Молчание - знак согласия
Видимо, именно так считают операторы, подключая абонентам услуги, которых они не заказывали, как это произошло с Антоном Миронюком из Донецка. Как-то ему пришло смс от оператора с предложением воспользоваться ежедневными услугами «Прогноз погоды» и «Гороскоп». На рекламное сообщение мужчина никак не отреагировал и вскоре забыл о нём. А через пару недель заметил, что со счёта на мобильном телефоне неизвестно куда пропадают деньги.
- Вы представляете моё удивление, когда оператор заявила, что я подписан сразу на несколько рассылок, в частности, на тот самый «Гороскоп»? - возмущается Антон.
Мы привыкли не вчитываться в содержание рекламных сообщений, мобильные операторы об этом отлично знают и умело пользуются нашей невнимательностью. Например, в случае с этим дончанином смс уже содержало подключение услуги. И если бы абонент его дочитал, то узнал бы, что пресловутые гороскопы ему таки придут, и чтобы этого избежать, нужно отключить эту услугу.
Похожая ситуация произошла и с Людмилой Горенко из Макеевки. В августе она получила сообщение с текстом: «Уважаемый абонент! Вы стали участником акции. В течение месяца у Вас на гудке будет бесплатно установлена мелодия. Чтобы отказаться от услуги, позвоните по такому-то номеру». Ну кто же откажется, если денег платить не надо! Вот только через месяц Людмила обнаружила, что с мобильного счёта исчезло десять гривен. Потому что гудок предоставляют бесплатно, но ровно месяц. Потом за эту услугу начинают вычитать определённую сумму.
- Оператор сказал, что я должна была получить сообщение с предупреждением о плате за услугу. Но мне ничего не приходило, - утверждает девушка.
Что говорит закон
В «Правилах предоставления и получения телекоммуникационных услуг», которые были утверждены Кабмином Украины 11 апреля 2012 года, есть несколько моментов, связанных с этим вопросом. Согласно 14 части 35 пункта этого документа, «потребитель имеет право отказаться от оплаты услуги, которую он не заказывал», а также, как указано в 23-й части этого же пункта, на «прекращение оператором предоставления услуг, которые он не заказывал, в том числе рассылки электронных, текстовых, мультимедийных и голосовых сообщений, спама».
Не менее строго расписаны и обязанности оператора. Согласно ч. 15 п. 38 этих правил, оператор обязан в случае предоставления услуги:
- обеспечить до начала её предоставления уведомление потребителей о наименовании такой услуги и тарифе на её получение, а также бесплатно предоставить потребителям возможность подтвердить согласие на получение указанной услуги или отказаться от её получения;
- начинать предоставление услуги исключительно после уведомления потребителей в порядке, установленном правилами, и наличии их согласия на получение услуги;
- не предлагать потребителям услугу, которая требует обязательного отказа путём совершения или воздержания от совершения определённых действий;
- информировать абонента о сумме средств, списанных с его лицевого счета непосредственно после получения услуги (при наличии технической возможности соответствующих сетей и оборудования).
Милый абонент наш, догадайся сам
О том, что мобильный оператор вводит новые тарифы, мы, как правило, узнаём моментально - реклама сообщает об этом с билбордов, по радио, с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. А вот о том, что эти тарифы вскоре меняются, пользователи догадываются только по неожиданно возросшим тратам. Пример тому - история, которая произошла с Александром Ермашкевичем из Константиновки:
- Я получил смс, которое оповещало о возможности перехода на новый, более выгодный тариф. Ознакомился со всеми деталями, условия меня устроили, перешёл. Сначала всё было отлично - снимали сорок копеек в день, за это я получал минуты на разговоры, смс и мегабайты Интернета. Но потом я стал замечать, что слишком быстро уходят деньги. Позвонил оператору, а оказывается, с меня уже снимают не сорок копеек, как раньше, а семьдесят. Тариф почему-то изменился, а мне об этом никто не сказал.
Ещё один излюбленный вариант украинских операторов - отключать бесплатные минуты непосредственно во время разговора.
- После этого начинается посекундная тарификация, - жалуется дончанин Александр Панченко, - и деньги на счету стремительно тают. А я об этом узнаю, когда из-за нулевого баланса разговор обрывается. Такое со мной случалось несколько раз.
Что говорит закон
Вопросу о тарифах в «Правилах предоставления и получения телекоммуникационных услуг» посвящены сразу несколько пунктов. В частности, 58-й и 59-й пункты сообщают о том, что:
- Тарифы на услуги устанавливаются операторами самостоятельно, кроме тех, которые, согласно Закону Украины «О телекоммуникациях», подлежат государственному регулированию.
- Информация о тарифах, которая обнародуется, должна включать в себя сведения о налоге на добавленную стоимость и другие обязательные сборы (платежи) в соответствии с законодательством.
- Оператор в случае изменения тарифов, которые он устанавливает самостоятельно, не позднее чем за семь календарных дней до их смены обязан обнародовать изменённые тарифы в средствах массовой информации или на веб-сайте (при его наличии), сообщить абоненту об изменении тарифов на услуги.
Ценовая политика - личное дело оператора
На горячей линии Национальной комиссии регулирования в сфере связи и информатизации «Донбассу» ответили сразу: за повышение цен на услуги мобильных операторов они ответственности не несут. А вот жалобы на недобросовестных операторов принимают. Только заявление нужно посылать в Киев по почте. Электронный вариант не считается официальным документом. Пример заявления можно найти на сайте Национальной комиссии регулирования в сфере связи и информатизации: www.nkrzi.gov.ua
Заплатил, а денег нет
Неприятные сюрпризы могут подстерегать потребителей даже в терминалах для пополнения счёта. Студент из Донецка Филипп Лактионов при использовании этого сервиса потерял довольно крупную сумму:
- Я пришел к терминалу, чтобы заплатить за телефонный Интернет. Заплатил 120 гривен, жду, а деньги не приходят. Позвонил по номеру, указанному в чеке. Кстати говоря, не бесплатному. А мне там сообщают, мол, наш терминал больше не сотрудничает с вашим оператором, мы можем перенаправить эту сумму на любую другую услугу.
По техническим причинам подключение отменяется
Дончанка Марина Колесникова пополнила счёт на 35 гривен - сумму, необходимую для подключения услуги «Супер». На сайте оператора написано, что подключение должно произойти в течение суток. Но установленный срок прошёл, а услуга так и не заработала. Тогда девушка позвонила оператору.
- Я почти месяц пыталась чего-то добиться. Сначала они очень долго проверяли информацию по моему номеру, потом сказали, что у них проводились какие-то ремонтные работы, ну и пока выясняли, прошло около месяца, и срок действия услуги со дня пополнения прошёл. Деньги мне никто так и не вернул.
Что говорит закон
То, что заказанная услуга так и не была подключена, оператор объяснил ремонтными работами. Однако согласно ч. 25 п. 39 «Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг», оператор обязан «информировать потребителей о ремонтных работах на телекоммуникационных сетях, а также других случаях перерыва в работе телекоммуникационных сетей и ориентировочных сроках возобновления предоставления услуг». Здесь же мы видим, что девушка узнала о ремонтных работах постфактум. А согласно 40-му пункту, «вопрос о возмещении причинённых потребителю фактических убытков, морального вреда, упущенной им выгоды из-за ненадлежащего выполнения оператором обязанностей, предусмотренных законодательством и договором, решаются в судебном порядке».