации предлагается ввести код, который в последствии оказывается либо кодом перечисления средств, либо доступом к заграничному серверу. В последнем случае абоненту насчитывается международный трафик, а провайдер получает свои проценты с этого. В данной афере есть два подвоха: во-первых, исключительным правом подключать какие-либо сервисы обладает только ваш оператор и больше никто. Во-вторых, отправка любых кодов с непроверенных источников чревата неприятными последствиями.
В личной беседе представитель одного из отечественных мобильных операторов поделился своими мыслями. Он приписывает такие неправомерные действия заключенным. Сотовый для них — чуть ли не
единственное средство связи с внешним миром, а значит, и единственный способ заработать. Считается, что крупные мобильные аферы с оборотом в несколько десятков тысяч долларов — дело рук бандитов, содержащихся под стражей.
На службе силы зла
Новые технологии дают новые возможности не только пользователям, но и мошенникам. Сейчас вовсю распространяется по планете сервис NFC (Near Field Communication). Она дает возможность абонентам оплачивать мелкие услуги (например, проезд в транспорте или кофе в автомате) с помощью мобильного телефона. Первыми NFC начали пользоваться жители Японии и Гонконга. С 2008 года такой сервис доступен австрийцам, англичанам, французам и немцам.
Новинка, конечно, удобна и полезна, но не лишена недостатков. Одним из важнейших ее минусов является то, что мобильный счет становится еще более уязвимым. Ведь теперь получить доступ к нему можно так же, как и к банковскому счету, с той лишь разницей, что последний защищен на порядок лучше.
Другой способ мобильного мошенничества связан с распространением Bluetooth-протокола. По беспроводной связи можно не только забраться к вам в телефон и украсть оттуда все пароли, но и заразить аппарат вирусом, который сам перешлет деньги на заранее определенный счет. Этот вариант мы считаем наиболее опасным, ведь кража происходит без участия жертвы. И если в предыдущих случая чтобы защититься нужно иметь лишь голову на плечах, то тут одной головой не спасаешься. Во-первых, стоит всегда отключать Bluetooth-модуль, как только он перестает быть нужным, а во-вторых, мы бы не рекомендовали хранить конфиденциальную информацию (коды кредитных карт, пароли) в памяти телефона (подробнее см. hi-Tech МИР СВЯЗИ 9/2007, с. 27).
Буква закона
Самое обидное во всей этой истории то, что наказать новоявленных Остапов Бендеров практически невозможно. В большинстве случаев сам потерпевший не желает обращаться в правоохранительные органы. Оно и понятно: утерянной суммы не вернуть, а времени будет потрачено уйма.
Однако, в украинском законодательстве предусмотрено наказание за такое мошенничество. В случае если махинатор попался впервые, ему грозит штраф 850 грн. В последующем возможно заключение до двух лет. Кроме того, для возбуждения уголовного дела нужно иметь весомые на то основания. Сумма ущерба должна составлять не менее 600 грн. Если у вас украли 25-50 грн. (самая популярная сумма в мобильном мошенничестве), либо ищите братьев по несчастью, либо вообще забудьте об инциденте.
Дополнительную сложность создает процесс выявления нечистых на руку дельцов, а также составление доказательной базы. Само по себе сообщение служит лишь предпосылкой к началу расследования. Нужно собрать еще ряд свидетельств, а также иметь сведения о реальных денежных потоках, поступающих со счетов жертв мошенничества. Выявить злоумышленников еще сложнее. Определить местонахождение преступников можно лишь с точностью до нескольких сот метров. Хотя, как правило, это спальный район, где в идентифицированном радиусе находится не сколько высоток. Нарушитель может находиться в любой из этих квартир. Естественно, обыскивать такую площадь никто не будет, ведь цель не оправдывает средства.
Богатые тоже платят
Однако от мошенничества страдают не только абоненты, но и операторы. И если потери первых составляют пару-тройку гривен на человека, то вторые теряют миллиарды долларов. По данным CFCA (Communications Fraud Control Association), в 2007 году ущерб, нанесенный мошенниками мобильным провайдерам, составил $ 52 млрд. Это около 2-5 % от суммарного оборота отрасли.