В ночь на 1 марта жителям большинства регионов страны нужно перевести часы на час назад. Связано это с переходом Казахстана на единый часовой пояс. Однако смена часового пояса станет испытанием для бизнеса. Особенно для тех предприятий, которые работают круглосуточно.
Судите сами: чеки задним числом не выдают, поэтому у бизнеса будет один час простоя, а это колоссальные убытки.
На подготовку и решение технических нюансов нам дали меньше месяца - 30 января было объявлено о решении выровняться в правильный часовой пояс, и уже 1 марта это произойдет. И несмотря на то что свои сомнения в безболезненности этого перехода мы представили в комитете госдоходов Минфина, к нам не прислушались, не дали указаний на подготовительные работы, не проинформировали предпринимателей, пользователей кассовых аппаратов.
Существует определенный технический регламент работы кассовых аппаратов. Они проходят обязательную регистрацию в комитете госдоходов и не могут пробивать чеки задним числом.
Это противозаконно и понятно почему - не будь этой меры, предприниматели могли бы всячески изощряться, подстраивать в нужном ключе свои доходы. А потому эта опция уже заложена в алгоритм работы.
К чему это приведет при переводе стрелок часов - будет один час простоя. В первую очередь это будет проблема тех, кто работает круглосуточно. Кто попадает под эту категорию? Это заправки, круглосуточные магазины, аптеки, рестораны. Им придется регистрировать новые кассы, делать их резервными - на это нужно время, и сделать это нужно до того, как произойдет смена часового пояса.
Кассовые аппараты сегодня используют программные (это те, что могут работать с телефона, компьютера) и пластмассовые. Отмечу, что перевод часов станет проблемой именно для последних. Потребуется перепрошивка, которая займет ощутимое количество времени. Им придется вручную переводить время и перебивать чеки за пропущенный час.
Если не сделать этого, то есть не перепрошить свой кассовый аппарат, то нарушится технический регламент его работы. Уже нужен будет какой-то документ от комитета госдоходов, плюс это грозит финансовыми затратами.
Проблематичность ситуации и в том, что предпринимателей не известили об этом, многие не знают, с чем могут столкнуться и потом пострадать. Необходимо сразу же связаться с техническими центрами обслуживания, чтобы обсудить с ними инструкции перевода.
От себя добавлю, что любые изменения в работе кассовых аппаратов, которые диктует нам комитет госдоходов, всегда проходили болезненно. В последнее время было изменение протокола, по которому работает кассовый аппарат с изменением фискальных данных, и этот процесс продлился полгода. Хотя сама работа занимала от силы 10 минут. Но делать это нужно было вручную, удаленно сделать это не получается. Низкая информированность сыграла со многими злую шутку.
Несмотря на то что это не первый перевод времени в Казахстане, в техническом регламенте пластмассовых кассовых аппаратов просто не заложено автоматическое переключение на новое время.
Для тех, кто не работает круглосуточно, проблем перевод часов не доставит.
Ерлан АХМЕТОВ, финансист