Сотовые телефоны в Таджикистане стали неожиданно вредны для здоровья, в связи с чем власти ввели ограничения на рекламу сотовых компаний. В Душанбе уже демонтируют баннеры с рекламой мобильных операторов.
Как сообщил пресс-секретарь мэра таджикской столицы Шавкат Саидов, власти ввели ограничения на наружную рекламу мобильных компаний. По его словам, такое решение принято после заявления президента Эмомали Рахмона о необходимости упорядочения использования мобильных телефонов гражданами страны. По мнению главы государства, граждане страны расходуют слишком много средств на оплату услуг мобильных операторов. Шесть из почти восьми миллионов жителей страны имеют мобильные телефоны. По данным, которые привел президент, «общий годовой доход всех операторов электронной связи составляет около 1 млрд. 400 млн. сомони ($1 – 4,4 сомони). Помимо этого, содержание одного мобильного телефона составляет в месяц и в год 50 и 600 сомони, соответственно».
Начиная буквально со следующего дня после выступления Эмомали Рахмона, подвергшего критике «мобильную расточительность», на каналах таджикского государственного телевидения стали транслировать сюжеты о вреде «чрезмерного» использования мобильных телефонов. И хотя ученые всего мира еще только пытаются доказать вредное влияние мобильников на человека, таджикские эксперты утверждают, что от «злоупотребления мобильными телефонами» у человека, к примеру, может образоваться опухоль головного мозга.
Ардашер Дехоти, руководитель рекламной службы сотовой компании «Tcell» сообщил, что их компания уже получила письмо от Унитарного государственного предприятия по наружной и внутренней рекламе города Душанбе о необходимости демонтажа щитов и банеров с рекламой этой компании.
Дехоти считает, что «от такого запрета сама компания вряд ли понесет серьезные убытки, так как уже обладает устоявшимся кругом своих клиентов. Но вот рекламные компании и СМИ могут понести серьезные убытки, лишившись доходов от рекламодателей. В итоге, скорее всего, пострадает бюджет городов и районов, да и республиканский бюджет может недосчитаться определенной суммы».
Редактор еженедельника «Азия плюс» Марат Мамадшоев считает действия властей по ограничению рекламы сотовых компаний абсурдными. «Во всем мире сотовые компании являются крупнейшими рекламодателями. И наше издание не собирается отказываться от такой рекламы, так как большая доля прибыли газеты напрямую зависит от них. По крайней мере, пока не будет решения суда, мы не откажемся от рекламы сотовых компаний», - заявил Марат Мамадшоев.
Экономист Ходжимухаммад Умаров также считает решение властей о введении ограничения на рекламу сотовых компаний, мягко говоря, «необдуманным». Он уверен, что такое ограничение нарушает принцип здоровой конкуренции и может стать причиной уменьшения и без того скудного потока зарубежных инвестиций в экономику Таджикистана.
С ним согласен и руководитель аналитического Фонда «ИНДЕМ» Саймуддин Дустов. Он считает, что введение такого ограничения противоречит конституционным нормам в законодательстве Таджикистана. «Проблема заключается в том, что ни у кого нет реальных данных о ситуации в сфере связи в Таджикистане. Общеизвестно, что порядка 50% экономики Таджикистана можно отнести к «теневой». То есть, прибыль сотовых компаний Таджикистана равняется не 1 млрд 400 млн сомони, а составляет порядка трех миллиардов сомони. Здесь и необходимо искать корни всех споров вокруг сотовых компаний», - считает эксперт.
Вместе с тем, С.Дустов считает, что отрасль связи Таджикистана является единственной передовой, как в стране, так и в регионе. А необдуманные решения властей могут вновь отбросить эту отрасль на много лет назад. Кстати, до 2003 года в Душанбе было очень сложно дозвониться с одного стационарного телефона на другой. Эксперты полагают, что с приходом на должность министра связи Саида Зувайдова в 2002 году ситуация стала меняться в лучшую сторону. Достаточно напомнить, что среди стран СНГ Таджикистан первым ввел услугу 3G для мобильных телефонов. В настоящее время в Таджикистане работает шесть компаний мобильной связи, большинство из которых созданы на средства зарубежных инвесторов.
