Mobile-review.com Стоимость содержания Telegram как сервиса. Экономика мессенджера
Привет.
Многие считают Telegram мессенджером, используют его как продвинутый вариант WhatsApp. Не разделяю этого мнения, так как Telegram вбирает в себя свойства как мессенджера, так и социальной сети, в которой можно делиться контентом, общаться и поддерживать контакт с неограниченным кругом людей. Смело можно сказать, что Telegram – это инструмент другого поколения, он пришел на смену привычным мессенджерам и безо всяких скидок стал явлением. В январе 2021 года аудитория Telegram перевалила за 500 миллионов человек, им пользуются по всему миру. Где-то Telegram пытаются запретить, где-то, напротив, приветствуют. Основной вклад в популярность Telegram внесла Россия, так как государство делало вид, что хочет заблокировать мессенджер, но никогда не предпринимало реальных попыток это сделать. Не могу припомнить такой масштабной и дорогой рекламной кампании для другого сервиса.
Политическая борьба в Америке оттолкнула многих людей от Facebook, Twitter, Instagram, а почти никому не известный клон Twitter под именем Parler и вовсе пал смертью храбрых. Люди искали удобный инструмент, где они смогут выражать свои мысли, многие открыли для себя Telegram. В Facebook недооценили восприятие пользователями того, как они относятся к своим данным. Много лет данные WhatsApp передавались в Facebook и использовались в различных целях, в том числе и для рекламы, человек для корпораций превратился в продукт. Изменение пользовательского соглашения WhatsApp подсветило эту проблему, о ней стали говорить публично, и многие люди решили, что они не являются для Facebook продуктом, который можно продавать, отправились на поиски другого инструмента и нашли Telegram. Павел Дуров упомянул, что за 72 часа Telegram получил 25 миллионов пользователей, рекорд безо всяких скидок, и за него нужно благодарить как Facebook, так и цензуру, которую ввели в американских социальных сетях.
Можно смело утверждать, что 2021 год для Telegram становится удивительным, мессенджер уже требуют заблокировать в США инициативные граждане, но это только цветочки, основные события еще впереди. Многие рассуждают о том, что Telegram от этой ситуации только выигрывает, получает десятки миллионов пользователей из ниоткуда, не тратит на их привлечение деньги. Сказочная ситуация, которой можно и нужно радоваться, но на деле все не так прекрасно. Причина в том, что каждый пользователь означает дополнительные расходы, которые мертвым грузом ложатся на Telegram. Аудитория в 500 миллионов человек – это заметная политическая сила в нашем мире, но с момента запуска в 2013 году Telegram не приносит своему владельцу ни копейки. Этот бизнес только сжирает миллионы долларов ежемесячно и выглядит как благотворительный проект, но может ли он быть таковым? Сомневаюсь.
Давайте вместе постараемся разобраться, сколько стоит содержание Telegram, насколько проект дорог и откуда появились деньги на него. Выводы каждый сможет сделать самостоятельно.
Начать нужно с оценки того, как развивался Telegram, как менялась его аудитория. Давайте посмотрим на график.
Можно сказать, что за последний год Telegram ускорился, прирост аудитории в 200 млн пользователей можно считать рекордным. Но к январю 2022 года в Telegram планировали достигнуть аудитории в миллиард пользователей, такой прогноз был сделан в 2018 году, когда Павел Дуров пытался запустить свою криптовалюту. План выглядит реалистичным. Чтобы оценить Telegram в разрезе других социальных сетей и мессенджеров, давайте посмотрим на статистику (октябрь 2020 года, как вы понимаете, все уже заметно изменилось).
Огромная аудитория, постоянный и взрывной рост. Давайте оценим, сколько стоит содержать такую махину и на что уходят деньги. Так как Telegram не является публичной компанией, ориентироваться мы можем на то, что в разное время рассказывал Павел Дуров, создавший мессенджер.
Первое интервью, которое может нас заинтересовать, датируется 2015 годом. Первоначально оно появилось в американском издании Daily Dot, но сегодня страница с этим текстом ведет в никуда, интервью исчезло.
Вот эта ссылка.
Уничтожить что-то в сети крайне сложно, поэтому предлагаю ознакомиться с парой моментов, рассказанных в интервью. В частности, Павел Дуров заявил, что в 2015 году на поддержание мессенджера уходил миллион долларов в месяц. Он тратил на мессенджер собственные деньги, которые получил от продажи доли в социальной сети «ВКонтакте». И вот его прямая речь: «Сейчас мы неустойчивы, мы тратим мои личные средства. Мы хотим, чтобы в будущем компания могла покрывать зарплаты, потому что иначе это нечестно. И я согласен с тем, что это то, куда мы идём, что мы сделаем в конце концов, придумаем устойчивую бизнес-модель. Я думаю, что мы уже скоро начнём с этим экспериментировать. Это не будет включать платные функции, подписки или рекламу. Telegram всегда будет бесплатным для пользователя. Наша монетизация, скорее всего, будет включать платформу для сторонних разработчиков и разделение доходов».
