Отмечая 25-летие катастрофы Чернобыля, мы отмечаем еще одну дату - 25-летие некомпетентности властей не только Советского Союза, но и всех тех не сумевших поставить "точки над i" в величайшей катастрофе современности.
Авария на ядерной станции в Японии лишь подхлестнула дискуссию о Чернобыльской аварии.
Расследования, которые провели российские СМИ накануне 25-летия трагедии, свидетельствуют о том, что общественность и России и Украины до сих пор не имеет точного ответа на вопрос - так что же это было на самом деле.
Доходит до смешного. Считается, что на ЧАЭС рвануло 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты ночи, когда дежурная смена проводила на четвертом реакторе, сданном в эксплуатацию всего за два года до этого, плановый эксперимент. Однако достоверно точное время аварии так никем и не установлено, об этом пишет "Новая газета".
Народу через газету "Правда" объявили: "Авария произошла из-за ряда допущенных работниками электростанции грубых нарушений правил эксплуатации реакторных установок". Вину за взорвавшийся реактор, гибель 30 человек, ущерб в 2 миллиарда рублей переложили исключительно на оперативный персонал и руководство станции, указывает газета "Московский комсомолец".
А вот как назначили виновных: Бывший директор ЧАЭС Виктор Брюханов, депутат, лауреат и орденоносец, был объявлен преступником, получил 10 лет лагерей. Вместе с ним были осуждены пятеро подчиненных - главный инженер Николай Фомин, его заместитель Анатолий Дятлов, начальник реакторного цеха Алексей Коваленко, начальник смены станции Борис Рогожкин и инспектор Госатомэнергонадзора Юрий Лаушкин. Фомина и Дятлова также приговорили к 10 годам, Рогожкину дали 5 лет лагерей, Коваленко - 3, Лаушкину - 2. Приговор обжалованию не подлежал. Материалы дела и сведения об аварии засекретили.
Потом практически всех выпустили, после отсидки половины срока. Но, понятно, жизнь этих несчастных уже была искалечена. И лишь теперь выясняется, что реактор был неправильно спроектирован, в чем признались научные руководители, которые его конструировали.
Но, главное, остается вопрос - так что же это был за взрыв.
И тут сенсационно звучат свидетельства "Новой газеты", которые она получила от исследователя аварии в Чернобыле Николая Чечерова, который 20 лет проработал непосредственно внутри реактора - с 1986 по 2005 год.
В интервью он рассказал, что ему и другим исследователям-энтузиастам удалось попасть практически во все помещения четвертого блока, в центральный зал, во все подреакторные помещения.
"Нам удалось обследовать все места скопления топливосодержащих расплавов, и стало ясно, что расплавы попали в бассейн-барботер (емкость, предназначенную для приема пара в случае проектной аварии), никакого парового взрыва, которого так опасалась правительственная комиссия, не произошло. В шахте реактора и в помещении под ним также никаких следов взрыва не обнаружили. Видимые разрушения, то есть те, которые мы своими глазами видели, говорят, что взрыв произошел прямо в центральном зале.
Взрыв был один, и он был ядерный", - говорит ученый. По его словам, шахта, когда они туда залезли, оказалась пуста. "Более того, в ней мы не обнаружили никаких следов горения, даже краска на металлоконструкциях была цела". Чечеров утверждает, что все сообщения в газетах о том, что графит в реакторе горел чуть не две недели, - абсолютные выдумки. "Это все от незнания того, что графит реактора РБМК не горит! Эта легенда была нужна, чтобы декларировать существование активной зоны в шахте", - сказал он. "Нам - человечеству в целом, конкретным странам и большей части людей, оказавшихся в зоне действия последствий ядерной аварии, - удалось пережить ядерную катастрофу. С трудностями, с потерями, с огромными моральными и психологическими издержками. Но все-таки пережить.
Тут ведь еще важно осознать, что это был один из крупнейших реакторов в мире, и, видимо, реакторной аварии, страшней чернобыльской, на планете в принципе быть не может", - считает Николай Чечеров.
Утверждая, что это был ядерный взрыв, Чичеров считает, что все последующие действия по ликвидации активной зоны в реакторе - полеты вертолетов, засыпка и все прочее - все это было бесполезно, ибо там, внутри, уже ничего не было - все вылетело при взрыве и рассеялось над Европой.
Отмечая 26 апреля скорбную дату - 25-летие катастрофы Чернобыля, мы отмечаем еще одну дату - 25-летие некомпетентности властей не только Советского Союза, но и всех тех, кто в последующие года так и не сумел поставить "точки над i" в величайшей кататстрофе современности. И хотя давно известно, что РБМК-1000 (реактор большой мощности канальный; такие до сих пор обеспечивают почти 50% атомной энергии в России, за рубежом их не используют) обладал рядом конструктивных недостатков, никто так и не знает, устранены ли эти недостатки.
Однако, кроме опасности от неправильно спроектированного реактора, Чернобыльская авария учит, что не менее опасно неправильно спроектированное советское общество.
Взрыв в реакторе был только один раз, но эхо от него было неоднократным.
Была неправильная конструкция реактора, но об этом не говорили.
Был взрыв, но его скрывали и выгоняли людей на демонстрацию.
Были виновники трагедии, но "сидеть" назначили совсем других.
Были "ликвидаторы", которые, возможно, ликвидировали то, чего не было.
Была и есть печальная судьба этих ликвидаторов, которые до сих пор пытаются получить от государства обещанное.
Вот почему 26 апреля Украина, Россия и Белоруссия вспоминают о взрыве, хотя взрыв, как и полагается взрыву радиоактивному, проявил несовершенство нашего общества. И хотя СССР давно ушел в прошлое, все проблемы остались.
Как и бывает при радиоактивном заражении.
Источник: vidgolos.com