VAS, Приложением Воля ТВ.
А як там дивитись, як там просить реєстрацію з волі, а не лайфа?
VAS, Приложением Воля ТВ.
Перспективы и уникальные возможности 5G, интернета вещей, VR/AR и Big Data стали стержневыми темами Mobile World Congress 2018. Эта крупнейшая международная выставка мобильной индустрии состоялась недавно в Барселоне. Более 2400 компаний – мобильных операторов, производителей оборудования, гаджетов, софта – демонстрировали посетителям, как технологии будущего вскоре изменят нашу жизнь. Присутствовавший на международной выставке главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджи рассказал Mind, когда новые технологии и сервисы могут стать доступны украинцам.
– На Mobile World Congress много говорили о возможностях 5G. Ваши партнеры-вендоры уже готовы поставлять оборудование. Когда украинские мобильные операторы будут заинтересованы в запуске связи пятого поколения?
–- Когда это станет коммерчески возможным. Переход к новой генерации, конечно, порадует наших партнеров, которые производят оборудование. Для них открывается огромный рынок. Но вопрос, насколько сейчас потребители готовы потреблять все возможности, которые будет предлагать новая технология. Пока в Украине практически нет рынка.
Безусловно, новый стандарт сделает жизнь людей лучше, легче и разнообразнее. С приходом 5G пользователи получат скорость от 1 Гбит/с. На MWC мы видели много предложений как для В2С, так и для В2В-сегментов. К примеру, новая технология позволит дистанционно управлять автомобилем, удаленно проводить медицинские операции. Повышенная пропускная способность 5G-сетей даст возможность осуществлять голографические видеозвонки, у абонентов будет возникать ощущение, что собеседник сидит рядом.
Вместе с тем 5G не будет покрыта вся территория Украины, а лишь определенные локации, в которых возникнет необходимость передачи большого количества данных. После запуска 4G мы поймем, где и как лучше использовать 5G.
– Вендоры и мобильные операторы, в том числе ваша материнская компания Turkcell, демонстрировали на MWC множество интересных и уже внедренных IoT-кейсов. Запуск 4G наверняка позволит и украинским игрокам существенно повысить доходы от телематики. Какие решения вы намерены предлагать рынку?
– Да, с приходом 4G появятся миллионы девайсов, которые будут связаны друг с другом. У абонентов будет возможность использовать гораздо больше мобильных сервисов. Мы хотим предложить потребителям много новых услуг в сферах развлечений, безопасности, транспорта, agritech и т. д. Будут фундаментальные проекты в Smart City. Детали смогу рассказать после запуска. Пока не хочу раскрывать карты конкурентам (смеется).
– Когда украинцы смогут массово пользоваться VR и AR-технологиями?
– Пока в Украине очень мало контента. Даже в сфере туризма, где пользователь мог бы надеть VR-очки и пройтись по отелю, который он хочет забронировать, или погулять по Лувру, который желает посетить. Я был одним из пионеров VR и AR. Постараюсь продвигать эти сервисы и в Украине. Но рынок должен прийти к определенному уровню, на котором мы еще не находимся. Использование увеличилось, однако все равно оно очень мало.
У этой темы есть и обратная сторона медали. Людям нравится получать новые впечатления и опыт. Если VR и AR массово проникнут в нашу жизнь, останется ли у нас желание «возвращаться» в реальность? Это большой вопрос.
– Неукраинские мобильные операторы уже давно зарабатывают в нише мобильных денег. Как дела у вашей финансовой компании Paycell, зарегистрированной осенью 2017 года?
– Пока запущен только сервис «мобильные деньги», через который можно совершать некоторые платежи. К примеру, сбрасывать деньги на мобильный номер другого абонента.
А во ІІ квартале этого года будет полный запуск Paycell. Абонент сможет оплачивать все свои покупки и коммунальные услуги через наш сервис, пересылать деньги с мобильного номера на любую карту. Фактически у него будет мобильная кредитная карта в телефоне. Кроме того, Paycell планирует реализовать возможность перечислять деньги из-за рубежа. Думаю, в условиях, когда много украинцев живут и работают в Европе, эта услуга станет актуальной.
