Издание Ars Technica опубликовало традиционный материал с прогнозами о том, какие компании и бренды погибнут в 2017 году.
Как замечают авторы материала, в список Ars Technica попадают компании, существование которых, по мнению редакции, находится под угрозой — по экономическим, культурным или технологическим причинам. «Совсем не обязательно, что они окончательно погибнут в 2017 году — этот процесс может растянуться на многие годы», — говорят они.
В список попадают компании, которые испытали хотя бы одну из следующих проблем:
В 2016 году в аналогичный список вошли шесть компаний и брендов: Yahoo, HTC, BlackBerry OS, Groupon, музыкальные сервисы Rdio и Tidal. Две из них попали и в новый список.
- компания долгое время теряет долю на своём рынке;
- испытывает финансовые сложности или теряет доход;
- столкнулась с управленческими проблемами, не обладает надёжной бизнес-моделью или долгосрочной стратегией.
«Остальные четыре в него не вошли по разным причинам: Rdio уже был фактически мертв к 2016 году — его выкупила Pandora. Музыкальный сервис Tidal больше не публичная компания, но по слухам, она в отчаянном положении. Подразделение BlackBerry OS погибло, да и сама BlackBerry едва держится на плаву. Groupon всё ещё жив и продолжает терять деньги. В СМИ ходят слухи, что компанию готовится приобрести китайский онлайн-ритейлер Alibaba», — пишет редакция Ars Technica.
В 2017 году в список вошли семь компаний — в том числе и те, что уже попадали в аналогичные материалы от Ars Technica раньше.
1. Yahoo2. Yik YakКомпания Yahoo вошла в список от Ars Technica в 2016 году. «Много лет корпорация пыталась сменить направление бизнеса и вернуться на мировую сцену. Существование компании обеспечивала её крупная доля в китайском интернет-гиганте Alibaba. Мы предполагали, что в 2016 году компания продаст свой бизнес и оставит себе только долю в Alibaba».
Планы генерального директора Yahoo Мариссы Майер по расширению компании, пишет редакция издания, провалились. «Казалось, что компанию раскупят по кусочкам. В феврале компания сократила 15% штата, а летом столкнулась с обвинениями в дискриминации работников-мужчин в компании».
С точки зрения бизнеса, пишет Ars Technica, для Yahoo год оказался тяжёлым. Из-за реструктуризации компания за три квартала года потратила на направление интернет-бизнеса в два раза больше средств, чем в 2015 году.
Однако в середине года появился рыцарь на белом коне — вернее, Verizon. Компания предлагала выкупить Yahoo за $4,8 млрд, и падение Yahoo могло оказаться достаточно мягким. Пока в конце года компания не начала рассказывать о проблемах с безопасностью.
«В сентябре Yahoo рассказала об утечке данных 500 млн аккаунтов в 2014 году. В октябре история повторилась. Энтузиазм Verizon неожиданно поубавился. По слухам, стоимость сделки упала на $1 млрд. И даже после того, как стало известно, что некоторые сотрудники Yahoo узнали об утечке 2014 года практически сразу после того, как она произошла, генеральный директор компании AOL, которую поглотила Verizon и с которой она планировала "слить" Yahoo после покупки, выражал оптимизм по поводу завершения сделки».
По мнению Ars Technica, даже если сделка в итоге состоится, скорее всего, цена окажется значительно ниже изначальной. «Однако гораздо вероятнее, что Verizon откажется от идеи приобретения», — считает редакция издания.3. Twitter«История этого стартапа, начавшаяся в 2014 году, напоминает историю Facebook: проект родился в студенческом кампусе, изначально социальная сеть была ориентирована на студентов, а потом выросла в нечто большее. Основатели компании Тайлер Дролл и Брукс Баффингтон успели привлечь $73,5 млн от ведущих венчурных фондов», — рассказывает редакция Ars Technica.
Yik Yak — сервис для анонимных сообщений, который отбирал публикации на основе местоположения пользователя. Проект вошёл в десятку самых загружаемых приложений, быстро рос, и вскоре стал основной площадкой для изливания негатива среди студентов, пишут авторы материала.
Yik Yak запретили в некоторых университетских кампусах в США. Руководство стартапа пыталось ввести на платформе систему модерации, а затем отказалось от полной анонимности — добавилавозможность выбрать уникальное имя пользователя.
Летом 2016 года возможность превратилась в обязанность — любой пользователь должен был выбрать себе никнейм. Как пишет Ars Technica, количество установок сервиса начало падать, и руководство отменило своё решение. Создатели заявили, что они «просто пошутили». В декабре 2016 года компания сократила 30 из 50 сотрудников. «Какое будущее ждёт социальную сеть, пока непонятно», — пишут авторы материала.4. Theranos«К концу 2017 года Twitter никуда не исчезнет, будьте уверены. Но той социальной сети, какой мы её знаем, наступит конец. И мы говорим не о незначительном изменении интерфейса или введении новых функций», — пишет Ars Technica.
