Мир практически «мобилизирован»
Сегодня количество абонентов сотовой связи уже достигло рассчитанной ООН численности населения Земли ( 7,1 млрд ). А к 2018 году, согласно прогнозам шведской компании Ericsson, этот показатель составит 9,3 млрд , когда на планете, по оценке Бюро переписи населения США (US Census Bureau), будут проживать 7,5 млрд человек .
Оглядываясь назад, слабо верится, что еще с десяток лет тому мы пользовались преимущественно стационарными телефонами . Сегодня же данный девайс больше выполняет роль раритетной мебели в большинстве офисов, равно как и дома — очередного сборщика пыли, который «жалко выбросить». « Сотовая связь стала очень важной частью нашей повседневной жизни, у нас всегда под рукой мобильные устройства, чтобы получать доступ к информации, развлечениям и общению, когда мы того пожелаем », — делится выводами вице-президент и директор по стратегии Ericsson Дуглас Джилстрэп.
В среднем, число пользователей сотовой связи за год вырастает на 13% и примерно на 3% — за один квартал. Наибольшее число новых подключений (в прошлом году) было отмечено в Китае — 40 млн, или 35% от мирового показателя. Бразилия заняла второе место ( 9 млн ), Индонезия — третье ( 7 млн ), на четвертом месте оказались Филиппины ( 5 млн ).
Понятно, что одного человека мобильная статистика считает за двух и более абонентов, если у него несколько мобильных телефонов с активными подключениями или аппарат с двумя и более SIM-картами. Поэтому их фактическое число — около пяти миллиардов. Таким образом, 70% населения Земли являются абонентами сотовой связи.
На этом фоне Украина выглядит регионом из будущего (с показателем мирового 2018 года). Уровень проникновения сотовой связи в стране по состоянию на конец марта 2013 года составил 130,9%.
Такой уровень проникновения прямо указывает на то, что между операторами мобильной связи в Украине идет постоянная непрекращающаяся борьба за абонента, которой время диктует свою «моду» и особенности.
Меньше названий — больше смысла или Нейминг как тенденция времени
Еще десять лет назад операторы плодили новые бренды для разных целевых аудиторий, а в Украину заходили новые игроки и выкупали существовавшие компании или создавали новые. Тогда даже предложения pre-paid крупнейших операторов имели собственные бренды. Но уже в 2007 году операторы принимают решение отказаться от них. В 2008 году прекратил существование виртуальный оператор «Джинс». «Билайн», который был создан на базе «Моби», был реорганизован в «Киевстар». С 1 октября 2013 года заморожено развитие «Djuice» , одного из старейших брендов рынка мобильной связи. По словам Михаила Шуранова , директора по корпоративным коммуникациям компании «Киевстар», компания решила инвестировать средства в развитие единого бренда: абоненты «Djuice» и так ассоциировали себя с названием материнской компании.
Есть в этой тенденции и исключение: например, с прошлого года услуги мобильной связи компании «Укртелеком» предоставляются под новым брендом — «ОГО! Мобильный» сменил название на «ТриМоб». Но очередной ребрендинг преемника старейшего оператора «U’tel» связан с намерением компании его продать, о чем еще в 2011 году было решено на совете акционеров. Таким образом, компания сознательно разводит подразделение мобильной связи с остальным бизнесом.
Тем не менее общая тенденция налицо: количество брендов уменьшается . Крупнейшие игроки поняли, что сегодня потребителю проще сориентироваться в небольшом количестве тарифных пакетов. Тем более, когда главным трендом рынка сегодня являются так называемые «нулевые» тарифы внутри сети для pre-paid-абонентов — в них сегодня и развернулись главные бои за клиента. Но операторам приходится использовать самые разные уловки , чтобы в бою за клиента не потерпела поражение прибыль.
Тарифы: борьба за прибыль и абонентов
Чемпион по расстановке подводных камней — компания «МТС» . В одном из таких тарифов количество бесплатных минут может варьироваться от 30 до 100 в день в зависимости от срока пользования услугой, а все последующие минуты будут тарифицироваться отдельно. Стоимость такого тарифа — 1 гривна в день. Во втором тарифном плане вам дается по 1500 СМС, МБ и минут внутри сети на месяц. Помимо этого, в пакет входят 50 минут на звонки другим операторам.