– Комиссию за услуги станете вводить?
– Нет. Абоненты будут платить столько же, как при оплате услуг через банк. У нас будет трехстороннее соглашение между покупателем, банком и мобильным оператором.
– Бытует мнение, что финансовые услуги не «пойдут», так как многие украинские абоненты опасаются доверять свои деньги мобильным операторам.
– Одна из основных задач lifecell – быть прозрачным и откровенным с нашими абонентами. Наши тарифы открыты и просты. Для нас важно, чтобы не было как у других операторов. Например, когда заявленный «безлим» оказывается обвешан различными ограничениями. Мы таких трюков не делаем.
– Еще одна перспективная ниша повышения монетизации операторов – Big Data. Какие кейсы хотите запускать?
– В этой сфере также множество идей. Ведь смартфон всегда с нами. По сути, каждый шаг человека – это Big Data. Приведу несколько примеров. Сейчас мы ведем переговоры с одной из туристических компаний, которой мы сможем «подсказывать», какие пользователи интересуются туруслугами. Например, человек ищет в сети тур в Таиланд. Датчик это видит, и пользователю направляется специальное предложение – поездка в эту страну.
Еще пример. После запуска 4G мы сможем предложить менеджменту крупных предприятий системы всеобщего мониторинга. Информация о безопасности, о том, где находятся сотрудники, чем они заняты, что происходит на заводе, будет собираться в аналитический центр. Управляющий в режиме реального времени сможет видеть анализ на экране. Такие системы могут быть актуальны, например, для шахт, руководству которых важно немедленно получать информацию об утечках газа, местонахождении рабочих и т. п., чтобы контролировать безопасность жизни и здоровья своих сотрудников. Вместе с тем запуск подобных систем будет возможен только в случае добровольного согласия персонала: если абоненты не станут блокировать такие возможности на своем смартфоне.
Но пока рынок не отрегулирован, нам сложно открывать информацию, оперативно продвигать Big Data.
– Вы намекаете, что пока многие абоненты не желают «паспортизироваться»?
– Идентификация позволит пользоваться множеством сервисов. Если абонент не зарегистрирован – его возможности будут лимитированы осуществлением звонков и получением интернет-трафика. Большинство дополнительных услуг и преимуществ абонент, увы, не сможет получать. Он изолирует себя от большого объема возможностей, которые станут доступны после запуска 4G.
На сегодня только 10% наших абонентов в Украине зарегистрированы. Мы надеемся, что их число возрастет. Осенью 2018 года вступят в силу разработанные телеком-регулятором упрощенные правила регистрации припейд-абонентов. Они смогут дистанционно идентифицировать себя при помощи ЭЦП, BankID или MobileID.
– НКРСИ пошла на компромисс: комиссия предлагает добровольную идентификацию. Прежние попытки ввести обязательную паспортизацию наталкивались на бурю протеста абонентов, опасающихся за сохранность своих персональных данных.
– Я не хочу комментировать сохранность данных у других мобильных операторов. lifecell гарантирует, что данные наших абонентов останутся в Украине и не уйдут в Россию и другие страны.
– Некоторые пользователи полагают, что их данные могут попасть к мошенникам и спамерам внутри страны.
– Сейчас технологии настолько развиты, что для рассылки спама не нужны персональные данные. Пользователя можно идентифицировать на этапе запуска браузера и отправить ему, все что необходимо. Google, Facebook, App Store, Google Play, Viber и т. п. обладают огромным массивом данных о пользователях. А не доверяют только мобильным операторам (смеется). …
– В Украине базы данных клиентов порой продают сами сотрудники компаний.
– У нас очень хорошо защищены данные. К персональной информации абонентов есть доступ только у определенного числа сотрудников. Специальная программа не позволит кому-либо из них совершить нецелевое действие, например скопировать данные.