«Twitter продолжает терять деньги, и когда-то они закончатся. В этом году компания потратила меньше, чем в прошлом ($289 млн за первые три квартала по сравнению с $430 млн за аналогичный период в 2015 году), компания по-прежнему теряет средства инвесторов. И попытки руководства социальной сети договориться с несколькими потенциальными покупателями — в том числе, с Disney, — не просто не увенчались успехом, а с треском провалились».
Критики обвиняют компанию в неспособности противостоять оскорблениям и негативу на платформе, пишут авторы материала. «И хотя генеральный директор компании Джек Дорси постоянно обещает заняться этой проблемой, реальных подвижек нет».
Пользователи анонимно оскорбляют и терроризируют других. Площадку используют для распространения дезинформации. С помощью неё Дональд Трамп "напускал" своих самых неприятных подписчиков на людей, которые пришлись ему не по нраву. Кто вообще захочет купить такой сервис?
Молодые пользователи, пишет Ars Technica, предпочитают сервису Snapchat. «Возможно, руководству придётся продать компанию или её интеллектуальную собственность — причём с большой скидкой, — только для того, чтобы остаться на плаву».5. HTC«Существует множество компаний, которые "запустили" и успешно продавали несуществующий продукт. Но в отличие от Theranos, ни одна из них не работала на медицинском рынке», — говорят авторы материала.
Основатель и генеральный директор Theranos Элизабет Холмс — выпускница Стэнфорда, «женщина года» по версии журнала Glamour в 2015 году, девушка, которую считали самой молодой женщиной-миллиардером, построившей своё состояние самостоятельно. «Однако технология анализа крови, которую разработала Холмс, оказалась фантазией — такой же, как, например, машины времени».
Theranos была закрытой компанией, которая не публиковала отчётов о своей работе и не раскрывала особенности технологии проведения анализов. В 2016 году после расследования издания The Wall Street Journal проектом заинтересовалось правительство США. Выяснилось, что с лета 2015 года компания не использует для проведения тестов своё оборудование и закупает устройства для исследований у конкурентов.
Элизабет Холмс отстранили от работы в медицинских лабораториях на два года. В октябре 2016 года инвесторы стартапа подали в суд на руководство за мошенничество. «Сложно представить, чтобы Холмс и Theranos смогли выбраться из этой ямы».6. Gearbox SoftwareПроизводитель смартфонов HTC так же, как и Yahoo, уже попадал в аналогичный список от Ars Technica в 2016 году. «Кажется, руководство HTC относится к будущему компании настолько же оптимистично, насколько и мы. Например, в 2016 году оно выделило в отдельную компанию подразделение по разработке шлема виртуальной реальности HTC Vive — по всей видимости, для того, чтобы если корабль HTC наконец столкнётся с дном, хотя бы Vive могла продолжить работу».
Вряд ли эти надежды оправданны. У Vive нет существенных преимуществ перед конкурентами. Компания существует только потому, что ей это позволяет Valve. Если Valve, которая управляет и VR-платформой, и командой разработчиков, выберет другого партнёра, Vive в одночасье не станет.
«Как поживает бизнес на смартфонах? Не очень. Флагман HTC 10 пробыл на полках одного из партнёров компании — T-mobile — всего два месяца. В июле 2016 года T-mobile отказалась от его продажи. Многие СМИ заметили это только в августе», — заключает Ars Technica.7. BlackBerry«У нас состоялись горячие дебаты о том, какая игровая компания достойна попасть в этот список в 2017 году, — рассказывают авторы материала. — Одним из основных кандидатов оказалась финская Rovio, но она представила полнометражный фильм и, по слухам, готовит что-то ещё. Другой претендент — студия Hello Games, создавшая No Man's Sky. Но её игра продолжает продаваться и приносить деньги».
В итоге в подборку вошла студия Gearbox Software, которая в 2009 году запустила франшизу Borderlands. В 2016 году студия представила Battleborn, которая, по словам Ars Technica, не показала успехов, на которые рассчитывали создатели.
В январе стартуют продажи переиздания Bulletstorm, которое практически не получило нового контента, но цена на которое установлена на сумасшедшей отметке в $60. Если Gearbox не знает чего-то такого, чего не знаем мы, продажи будут низкими, и судьба студии окажется под вопросом.Автор: Шон Галлахер, Рон Амадео, Дарья ХохловаКак замечают авторы материала, BlackBerry и её подразделения попадают в список Deathwatch начиная с самого первого года, когда издание решило его опубликовать. «В 2016 году мы сделали ставку на BlackBerry OS и оказались правы. Но уж в этом-то году и сама BlackBerry должна пасть», — пишет Ars Technica.