Источник: ИКС
Как сообщил пресс-секретарь мэра таджикской столицы Шавкат Саидов, власти ввели ограничения на наружную рекламу мобильных компаний. По его словам, такое решение принято после заявления президента Эмомали Рахмона о необходимости упорядочения использования мобильных телефонов гражданами страны. По мнению главы государства, граждане страны расходуют слишком много средств на оплату услуг мобильных операторов. Шесть из почти восьми миллионов жителей страны имеют мобильные телефоны. По данным, которые привел президент, «общий годовой доход всех операторов электронной связи составляет около 1 млрд. 400 млн. сомони ($1 – 4,4 сомони). Помимо этого, содержание одного мобильного телефона составляет в месяц и в год 50 и 600 сомони, соответственно».
Начиная буквально со следующего дня после выступления Эмомали Рахмона, подвергшего критике «мобильную расточительность», на каналах таджикского государственного телевидения стали транслировать сюжеты о вреде «чрезмерного» использования мобильных телефонов. И хотя ученые всего мира еще только пытаются доказать вредное влияние мобильников на человека, таджикские эксперты утверждают, что от «злоупотребления мобильными телефонами» у человека, к примеру, может образоваться опухоль головного мозга.
Ардашер Дехоти, руководитель рекламной службы сотовой компании «Tcell» сообщил, что их компания уже получила письмо от Унитарного государственного предприятия по наружной и внутренней рекламе города Душанбе о необходимости демонтажа щитов и банеров с рекламой этой компании.
Дехоти считает, что «от такого запрета сама компания вряд ли понесет серьезные убытки, так как уже обладает устоявшимся кругом своих клиентов. Но вот рекламные компании и СМИ могут понести серьезные убытки, лишившись доходов от рекламодателей. В итоге, скорее всего, пострадает бюджет городов и районов, да и республиканский бюджет может недосчитаться определенной суммы».
Редактор еженедельника «Азия плюс» Марат Мамадшоев считает действия властей по ограничению рекламы сотовых компаний абсурдными. «Во всем мире сотовые компании являются крупнейшими рекламодателями. И наше издание не собирается отказываться от такой рекламы, так как большая доля прибыли газеты напрямую зависит от них. По крайней мере, пока не будет решения суда, мы не откажемся от рекламы сотовых компаний», - заявил Марат Мамадшоев.
Экономист Ходжимухаммад Умаров также считает решение властей о введении ограничения на рекламу сотовых компаний, мягко говоря, «необдуманным». Он уверен, что такое ограничение нарушает принцип здоровой конкуренции и может стать причиной уменьшения и без того скудного потока зарубежных инвестиций в экономику Таджикистана.
С ним согласен и руководитель аналитического Фонда «ИНДЕМ» Саймуддин Дустов. Он считает, что введение такого ограничения противоречит конституционным нормам в законодательстве Таджикистана. «Проблема заключается в том, что ни у кого нет реальных данных о ситуации в сфере связи в Таджикистане. Общеизвестно, что порядка 50% экономики Таджикистана можно отнести к «теневой». То есть, прибыль сотовых компаний Таджикистана равняется не 1 млрд 400 млн сомони, а составляет порядка трех миллиардов сомони. Здесь и необходимо искать корни всех споров вокруг сотовых компаний», - считает эксперт.
Вместе с тем, С.Дустов считает, что отрасль связи Таджикистана является единственной передовой, как в стране, так и в регионе. А необдуманные решения властей могут вновь отбросить эту отрасль на много лет назад. Кстати, до 2003 года в Душанбе было очень сложно дозвониться с одного стационарного телефона на другой. Эксперты полагают, что с приходом на должность министра связи Саида Зувайдова в 2002 году ситуация стала меняться в лучшую сторону. Достаточно напомнить, что среди стран СНГ Таджикистан первым ввел услугу 3G для мобильных телефонов. В настоящее время в Таджикистане работает шесть компаний мобильной связи, большинство из которых созданы на средства зарубежных инвесторов.
Источник: ИКС