Мобильный оператор Vodafone Украина решил передать под залог часть своего имущества на сумму 4,6 млрд грн, что составляет почти 30% всех активов компании.
Об этом LIGA.net стало известно из данных системы раскрытия информации НКЦБФР.
Накануне первого 4G-тендера мобильный оператор Vodafone Украина решил привлечь кредит в размере 90 млн евро (2,97 млрд грн). Деталей, каким образом и у кого будут привлекаться эти средства, компания не озвучила. Но оператор признал, что деньги пойдут на закупку 4G-лицензий и нового оборудования.
LIGA.net решила разобраться, для чего компания передала под залог треть своего имущества.
Полезная площадь
Как сообщили LIGA.net в пресс-службе компании, оператор не собирается брать новые займы, а залоговая сумма в 4,6 млрд грн нужна для привлечения ранее озвученных 90 млн евро.
В компании уточнили, что разницу между привлеченной и залоговой суммой - 1,6 млрд - составляют годовые проценты.
Как рассказал источник, близкий к компании, кредитные средства были привлечены в одном из банков Лондона. По словам одного из топ-менеджеров на телеком-рынке, таким образом обычно заводят деньги на свои украинские дочерние компании. "Это стандартная операция, например, для lifecell", - отметил он.
В Vodafone уточнили, что под залог было оставлено разное имущество, в том числе недвижимость и базовые станции.
Три оператора - три разных подхода
Украинский мобильный оператор в последнее время много тратит, но нельзя сказать, что не зарабатывает на такую жизнь. Так, по итогам 2017 года Vodafone получил 2,2 млрд грн чистой прибыли. Примерно такую же сумму оператор заплатил государству за 4G-частоты: 1,8 млрд грн за частоты в диапазоне 1800 Мгц и 631 млн грн в диапазоне 2600 МГц.
В компании не комментируют, почему им пришлось брать кредит и почему не хватило собственных денег, но подчеркивают, что это было обдуманное решение.
По словам президента компании Киевстар Петра Чернышова, логично, что Vodafone взяла кредит под 4G и дальнейшее развертывание сети. А увеличенный залог недвижимости - это стандартная практика украинского кредитования, когда залог стоит больше суммы кредита.
Подтверждают эту идею и эксперты. Как говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий, в прошлом году показатель операционной прибыли по OIBDA у Vodafone составил 5,2 млрд грн, а инвестиции - 4,7 млрд грн.
"В этом году им, вероятно, больше денег на инвестиции нужно будет. В том числе за лицензии заплатить и на 4G-связь", - отмечает аналитик.
“И лицензии, и закупка оборудования стоят больших денег. Логично, что компании пришлось привлечь для этого довольно большую сумму”, - соглашается глава совета Телекоммуникационной палаты Татьяна Попова.
Чернышов говорит, что Киевстар не пришлось брать кредит под 4G. "Своих денег хватает", - уточнил он. На двух 4G-тендерах Киевстар потратил 3,8 млрд грн. Скорее всего, оператору это под силу, поскольку в 2017 году его прибыль до вычета налогов (EBITDA) составила 9,2 млрд грн.
Третий по размеру мобильный оператор - lifecell - выбрал другую стратегию: привлечь средства от материнской компании Turkcell. Финансовое состояние у оператора не очень хорошее. В 2017 году lifecell получил 504 млн грн чистого убытка.
“Мы имеем большую материнскую компанию Turkcell. Поэтому вопрос средств для покупки частот для нас не стоит. Материнская компания имеет достаточно ресурсов, чтобы помочь нам”, - рассказывал ранее LIGA.net исполнительный директор lifecell Исмет Языджы. По итогам двух тендеров оператор заплатил государству около 1,7 млрд грн.