Фобия отключения
Примечательно, что эти изменения к законам инициировал еще Виктор Янукович в июне прошлого года. Тогда предполагали, что несмотря на то, что разрешения «Укрчастотнадзора» аннулируются, за этим государственным предприятием все равно остается функция ведения базы сетевых идентификаторов конечного оборудования — IMEI-кодов мобильных телефонов.
Однако перед голосованием депутат из фракции «Удар» Ярослав Гинка внес в законопроект поправки, согласно которым у «Укрчастотнадзора» больше не будет такой функции. «Это означает, что через шесть месяцев (когда изменения вступят в силу) снова откроется дорога для серого импорта», — заявляет начальник Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Павел Слободянюк.Гинка отчитался о своем нововведении на Facebook. Он считает, что ведение «черного списка телефонов» только усиливало бы полномочия НКРСИ. «Проще говоря, мобильные телефоны могут быть исключены из сети в любой «нужный» момент. Не такая ли база использовалась во время Революции для ведения тотального контроля над мобильными устройствами на Майдане?» — задает он риторический вопрос.
Недоработанная система
Система контроля серого импорта мобильных телефонов по IMEI начала функционировать в Украине в 2009 г. Новость о введении контроля заставила большинство поставщиков «отбелить» схемы поставок, и в 2009 г. в страну было официально ввезено более 4 млн мобильных телефонов, тогда как в 2008 г. — только 671 тыс.
в 20‑23 % от общего количества ввезенных устройств оценивается серый импорт устройств в 2013 г.
В 2013 г. процент серого импорта снова стал расти. Слободянюк оценивал его в 20‑23 % от общего количества ввезенных устройств. Система работала не в полную силу, так как мобильные операторы не хотели рассылать абонентам sms о том, что их устройство попало в серый список и может быть отключено. Для того чтобы компании смогли это делать, нужно было внести изменения в закон о том, что они имеют в таких случаях приостанавливать оказание услуг в одностороннем порядке. Но этого не произошло, все соответствующие инициативы застряли в парламенте. «Система полноценно заработала бы только в том случае, если бы на законодательном уровне были введены жесткие меры по отключению нелегальных устройств», — говорит начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.
Миллиард в бюджет или бесконтрольный рынок
Слободянюк говорит, что обратится к главе НКРСИ Петру Яцуку с тем, чтобы тот предложил ветировать принятые изменения. Яцук сообщил, что решение парламента сейчас в стадии анализа. «Мы видим, что оно было принято не совсем корректно. Система, которая приносила миллиарды в бюджет, должна жить и работать», — отмечает он. Слобдянюк оценивает потери для бюджета на уровне 1 млрд грн в год.
Заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский считает, что отключение системы не окажет негативного влияния на работу официальных импортеров. «Наоборот, такое регулирование было излишним и только усложняло процесс поставки товара», — говорит эксперт.
По его мнению, лучше всего было бы закрепить за системой только одну функцию — создание черного списка IMEI краденых телефонов, которые операторы обязаны будут блокировать. «Система делалась для того, чтобы увеличить поступления в бюджет. Но сейчас надо снять с рынка все оковы, так как он стремительно падает. Излишнее регулирования сейчас неуместно», — отмечает исполнительный директор Wireless Ukraine Олег Соболев. «Однако, с другой стороны, такое ослабление контроля за ввозом устройств несет в себе определенные риски (более низкое качество импорта, например)», — говорит начальник PR-департамента life
Оксана Рудюк.
c