НВ сделало подборку брендов смартфонов, которые в течение последних пяти лет заявляли о планах захватать большую долю на украинском рынке (как минимум второе место), но не смогли этого сделать.
Кризис, падение национальной валюты и изменения на глобальном рынке за пять лет перекроили рынок смартфонов в Украине кардинальным образом. Пока одни компании сообщали о планах потеснить конкурентов и добраться хотя бы до второго места, другие это сделали молча.
Так, с августа прошлого года бренд Xiaomi тихим сапом занял второе место на украинском рынке в штуках, а с января этого – еще и в деньгах. Сарафанное радио и широкая сеть продаж ему в этом помогли. Зато многих из тех, кто строил планы вслух, постигла неудача.
НВ вспоминает, каким брендам предприимчивые китайцы перешли дорогу за последние годы.
Fly
Бренд Fly принадлежит российско-британской компании Meridian Group и появился аж в 2002 году. В Украине компания присутствовала много лет и рыночную нишу занимала постепенно, расцвет популярности техники Fly состоялся несколько лет назад.
В мае 2013 года компания Fly провела пресс-конференцию, посвященную итогам прошедшего года и планам на будущий. В 2012 дела у Fly в Украине шли хорошо. Android-смартфоны (да и обычные телефоны их компания тоже продавала в нашей стране) родом из Поднебесной еще не были такого уровня качества, как сейчас, однако уже были работоспособными и очень интересными за свои деньги. Поэтому Манодж Кумар Сингх, главный исполнительный директор Fly в Украине и странах СНГ, сообщил, что в течение 2013 года компания планирует получить 15% рынка и стать брендом №2 в стране. После Samsung.
Prestigio
Примерно такая же ситуация была у Prestigio – бренда дистрибутора ASBIS – компания также сотрудничала с EOM-производителями, но рынок и основного конкурента решила побеждать богатым комплектом поставки (чехол был обязательным гостем каждой коробки), расширенной гарантией (2 года). По состоянию на сентябрь 2013 года у компании было 8% рынка (4-е место на тот момент), до конца она планировала набрать 15%, а в 2014 году покорить второе место, получив 25% продаж в штуках.
Но обеим компаниям так и не посчастливилось это сделать, так как в 2013 году на украинский рынок ворвалась компания Lenovo с уже сильным брендом в ноутбуках.
Lenovo
Смартфоны Lenovo появились на украинском рынке летом 2013 года, и в считанные месяцы для компании стала практически нормой вторая позиция в продажах по стране. Более того, в третьем квартале 2014 года Lenovo даже вышла на первое место, оставив позади Samsung и громко посмеясь над планами Fly и Prestigio.
То есть нельзя утверждать, что планы Lenovo по закреплению на втором месте на украинском рынке были смешными – компания взяла эту планку, причем уверенно и в рекордные сроки, и в общем не планировала ее сдавать, как вдруг против нее стал играть целый ряд факторов.
Во-первых, фактор более доступных китайцев – Meizu и Xiaomi. Продвижением первой компании к тому моменту начал агрессивно заниматься «Цитрус». Что касается Xiaomi, то такого большого количества рекламы этого бренда не было, скорее сработало то, что при своих цене и характеристиках смартфоны продавали себя сами. В пользу бренда сыграло и появление еще одного дистрибутора в роли крупнейшей в Украине сети по продаже мобильных устройств – «Алло».
Во-вторых, позже в компании началась чехарда с позиционированием собственных устройств и смартфонов Motorola, и в 2016 году Lenovo и вовсе объявила о выводе собственного бренда с рынка смартфонов.
LG
В 2015 году вновь заявила о больших планах на украинский рынок компания LG.
За 2014-й год она нарастила долю с 5,3% до 8,1% и к концу 2015 рассчитывала на 20% в штуках, а также нишу $300 — $350 (до этого компания укрепилась в сегменте $200). Конкретно второе место как цель компания не называла, но путем нехитрых вычислений можно понять, что 20% — это как раз оно и есть, сразу за Samsung.
Однако покупательная способность украинцев в 2015 году была низкой (сегмент смартфонов $300 — $350 в принципе продавался плохо, даже сейчас средняя цена ниже), и LG, помимо этой проблемы, довелось столкнуться как с агрессивной ценовой политикой китайских производителей, так и с Samsung, которая не хотела отдавать земляку долю рынка. Помимо этого, у компании были проблемы с восприятием бренда. По цене LG была ближе к А-брендам, а вот по восприятию до них не дотягивала, несмотря на порой очень удачные в плане продаж и характеристик флагманские модели (LG G2, например).
В итоге планы LG смял кризис, слабый модельный ряд и агрессивная конкуренция за обедневшего покупателя.
Нина Глущенко
Какая-то паралельная реальность.Вслед за потерей легендарного финского бренда Nokia