На сегодня только один из трех реальных претендентов на покупку 3G лицензии заявил о намерении участвовать в конкурсе ― это «МТС Украина». «Киевстар» и «Астелит» все еще анализируют условия конкурса, сетуют на очень завышенную цену лицензии и отмечают сложившуюся в связи с этим низкую привлекательность запуска новой технологии для инвесторов. Между тем, эксперты считают, что утвержденные Кабмином условия конкурса призваны спровоцировать операторов на покупку единственного в стране 3G оператора «ТриМоб». Если это произойдет, одна из трех лицензий продана не будет, часть конверсии придется финансировать из бюджета и бюджет в итоге недосчитается более 3 млрд. грн.
Проигнорировав тяжелейший экономический кризис, в который погрузилась Украина, военные действия на востоке страны, многолетнюю глубокую стагнацию телекомрынка, Кабинет Министров выставил операторам фантастический счет за право тратить деньги на развитие связи третьего поколения, которую в странах Западной Европы еще несколько лет назад стали считать устаревшей.
При этом в формулу расчета цены лицензии Национальная комиссия регулирования связи и информатизации заложила стоимость 1 МГц 3G-частот на одного жителя по итогам продажи лицензии в таких странах, как Латвия, Турция, Словакия, Румыния, Чехия, где размер ARPU в 3-6 раз выше, чем в Украине. Более того, на этом основании НКРСИ решила привязать стоимость лицензии не только к курсу доллара, но и проиндексировать цену в связи с ростом инфляции с 2,623 млрд. до «ровной» цифры в 2,7 млрд. грн. Учитывая, что операторы работают на территории Украины, и получают доход в гривне, такой подход, мягко говоря, вызывает недоумение.
Еще одной «гирей» для операторов, купивших лицензию, станут обязательства по финансированию конверсии ― это более 0,53 млрд. грн., которые операторы будут выплачивать государству в течение почти 5 лет. Впрочем, учитывая привязку этой суммы к индексу инфляции и перспективы отечественной экономики, за 5 лет она вполне может перевалить за миллиард.
Операторы ожидаемо критически отзываются о внезапно возросших, и, без того немалых, финансовых аппетитах государства. Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар» говорит, что заинтересованность компании в развитии стандартов связи 3G и 4G остается в силе: «Мы анализируем условия конкурса, и то, как складывается «бизнес-кейс» 3G в Украине. В то же время, хотим подчеркнуть, что объявленная стоимость лицензии очень завышена. К сожалению, такая цена может отразиться на темпах строительства и развития сетей. Это ухудшает и без того слабый бизнес-кейс услуги. Кроме этого у нас остаются вопросы по порядку конверсии, и мы рассчитываем получить полную ясность до дня проведения конкурса». На прямой вопрос, будет ли компания участвовать в тендере, ответ так и не прозвучал.
В то же время, Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» хоть и говорит, что вопрос экономического обоснования стоит крайне остро и для этой и для ранее озвученной стоимости, не скрывает, что оператор намерен участвовать в тендере: «Мы намерены участвовать в конкурсе на 3G, потому что отдаем себе отчет в том, что дальнейшее развитие рынка телекоммуникаций возможно только при выходе на следующий технологический уровень». По его словам, сейчас в компании создана рабочая группа, которая и сделает финальное техническое и экономическое заключение.
Его коллега Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям мобильного life
, также недоволен ценой лицензии: «С нашей точки зрения, ее увеличение безосновательно, так как мобильные операторы получают свой доход в гривне и не привязывают тарифы к другим валютам. Таким образом, поднятие стоимости лицензии снижает общую привлекательность запуска технологии для инвесторов». Ответ на вопрос об участии в конкурсе Дмитрий Фурман прячет за туманной формулировкой: «Мы внимательно анализируем условия тендера и будем действовать в соответствии с бизнес-интересами компании и учитывая интересы абонентов».
По мнению телеком-экспертов, опрошенных proIT, непомерные финансовые аппетиты Кабмина создают весьма удачный момент для продажи единственного 3G оператора, а то и прямо содействуют Ринату Ахметову и его структурам в этом деле. «Если мы посчитаем, то у нас получается, что надо заплатить за лицензию 2,7 млрд. грн. и примерно 0,53 млрд. грн. за конверсию, - говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента, Concorde Capital. – То есть получается минимум 3,2 млрд. грн. без индексации, и плюс обязательства по построению сети. Поэтому я думаю, что как минимум 3,3 млрд грн. за «ТриМоб» многие будут готовы отдать. Сейчас очевидно действительно может быть удачный момент для продажи «ТриМоба».
Роман Химич объясняет внезапное повышение стоимости лицензии с 2,443 млрд. до 2,7 млрд. грн. желанием правительства вообще заблокировать тендер, либо максимально поднять цену для того, чтобы посодействовать Ринату Ахметову и его структурам в продаже «ТриМоба» и его лицензии.
«Поскольку есть эта цифра 2,7 млрд., теперь можно говорить, что это стартовая цена для Рината Ахметова, СКМ и прочих в их торге с потенциальными покупателями. Потому что для потенциального покупателя, в первую очередь, «Астелита» и его турецких акционеров, во вторую очередь, «МТС Украина», ну, может быть и «Киевстар» ― «ТриМоб» является весьма выгодным приобретением, ― объясняет Роман Химич. ― Почему?
Потому что, покупая «ТриМоб», они избавляются от необходимости участвовать в немалых расходах на конверсию, а это минимум 500 млн. грн., а фактически будет больше, потому что в постановлении Кабмина оговорена возможность индексации средств. Покупатель «ТриМоб» от этого избавляется. Покупатель «ТриМоб» не связан никакими требованиями, получает целиком рассчитанный спектр, у него нет обязательств по срокам развертывания сети, и вообще нет никаких обременений в этом плане. Наконец, можно договориться о более комфортных условиях платежа ― частями, в рассрочку и т.п. То есть, на мой взгляд, Яценюк продолжает играть на стороне Ахметова, всячески содействуя ему в продаже «ТриМоб».
Очевидно, если «ТриМоб» будет куплен кем-то из «большой тройки», более 3 млрд. грн. поступят не в бюджет, а владельцу единственного на сегодня 3G оператора. До развязки интриги осталось ждать не больше двух месяцев.
http://proit.com.ua/article/telecom/2014/12/05/114642.html