Цели, которые мы ставили себе перед встречей – а) сдвинуть стратегию PayPal из программы Send only в программу SRW, и б) когда-то в будущем подумать над программой Local Currency. Как я уже сказал выше, PayPal на данный момент Украину не рассматривает, как перспективный рынок.
Основные выводы со встречи (это оценочное суждение):
Представители PayPal к встрече были абсолютно не готовы. Нам просто показали презентацию развития и возможностей системы и собирались на этом закончить встречу. И это после года переговоров!! Что натолкнуло меня на вывод о том, что представители PayPal просто не осознают масштабы проблемы, связанной с неполноценной работой своего сервиса в Украине.
Судя по всему, задолго до этого у представителей PayPal сложилось абсолютно искаженное, и довольно предвзятое отношение к Украине. Отчасти, за это следует поблагодарить «мудрое» руководство Нацбанка, годами ранее высылавшее письма с закамуфлированными угрозами в сторону PayPal. Наверное, именно такими письмами в прошлом выдавливались из Украины и международные банки. Делалось это намеренно, с целью недопущения на украинский рынок сильных игроков, во имя поддержания интересов местных олигархических кланов. НБУ десятилетиями служил пугалом, «популярно объясняя» международным игрокам, что с ними может произойти, вздумай они зайти на рынок.
Но также определенную роль в формировании имиджа Украины в глазах PayPal скорее всего сыграли ошибочные выводы собственных менеджеров, на основе которых были приняты неудачные решения.
Наши заверения и описание ситуации и стратегии в Украине сдвинули представителей PayPal на эмоциональном уровне в более позитивную сторону, однако уже в середине встречи стало понятно, что у них вообще отсутствует какой-либо мандат на изменение вектора в отношении Украины. К концу встречи они четко это сами подтвердили. Когда мы спросили: что все-таки им мешает принять хоть какое-то решение, или хотя бы озвучить причины отказа — никто из присутствовавших не смог продемонстрировать ни одного практического фактора или конкретных регуляторных норм, которые можно было бы обсудить. На большинство вопросов, требующих полномочий по управлению компанией, в качестве ответов звучали ссылки на необходимость консультаций с «другими людьми и другими отделами». Что натолкнуло меня на вывод о том, что эти люди просто не уполномочены принимать решения такого уровня и являются ретрансляторами, несмотря на заверения в собственной важности.