Реакция потребителей телекоммуникационных услуг на уже всем очевидное наступление тощих времен - вот хороший, актуальный и правильный вопрос. Как изменится потребительское поведение пользователей услуг, представленных на этих товарных рынках? Изменится ли вообще? Если изменится, то каким окажется воздействие на компании? Станет ли зима 2008-09 годов роковой чертой для некоторых из них? Что будет с рынками? Как изменятся доли их участников?
Поскольку автор сего блога не занимается построением моделей, не стоит ожидать количественных прогнозов и т.н. "точных" оценок. Пусть этим занимаются шаманы из инвестиционных компаний. У них сейчас будет много свободного времени, пущай тренируются.
Ограничусь оценками качественными.
Потребительское поведение дорогих соотечественников на товарных рынках телекоммуникационных продуктов и услуг массового спроса - мобильной телефонии всех сортов и доступа в Интернет, в первую очередь, не сильно отличалось от такового на прочих FMCG рынках.
Главная особенность - нерациональность потребительского поведения, обусловленная отсутствием должного опыта и культуры потребления с одной стороны и агрессивной рекламой, навязывающей неадекватные стереотипы с другой.
Выделю некоторые распространённые модели :
подписка на тарифы, предполагающие избыточное количество услуг. Мой провайдер за 110 грн. предлагает мне аж 15 Гиг трафика, которые я не использую даже на 30% нежелание тратить время на анализ своих расходов неспособность анализировать соотношение цена/качества. Что выливается с одной стороны в привычку пользоваться более дорогими и "статусными" услугами (т.н. безлимитные тарифы, например). С другой стороны - готовность терпеть неадекватно низкое качество услуг.
неготовность к отстаиванию своих прав
Хороший пример - нынешняя ситуация в противостоянии МТС и "Киевстар". На сегодня разница в качестве, покрытии, номенклатуре услуг и прочих потребительских свойствах их предложений или вообще отсутствует, или является исчезающе малой. При этом предложение МТС существенно дешевле (по состоянию на конец сентября).
В этой ситуации позиция "никогда не буду платить за МТС! "Киевстар" форева!" означает готовность человека платить за имидж, статус и прочие умозрительные понты.
Ладно бы там за привычный номер, за возможность дёшево звонить близким людям, которые тоже обслуживаются в сети "Киевстар" - это значимые факторы. Примерно та же ситуация с "Астелит". По крайней мере в Киеве компания в состоянии обеспечить услуги вполне сравнимого качества.
Кризис поставит миллионы людей на самых ступеньках лестницы перед необходимостью менять такой привычный и комфортный уклад жизни, существенно снижать расходы. Невозможно представить, что пользование услугами моибльной связи и доступа в интернет не попадут под сокращения. В зоне риска, полагаю, компании, которые представляют крайние сегменты спектра предложений - типа "дорого, потому что качественно" - во-первых и "а шо ж вы хотите за такие деньги?" - во-вторых.
Наихудший сценарии предполагают не то снижение темпов прироста ключевых финансовых показателей, но даже их уменьшение. В первую очередь объёма продаж.
Боюсь, что операторы по инерции будут стимулировать пользование что будет усугблять их финансовое положение. На фоне неснижающихся расходов на рекламу и маркетинг.
Последние тарифные предложения Киевстар лежат именно в этой плоскости. Круто, конечно, предоставлять услуги на 20-30% ниже себестоимости. В нашем случае - ниже ставок интерконнекта. Только это чревато разными нехорошими вещами.
http://financist.org.ua/news/1870
Поскольку автор сего блога не занимается построением моделей, не стоит ожидать количественных прогнозов и т.н. "точных" оценок. Пусть этим занимаются шаманы из инвестиционных компаний. У них сейчас будет много свободного времени, пущай тренируются.
Ограничусь оценками качественными.
Потребительское поведение дорогих соотечественников на товарных рынках телекоммуникационных продуктов и услуг массового спроса - мобильной телефонии всех сортов и доступа в Интернет, в первую очередь, не сильно отличалось от такового на прочих FMCG рынках.
Главная особенность - нерациональность потребительского поведения, обусловленная отсутствием должного опыта и культуры потребления с одной стороны и агрессивной рекламой, навязывающей неадекватные стереотипы с другой.
Выделю некоторые распространённые модели :
подписка на тарифы, предполагающие избыточное количество услуг. Мой провайдер за 110 грн. предлагает мне аж 15 Гиг трафика, которые я не использую даже на 30% нежелание тратить время на анализ своих расходов неспособность анализировать соотношение цена/качества. Что выливается с одной стороны в привычку пользоваться более дорогими и "статусными" услугами (т.н. безлимитные тарифы, например). С другой стороны - готовность терпеть неадекватно низкое качество услуг.
неготовность к отстаиванию своих прав
Хороший пример - нынешняя ситуация в противостоянии МТС и "Киевстар". На сегодня разница в качестве, покрытии, номенклатуре услуг и прочих потребительских свойствах их предложений или вообще отсутствует, или является исчезающе малой. При этом предложение МТС существенно дешевле (по состоянию на конец сентября).
В этой ситуации позиция "никогда не буду платить за МТС! "Киевстар" форева!" означает готовность человека платить за имидж, статус и прочие умозрительные понты.
Ладно бы там за привычный номер, за возможность дёшево звонить близким людям, которые тоже обслуживаются в сети "Киевстар" - это значимые факторы. Примерно та же ситуация с "Астелит". По крайней мере в Киеве компания в состоянии обеспечить услуги вполне сравнимого качества.
Кризис поставит миллионы людей на самых ступеньках лестницы перед необходимостью менять такой привычный и комфортный уклад жизни, существенно снижать расходы. Невозможно представить, что пользование услугами моибльной связи и доступа в интернет не попадут под сокращения. В зоне риска, полагаю, компании, которые представляют крайние сегменты спектра предложений - типа "дорого, потому что качественно" - во-первых и "а шо ж вы хотите за такие деньги?" - во-вторых.
Наихудший сценарии предполагают не то снижение темпов прироста ключевых финансовых показателей, но даже их уменьшение. В первую очередь объёма продаж.
Боюсь, что операторы по инерции будут стимулировать пользование что будет усугблять их финансовое положение. На фоне неснижающихся расходов на рекламу и маркетинг.
Последние тарифные предложения Киевстар лежат именно в этой плоскости. Круто, конечно, предоставлять услуги на 20-30% ниже себестоимости. В нашем случае - ниже ставок интерконнекта. Только это чревато разными нехорошими вещами.
http://financist.org.ua/news/1870