Или вот такой пассаж: «Мы похожи на некоммерческие организации тем, что мы тоже хотим тратить всё, что заработали. В то же время мы хотим сами себя обеспечивать. Поэтому важный вопрос, который нам задают пользователи: “Отличный продукт, бесплатный, мне он нравится, но что случится через год, два года, пять лет, когда вы наберёте большую популярность и расходы возрастут?”.
Когда WhatsApp и Viber достигли этой точки, им пришлось продаться. Их расходы были слишком велики, и они не нашли способ монетизации. У WhatsApp была подписка, но если вы посмотрите на их результаты в 2014 году, то они заработали $25 млн и потратили $280 млн. Это совсем не устойчивая модель.
Мы не хотим вечно сжигать деньги, и мы не хотим зарабатывать больше, чем можем потратить. Мы хотим зарабатывать ровно столько, сколько нам нужно на оборудование, трафик и зарплаты. В нашей команде — лучшие разработчики мира. Некоторые из них были лучшими во “ВКонтакте”, и они ушли вслед за мной в Telegram. Они получали предложения от Facebook, Google. Мы не можем мотивировать их опционами, потому что это не частная компания, предназначенная для продажи. Поэтому нам приходится платить им конкурентоспособные зарплаты, иначе у нас не было бы разработчиков».
На что Telegram тратит деньги? Это команда разработчиков, расходы на офис и другую мелочевку, так как эти расходы мизерны по сравнению со стоимостью трафика и серверов для обслуживания Telegram. Экстраполировать расходы 2015 года на сегодняшний день невозможно, так как среднестатистический пользователь Telegram того времени и 2021 года сильно отличаются. Причина в популярности мессенджера и том, что он позволяет создавать публичные каналы, которые распространяют информацию, и зачастую это не просто текст, а фотографии, видео, голосовые сообщения. Все то же самое есть и у пользователей. У меня нет статистики по трафику пользователя Telegram в 2015 году, но есть возможность посмотреть таковой для российских пользователей в январе 2020 года и в январе 2021 года, данные одного из операторов большой тройки. В январе 2020 года средний объем передаваемых данных (только мобильные данные, Wi-Fi не учитывается, что дает большую погрешность, реальные данные выше) составил 800 МБ. В январе 2021 года мы наблюдаем рост до 1.4 ГБ. Делать выводы из этих данных по России в целом можно, но в других странах профиль потребления сильно отличается.
Также стоит учитывать, что оператор видит данные только на своей сети. Если человек пользуется двумя смартфонами, то трафик кратно выше, на каждом устройстве он дублируется! Вот мои данные из Telegram, они выше средних для России (подписка на десяток каналов, активный обмен фотографиями).
Посмотрите, сколько данных передаете вы, думаю, что статистика вас удивит. Единственный вывод, который можно сделать на коленке, звучит крайне просто: сегодня в Telegram объем данных на одного пользователя в месяц составляет значимую величину и сильно отличается от того, что мы видели в 2015 году. В пользу этого говорит и то, что люди ежегодно потребляют все больше и больше мобильного трафика.
Понятно, что Россия заметно выделяется дешевизной мобильного интернета, например, в Индии картина на пользователя будет совсем другой. Но там у людей также есть Wi-Fi, они не менее активно потребляют разнообразный контент. Для Telegram не играет особой роли, как вы получаете доступ к приложению, по Wi-Fi или через сотовую сеть. Для сервиса важно, какой объем данных вы передаете, а также то, что эти данные необходимо хранить на серверах, а также оплачивать трафик до них. Львиная доля расходов Telegram сегодня – это серверы, которые должны обеспечивать работу приложения, а также желательно находиться в разных странах мира, чтобы обеспечить наилучшую связность для сервиса.
В 2018 году в проспекте для инвесторов криптовалюты Gram появляются цифры, которые показывают, как изменился бизнес Telegram. В частности, для 2017 года приводится цифра расходов в $70 миллионов, из которых $62 миллиона потрачено на оборудование, трафик, серверы и верификацию пользователей (да, те самые SMS-сообщения). Интересно, что в проспекте также приводится прогноз по расходам: 2018 год — $100 млн, 2019 год — $130 млн, 2020 год — $170 млн.