Стоимость такого тарифа — 1,20 грн в день. Подвохов несколько . Во-первых, для активации услуги вы должны внести на свой счет не менее 40 гривен одним платежом: а значит, существует регулярный платеж. Во-вторых, за превышение лимитов, как и за другие услуги, придется платить отдельно, включая (до недавнего времени) плату за соединение. В-третьих, услуга предоставляется только при позитивном балансе.
«Киевстар» работает по схожей схеме. Оператор предлагает пакеты по 200 минут и 50 СМС-сообщений внутри сети — за 35 и 50 копеек в день соответственно. Причем за превышение лимита того или иного пакета, вы покупаете следующий пакет по той же стоимости, а не отдельные сообщения или минуты. Но и здесь не обошлось без «рояля в кустах». Во-первых, тариф работает не во всех областях. В зависимости от места вашего проживания, стоимость пакета минут может увеличиться до 95 коп., а это уже 1,45 грн в день.
То же самое касается и стоимости звонков другим абонентам: вместо конкурентных 35 коп. за минуту вы можете заплатить 1,25 грн. Во-вторых, активация услуги проходит так же, как и у «МТС» — нужно пополнить счет единым платежом не менее, чем на 40 грн. Плюсы: у «Киевстара» тарификация традиционно остается посекундной с первой секунды. И за пользование безлимитным интернетом с вашего счета снимается 50 коп. в день только при условии, если Вы им будете пользоваться.
Пионер использования «безлимитных» тарифов для pre-paid-абонентов тоже не стоит в стороне. Компания Life
предлагает сразу четыре тарифа, в трех из которых стоимость звонка внутри сети равна нулю без каких-либо ограничений, а в четвертом ограничена 400 минутами за день. В зависимости от тарифа варьируется стоимость звонков за пределы сети и СМС, а также тарификация услуг интернета. Причем абонент может платить и раз в месяц (от 20 до 80 грн), и каждый день — без единых платежей. Относительную лояльность к абоненту можно объяснить тем, что, несмотря на рост абонентской базы, оператору пока что далеко до корифеев рынка. К тому же, Life
— один из немногих операторов, который упорно практикует поминутную тарификацию звонков.
Небольшие операторы себе такого позволить не могут: пока им сложно тягаться с гигантами и они ищут свою нишу. Например, оператор связи CDMA «Интертелеком» помимо доступных цен на мобильную связь может предложить абоненту прямой городской номер и конкурентные цены на звонки как другим операторам мобильной связи, так и на стационарные телефоны. В последнем случае стоимость звонка по городу, области и Украине варьируется от меньшего к большему.
Звонки на номера городских телефонов являются сильной стороной и оператора «ТриМоб», бренда компании «Укртелеком». Слабой стороной оператора традиционно является его маркетинговая политика: «Интертелеком» уже обошел подразделение «Укртелекома» и по ассортименту услуг, и по количеству абонентов, несмотря ни на возраст последнего, ни на монопольное положение материнской компании на рынке услуг электросвязи.
«PeopleNET» таких рычагов не имеет и позиционирует себя в первую очередь как оператор 3G-интернета. Тем не менее во всех тарифах сотовой связи звонки внутри сети тоже бесплатны. Кстати, предоплаченный сервис у «PeopleNET» отсутствует.
Второй фронт войны разворачивается в области интернета. Современному клиенту уже недостаточно традиционных услуг мобильной связи: сегодня потребитель так или иначе гораздо сильнее связан с глобальными сервисами, будь то электронная почта или социальные сети. Поэтому все операторы активно предоставляют такие услуги.
Крупнейшие операторы предлагают их как внутри тарифных планов, так и в качестве дополнительных пакетов в расчете на аудиторию, активно использующую смартфоны и планшеты — самые перспективные на сегодня устройства, соединяющие человека с внешним миром. Расчет прост: с помощью дополнительных услуг можно не только увеличить собственную прибыль с существующих абонентов, но и привлечь новых. Впрочем, здесь руку на пульсе держат абсолютно все операторы: не секрет, что многие абоненты специально пользуются услугами дополнительных операторов в области мобильного интернета.
