О причинах ухода директора собеседники “Ъ” в операторе не рассказывают. Господин Литовченко обещал провести кадровые перестановки в «Киевстаре» еще месяц назад. «Меня не устраивает то, как сейчас работает компания. Мы меняем нашу стратегию работы с абонентами. Одним словом, идет перезагрузка “Киевстара”»,— заявлял он “Ъ”. Тогда в «Киевстаре» появились две новые должности: директора по управлению клиентским опытом и по коммерции и стратегическому маркетингу. Первую возглавила Неля Усс, уже работавшая в компании, а вторую — Святослав Горбань, бывший директор по маркетингу «МТС-Украина» (см. "Ъ" от 3 июля).
Двумя неделями ранее Виталия Ворожбита, работавшего в компании с декабря 2007 года, отстранили от исполнения обязанностей директора по маркетингу. Они были возложены на него временно, после того как компанию в январе покинул Тарас Пархоменко (см. "Ъ" от 21 января). Источники “Ъ” в «Киевстаре» предполагали, что пост директора по маркетингу станет для господина Ворожбита постоянным, но в июне на него был назначен датчанин Петер Берг, ранее работавший в Telenor — одном из акционеров группы VimpelCom. На рынке приход иностранного менеджера поясняли стремлением акционеров усилить контроль над операционной деятельностью «Киевстара» (см. "Ъ" 19 июня).
Нынешняя маркетинговая политика «Киевстара» приводит к ухудшению его финансовых и операционных показателей. Согласно опубликованной вчера финансовой отчетности, во II квартале выручка компании сократилась на 1,4%, до 3,2 млрд грн, еще сильнее падают доходы компании от услуг мобильной связи — на 2,1%, до 2,94 млрд. EBITDA «Киевстара» в апреле-июне снизилась на 6%, до 1,54 млрд грн.
Выручка и EBITDA компании снижались и во II квартале прошлого года. «Вряд ли это вызвано какими-то сезонными колебаниями: II квартал традиционно хороший для операторов, в нем появляются летние доходы от роуминга»,— говорит гендиректор «Астелита» (ТМ life
) Александр Баринов. Скорее всего, снижение выручки связано с запуском «Киевстаром» в апреле новых пакетных тарифных планов, позволяющих клиентам больше говорить внутри сети (см. "Ъ" от 16 апреля), полагает источник “Ъ” в руководстве МТС. «На эти тарифы, как правило, переходят уже действующие абоненты, снижая свои расходы. Такой эффект был и в прошлом году»,— поясняет он.
Снижение цен позволяет «Киевстару» нарастить абонбазу — за год она выросла более чем на 6%, до 25,6 млн абонентов. Именно за счет роста абонбазы господин Ворожбит собирался добиться роста EBITDA в 2013 году. Однако в последнем отчете отмечен рекордный для компании уровень оттока абонбазы во II квартале — 11,4%, или почти 3 млн абонентов. «Мы были вынуждены списать 1,4 млн абонентов из-за приведения понятия “активная абонбаза” в соответствие с требованиями всей группы VimpelСom»,— поясняется в документе. В чем заключаются изменения, в компании не уточняют.