Принимая во внимание, что Telegram планировал к 2022 году достичь аудитории в миллиард пользователей, расходы можно оценивать как реальные и построенные исходя из той модели роста, что закладывали в компании. В 2018 году никто не мог предположить пандемии, изменения стоимости хранения информации в дата-центрах, увеличения стоимости трафика для больших клиентов. Мы можем смело заложить рост в 20% на те цифры, что приводил Telegram в 2018 году для прошлого года и текущего периода. Даже по самым скромным оценкам, в 2020 году расходы компании составили более $200 млн, при этом компания не заработала на своем сервисе ни одной копейки. Даже если сложить все цифры, что приводились Telegram, и считать их минимальной оценкой расходов, то получится, что на конец 2020 года на сервис было потрачено 600 млн долларов. Учитывая аудиторию в 500 млн человек, это прекрасный результат, который неоспорим.
В декабре 2020 года Павел Дуров впервые объявил о том, что в Telegram появятся платные функции. В мессенджере ничто не изменится для пользователей, для них Telegram останется бесплатным. Также пользователи не будут видеть рекламу в своих сообщениях, что зачастую раздражает и вызывает отторжение. Деньги планируется привлекать за счет расширенных возможностей, а также тех, кто использует Telegram для бизнеса. Никакой конкретики объявлено не было, но Дуров повторил, что разговора о продаже компании или доли в ней не идет.
Дуров много лет выстраивает образ человека, который борется за права людей, создает инструмент, защищающий приватность, и не следит за своими пользователями. Факт заключается в том, что Telegram хранит все, что вы отправляете через него, – сообщения, файлы, видео и фотографии. Для пользователя это ровно такой же черный ящик, как другие сервисы, вы не знаете, что происходит внутри него, и остается только верить словам Павла Дурова. Вера – штука эфемерная, она может быть быстро разрушена.
С 2013 года Telegram, по словам Дурова, живет исключительно на его деньги. От продажи доли «ВКонтакте» Павел мог получить от 300 до 480 млн долларов, оценки сильно разнятся. Но даже если взять оценку по верхней планке, то расходы Telegram уже превысили эту сумму. В 2018 году для криптовалюты Gram было проведено ICO, за пару раундов привлекли 1.7 млрд долларов. Но американский регулятор в конце 2019 года запретил выпуск Gram, деньги было необходимо вернуть и заплатить американским инвесторам 10% сверху. Интересно, что $470 млн из привлеченных средств были потрачены на разработку блокчейн-платформы, а также поддержание работы Telegram.
В мае 2020 года инвесторам Gram предложили кредитный договор, по которому компания обязана до 1 мая 2021 года вернуть все привлеченные деньги и заплатить 10% за год их использования (срок действия – с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года). Либо вернуть 72% от суммы, но тогда ставка составит 52.7%.
В январе 2021 года появился слух, что Дурову предлагали продать от 5 до 10% компании при общей оценке Telegram в 30 млрд долларов. Но Дуров отклонил предложение, да и все предыдущие заявления однозначно говорят о том, что компания не продается. Согласитесь, что это выглядит как минимум странно и удивительно, ведь Telegram – это бизнес, который съедает ежегодно сотни миллионов долларов. И их нужно где-то привлекать, благотворительность не может продолжаться бесконечно долго. Вопрос монетизации сервиса стоит остро, но даже если Telegram запустит такую монетизацию завтра, он не сможет привлечь достаточные средства для поддержания работы, расходы уже больше, чем потенциальная выручка.
На этом фоне путей для решения проблемы не так много, но это если говорить о бизнес-составляющей. Думаю, что мы увидим очень интересный ход от Павла Дурова, когда он использует свою фирменную фишку – защиту людей и их персональных данных. Никаких обязательных платежей, но сбор данных в поддержку Telegram, возможность получить «галочку» напротив имени, что ты пожертвовал какие-то деньги. Это социальная история, которая может поддержать сервис. Также это отличная история, чтобы показать, что Telegram независим, поддерживается своими пользователями, за ним не стоит кто-либо. Мое мнение при этом остается неизменным, что Telegram создан как инструмент разведки, и инструмент успешный, вся легенда вокруг сервиса выстроена очень верно. Равно как и то, что многие годы Telegram не зарабатывает деньги, этот вопрос перед сервисом просто не стоял. Поверить в альтруизм Павла Дурова легко, так как это часть его образа. Но повторю, что Telegram для всех вне его – это черный ящик, и никто не знает, что происходит внутри, какие данные и как хранятся, куда они передаются и так далее. Кто-то может посчитать это теорией заговора, но все косвенные признаки говорят об одном и том же. Неуклюжие попытки заблокировать Telegram в России выглядели как удачная PR-кампания. Когда инженеры предлагали 100% способы «убить» сервис, их советы просто игнорировались, что рисует ситуацию совсем в другом свете.
Но если отбросить в сторону политику и то, кто на самом деле и для чего создавал Telegram, можно сказать, что в публичном поле компании необходимо решить один простой вопрос – показать, что она независима и получает деньги на свое существование из «чистого» источника. Сбор денег пользователей для этого идеален, тем более что среди таких платежей легко скрыть финансирование со стороны тех или иных институтов власти.