Абоненты и регуляторы против операторов
Как известно, на войне все способы хороши. Операторы пользуются своим правом менять тарифы без объяснения причин и совершенно не стесняются навязывать дополнительные услуги без спроса абонентов. Например, «Киевстар» совсем недавно отличился тем, что перевел абонентов одного тарифа на другой без их согласия. «МТС» с июня ввел плату за активацию услуги «Супер» в размере 8,5 грн, мотивируя этот шаг увеличением количества бесплатных минут, — это вдобавок ко всем остальным условиям. Такие нововведения едва ли вызывают восторг у абонентов и провоцируют массовые жалобы, которые, в свою очередь, привлекают внимание АКМУ, ведущего давнюю и серьезную борьбу с операторами связи.
В августе трем ведущим операторам мобильной связи регулятор предоставил обязательные для рассмотрения рекомендации, введение которых заставит получать согласие абонентов на изменение тарифов . Тем не менее пока нельзя однозначно сказать, что рекомендации регулятора будут восприняты: даже стоимость соединения, вопреки требованиям и угрозам лишения лицензий, остается неизменным атрибутом тарифных планов. Возможно, что такие правила игры получится ввести исключительно через законодательные инициативы, потому что все операторы, как указывается в тарифных планах, «оставляют за собой право изменения тарифов» и на деле пользуются этим правом на полную катушку. Именно через Верховную Раду в свое время удалось убрать стоимость входящих звонков, что, впрочем, не помешало провести мобильным операторам рекламные компании, будто это была их личная инициатива.
Только в порядке принятия закона удалось позволить в ближайшем будущем оставлять абоненту за собой номер после смены оператора . Правда, пока это нельзя назвать победой абонента. Во-первых, наивно ждать, что мобильные операторы позволят бесплатно пользоваться такой услугой: можно смело запасаться попкорном и ждать очередных маркетинговых уловок. Во-вторых, это может привести к тому, что абоненты будут платить больше за связь : ведь теперь код, по сути, перестанет быть определителем мобильного оператора, что приведет к путанице для абонентов.
К тому же мобильные операторы как могут затягивают внедрение такой услуги, прикрываясь низкой технической готовностью. В любом случае, сегодняшние правила игры на рынке мобильной связи позволяют с уверенностью сказать, что за это нововведение так или иначе заставят платить потребителя.
Однозначной победой можно считать лишь тот факт, что абоненты теперь смогут добиваться улучшения качества связи . С сентября вступило новое положение НКРСИ о том, что теперь не только комитет, но и каждый абонент сможет стать заказчиком замеров. Причем касаться они будут не только качества услуг связи, но и правильности тарификации . В случае же отклонений данные по нарушениям могут передаваться в том числе и в МВД. Можно надеяться, что такое нововведение заставит операторов более тщательно относиться к качеству предоставления услуг.
Победителей не судят?
Так или иначе, сегодня в этой борьбе, вопреки законам рынка, абоненты вряд ли выйдут победителями. Ведь относительная лояльность небольших игроков к своим абонентам связана в первую очередь с размером долей рынка. Даже если допустить, что рынок мобильной связи в ближайшем будущем переформатируется в их пользу, нельзя заранее сказать, как они себя будут вести, имея в руках такой большой козырь.
Мобильные операторы прилагают все усилия для сохранения прибыли, чтобы, вопреки рекламным акциям, стоимость услуг связи не становилась дешевле . К сожалению, отсутствие промежуточных данных статистики по небольшим операторам не позволяет сказать, насколько честность к абоненту вознаграждается в прямом смысле, но по крайней мере совокупная прибыль крупнейших операторов увеличилась. А значит война за прибыль пока идет успешно.
Абоненту сегодня остается как можно тщательнее относиться к выбору операторов тарифных планов: как правило, за привлекательной рекламной кампанией следует непривлекательная проза жизни. Поэтому однозначно можно сказать лишь то, что у игроков рынка идет борьба не только за абонента, но и с абонентом . Борьба отчаянная и постоянная.