Гораздо интересенее вопрос: кто может попросить украсть такую информацию. Если мне кто-то предложит купить непубличную информацию моих конкурентов – я не стану даже слушать. Все должно быть законно. Это имидж компании. Надеюсь, наши конкуренты придерживаются такой же позиции.
– Новые услуги не будут доступны жителям маленьких населенных пунктов, где вообще нет доступа в интернет. Когда вы покроете всю страну 3G-сетью?
– Вы не найдете ни одной страны в мире со 100%-м покрытием. Даже в США есть мертвые зоны. Для выполнения лицензионных условий в 3G нам осталось доставить еще 20 базовых станций. Но это не будет 100% покрытием страны. Для максимального проникновения нам нужны две вещи. Во-первых, самый лучший инструмент – совместное использование инфраструктуры мобильными операторами. Но я не увидел поддержки этого вопроса от коллег по рынку.
– Как думаете, почему?
– Из-за структуры рынка. Конкуренты знают, что у них во владении есть сеть, их пользователи не могут от них уйти, так как нет MNP, и абоненты не хотят терять свой номер. Украинцы стали рабами своих номеров. Совместная же инфраструктура обозначает доступ к новым территориям и абонентам. Конкуренты имеют возможность инвестиций, чтобы покрыть всю Украину, но не хотят этого делать. Посмотрите на их финансовые результаты, прибыльность. Вы нигде в мире не найдете такой прибыльности. Мы предлагали им совместно инвестировать в инфраструктуру, но они отказались. Вопрос: почему они дальше не инвестируют в страну, в которой получают прибыль.
Во-вторых, для максимального покрытия нам нужны более низкие диапазоны.
– Что вы ждете от государства в диапазоне 900 МГц?
– Вначале справедливого распределения спектра между операторами, и только потом внедрения технейтральности в этом диапазоне. Считаю, «Киевстар» должен сдать часть своих частот.
– Вы верите в то, что это может произойти?
– Посмотрите, что произошло в 1,8 ГГц. «Киевстар» был держателем значительной доли спектра. И сдал часть их на 4G-тендер. Я не знаю, сколько они до этого платили государству за пользование частотами. Но не должно быть монопольного владения государственным ресурсом. Не должно быть такой ситуации, когда «Киевстар» «выбьет» технейтральность в 900 МГц и будет практически эксклюзивно использовать спектр. Мы не должны забывать о том, что в этой стране один из самых низких уровней ARPU.
– Пока технологическую нейтральность вам дадут только в диапазоне 1,8 ГГц?
– Да.
– Почему?
– Вы у меня это спрашиваете (смеется). Это не мое решение. Мы хотим технейтральность для всех диапазонов. Государство должно сфокусироваться на том, что нужно его гражданам, а не отдельным компаниям. Поэтому надеюсь, что у нас будут приниматься решения в интересах абонентов, и участникам рынка позволят развивать 3G и 4G на всех приобретенных частотах.
"Когда VR.. бла-бла-бла.."- Ні (с)
Это что теперь GSM-1800 Lifecell свернёт?Лицензия на 1800 получена
lifecell не змінює свою позицію щодо тендеру на частоти 1800 і, як і було заявлено раніше, компанія вважає, що обидва тендери на отримання 4G-ліцензій відбулися максимально відкрито та прозоро шляхом проведення торгів "з голосу". Тривала пряма трансляція тендерного процесу в інтернеті. З метою забезпечення справедливих та прозорих торгів умови проведення відкритих конкурсів визначалися регулятором з урахуванням рекомендацій міжнародної консультаційної компанії Analysys Mason.
Ми не вбачаємо порушень встановленого порядку проведення тендеру у факті присутності Президента на частині аукціону щодо частот в діапазоні 1800 МГц. Першу особу держави було запрошено до виступу представниками Комісії після завершення торгів за черговий лот. Включеність Президента у процес запровадження новітніх технологій та його особиста присутність на заході підкреслили важливість переходу українського суспільства до технологій, які вже давно доступні в Європі, зокрема зв’язку четвертого покоління. (с)