Вьетнамская компания хочет инвестировать $1 млрд в украинский телеком. Что может скрываться за такой щедростью?
Новость о планах компании Viettel, коммерческого проекта Минобороны Вьетнама, создать с нуля в нашей стране ни много ни мало еще одного оператора мобильной связи, сильно удивила.
Вроде как недавно премьер-министр обещал завести в Украину нормальных европейских операторов, чтобы разрушить монополию российского капитала. А тут далекий Вьетнам.
Бросалась в глаза неочевидность бизнес-идеи. Украина находится в состоянии необъявленной войны с одной из крупнейших военных держав. Значительная, до 15%, часть территории – в зоне военного конфликта. Часть территории уже не просто оккупирована – аннексирована. Когда и на каких условиях закончатся военные действия, предсказать невозможно.
Экономика страны пребывает в плачевном состоянии, финансовая система – в двух шагах от дефолта. Даже в лучшие годы телекоммуникационный рынок страны поражал иностранцев своими “ножницами”. С одной стороны – показатели дохода с одного абонента, едва ли не наименьшие во всей Европе и СНГ. С другой – близкие к максимальным показатели качества и объема услуг.
На этом пугающем фоне вьетнамцы декларируют свою готовность инвестировать целый миллиард долларов. И не просто инвестировать, а крайне нетривиальным образом.
Вдобавок к нескольким уже существующим общенациональным магистральным сетям передачи данных они собираются проложить ещё одну, аж на 60 000 км. Для создания полнофункциональной сети мобильной связи они просят всего то по 10 МГц для 3G (UMTS), 5 МГц для GSM-900 и 10 МГц для GSM-1800.
В обмен на столь скудные ресурсы обещают создать “и сеть электронной коммуникации между центральными и местными органами власти”, и “подключение безлимитного бесплатного интернета во всех средних школах Украины, в центральных и региональных органах исполнительной власти, а также для 700 000 наименее обеспеченных граждан (например, студентов)”. Также декларируется снижение финансовой нагрузки для населения при пользовании услугами мобильной связи и интернет-доступа. Это, напомню, на рынке с ARPU меньше 5 долларов для мобильной связи.
Взволнованный появлением столь выгодного клиента, я решил поинтересоваться у знакомых. Хорошо, что есть люди, много лет работающие именно в Юго-Восточной Азии и знакомые с фигурантами не понаслышке. Вот такая получилась картина.
В прошлом году завершился процесс очередной “смены вех” китайского руководства и всей Поднебесной. Условного Леонида Ильича в лице Ху Цзиньтао сменил Си Цзиньпин, своего рода Юрий Владимирович. Еще до завершения передачи власти партийным и хозяйственным кадрам, руководящим товарищам во всех возможных местах были посланы недвусмысленные сигналы.
Сводились они к тому, что на протяжении последних лет известные лозунги товарища Дэн Сяопина, такие как “Обогащайтесь!” и “Неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей” было принято трактовать слишком буквально, в связи с чем имеют место перегибы на местах и другие вызовы для нерушимого блока коммунистов и беспартийных.
В связи с перипетиями внутрипартийной жизни за последние годы из Китая за рубеж хлынули миллиарды долларов неясного происхождения. Сложилась и процветает индустрия по их “обелению” и “отмыву”.
В зависимости от обстоятельств ставка за легализацию колеблется от двадцати до тридцати процентов. Одним из популярных инструментов “отмыва” стали инвестиции в телеком-бизнес. Прокладка кабеля везде, где он уже проложен, строительство вышек с базовыми станциями, закупка оборудования, консультаций и профессиональных услуг – все это как будто создано самим Провидением, чтобы на один фактически потраченный доллар заявлять ещё несколько инвестированных умозрительно.По словам моих собеседников, в некоторых сегментах телеком-рынка стран ЮВА бОльшая часть проектов создана в рамках такого рода бизнес-моделей. Подобные компании отличаются незначительной маркетинговой активностью при солидных вложениях и наличии впечатляющей инфраструктуры.
В качестве примера была названа китайская Xinwei, которая потрясла телеком-общественность аналогичными планами. Вопрос о взаимосвязи вьетнамских военных и денег китайских коммунистов, по их словам, действительно непростой, но вполне решаемый. Во-первых, у вьетнамских военных есть свои собственные бизнес-интересы, предполагающие не вполне прозрачные инвестиции. Во-вторых, интересный бизнес – это хороший повод забыть исторические обиды.
Стоит признать, что из этой позиции все то, что первоначально производило впечатление несуразностей, становится логичным и вполне целесообразным. Вполне логично закопать в землю как можно больше ВОЛС, игнорируя существующий избыток канальной емкости. Причем если закапывать, то сразу много, на уровне крупнейших операторов.
Война? Прекрасно, прекрасно! Строим сто башен, десять взрываются, восстанавливаем их, потому взрываются три, но восстанавливаем всё равно десять. Или двадцать. Или сто. Война все спишет.
Можно порадоваться за отечественных “решателей вопросов” и “высоких профессионалов”. Двести-триста, да хотя бы и полсотни миллионов долларов – это более, чем хороший куш.